Каждый раз гуляя в Хабаровске по центральному парку и проходя мимо памятника графу Муравьеву — Амурскому говорю: «Пошли нам, Господи, еще такого управителя Дальней Россией.» Памятник главному генералу амурской земли — графу Муравьеву — Амурскому от благодарных потомков. Хабаровск.
Представитель старинного дворянского рода, давшего России многих видных государственных и военных деятелей. Отец его был сенатором, статс-секретарем в правлении Николая I
Назначение Николая Муравьева генерал-губернатором Восточной Сибири вызвало массу пересудов. Преобладала зависть: «Всего 38 лет, а ему дали полцарства — от Оби до Тихого океана!»
Он начал борьбу против махинаций золотопромышленников, которая оказалась небезопасной — звенья преступной цепочки вели в Петербург. Еще сложнее было с откупными делами — злоупотребления вошли в плоть и кровь большинства купцов, решавших все с помощью взяток. Отказавшись от «благ», которыми пользовались его предшественники. Муравьев вел аскетический образ жизни — работал допоздна, вставал в 5 утра. Выпив чаю с ромом и закусив сухарем, выходил в город в простой шинели, без охраны, навещал присутственные места, рынки, магазины.
«Столица Сибири погрязла в разврате и взяточничестве», — решил он.
В истории расширения российских владений в Сибири Муравьёв-Амурский сыграл видную роль: ему принадлежит почин в возвращении Амура, уступленного Китаю в 1689 году. Ещё до отъезда в Сибирь Муравьёв заручился помощью Г.И. Невельского, исследовавшего устья Амура и остров Сахалин. Эти исследования, подтвердившие выводы поручика Гаврилова (1846 год) о доступности устья Амура для морских судов, поставили вопрос о желательности приобретения Амура на более твердую почву, удостоверив, что Амур представляет удобный путь для сообщения с Тихим океаном.
«Амурское дело» было главной целью молодого генерал-губернатора.
ПОСЛЕ НЕРЧИНСКОГО ДОГОВОРА 1689 г. русские не имели права плавать по Амуру. Пользуясь отсутствием в Охотском море российского флота, англичане и французы наводнили его своими судами, которые добывали рыбу, котиков, били китов. Муравьев говорил царю перед отъездом в Иркутск: «Амур должен стать стратегическим каналом для защиты Дальнего Востока». Николай I согласился: «Трудно защищать Амур из Кронштадта». Тем временем экспедиция Невельского исследовала низовья Амура, на которые китайцы не претендовали.
Первое официальное плавание по Амуру Муравьев провел в мае 1854 года. Пароход «Аргунь», построенный в Шилке, возглавил флотилию из 77 барж и плотов, загруженных пушками, порохом, солдатами. Все это было доставлено в низовья Амура; часть пошла оттуда на Камчатку, где Муравьев выбрал места батарей в Авачинской бухте.
Китайские власти вначале противились установлению границ по Амуру. Но Муравьев сумел убедить их в дружелюбии России. 16 мая 1858 г. в Айгуне был подписан исторический трактат о границах между Россией и Китаем по Амуру. Китайцы отметили это событие небывалой иллюми- нацией в Пекине. Большие торжества прошли в Благовещенске, Чите, Иркутске, других местах Сибири.
«Европа смотрит на нас с завистью, Америка с восторгом, — говорилось на торжестве в Иркутске. — Не все могут представить, как приобрести реку почти в четыре тысячи верст и пространство в миллион квадратных верст, не порезав пальца, без треволнений и страха не только для России, но и для мест, прилегающих к этому краю…»
Добиться этого мог лишь человек, прошедший через массу сражений и потому знающий цену жизни и смерти. Муравьев воевал на Балканах и на Кавказе, он ненавидел напрасную кровь. Новая граница включала в состав России Приамурье, Хабаровский и Приморский края, Сахалин.
26 августа 1858 г. из Петербурга поступил царский рескрипт о возведении Муравьева в графское достоинство с титулом Амурский.
14 ЛЕТ ПРОБЫЛ МУРАВЬЕВ-АМУРСКИЙ на посту генерал-губернатора Восточной Сибири. Мог бы поработать еще, но считал: «Никто не должен быть на одном месте более 10 лет, иначе он обрастает жиром, и толку от него нет». Его уговаривали, но он отвечал: «Переслуживать — преступление».