Летописью духовного противостояния можно назвать двадцатилетнюю историю Всеславянского кинофорума
«Золотой Витязь». Вспомним о некоторых событиях фестиваля вместе с его бессменным Президентом Николаем Бурляевым.
Год 1993. Николай Бурляев:
«Второй Международный кинофестиваль славянских фильмов мы провели в два этапа: первый- отборочный в Москве, второй- основной, спустя месяц в Югославии. В Москве за 14 дней мы показали 60 картин. Шестидесяти режиссерам и тысячам зрителей мы подарили радость и надежду на то, что русский, славянский кинематограф будет жить.
Познакомив москвичей с конкурсной программой, я с тяжеленными яуфами с фильмами весом в 300 кг. отправился в Югославию готовиться к прибытию основной киноделегации. Кроме русских, украинских и белорусских кинематографистов в Нови Сади прибыла греческая делегация. Болгарским и румынским кинематографистам их власти отказали в выдаче виз.
Второй МКФ « Золотой Витязь» расширил свой регламент, учредив конкурсы не только художественных, но и документальных, телевизионных, анимационных и студенческих фильмов.
И грянул бой, наш сербский бой! Во время международной конференции- дискуссии я впервые публично сформулировал мысль о том, что « Золотой Витязь» доказал появление в мире нового явления славянской, христианской кинематографической культуры. Фестиваль стал центральным культурным событием блокадной страны. Торжественная церемония открытия и закрытия транслировалась в прямом эфире. Все было красиво, благородно по-славянски. Трудно было представить, что этот праздник совершается в стране, которой мир объявил несправедливую блокаду.
Приза «за лучшую режиссуру» был удостоен наш Саша Сидельников за свою документальную картину « Вологодский романс». Никто из нас не мог предположить, что Саше оставалось жить немногим больше ста дней. Ранним утром 4 октября 1993 года при начале штурма российского Белого дома Саша с видеокамерой в руках был прицельно сражен пулей…
Год 1994г. Николай Бурляев:
«Я принял предложение Президента Приднестровской Молдавской республики А. Н. Смирнова провести Третий МКФ « Золотой Витязь» в Тирасполе. Как и в прошлые годы программу отбирал лично: посетил Минск, Киев, Афины, Софию, Белград. В Югославии меня настигло сообщение о том, что Союз кинематографистов Молдавии намерен направить мне официальный протест против проведения фестиваля в Приднестровье. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий прислал свое благословение, дело пошло радостнее. В день открытия фестиваля кинематографисты шли » по главной улице с оркестром». Их приветствовали тысячи людей, кричали слова благодарности любимым артистам, бросали под ноги цветы, на ходу целовали, пожимали руки. Кинематографический десант « Золотого Витязя» встречали словно армию освободителей. Конечно же, не все желающие смогли попасть на торжественное открытие. Предвидя это, на площади был выставлен большой экран, и сотни людей наблюдая происходящее в зале, пели, танцевали, веселились. А по окончании открытия небо Тирасполя заполыхало красочным салютом: приднестровцы праздновали двухлетие со дня окончания войны, открытие фестиваля совпало с их днем победы. Такого мощного праздника я не помню даже в лучшие советские времена.
Навсегда останется в моей памяти тот момент закрытия третьего фестиваля, когда Алексей Петренко пел сербскую песню. Вдруг посреди песни раздался странный шум. Перед началом мне говорили о том, что возможна диверсия, могут минировать зал, была долгая проверка здания. Я выглянул в зал и увидел, что весь зал в едином порыве встал под воздействием патриотической сербской песни. У большинства зрителей в глазах слезы. Третий «Золотой Витязь» закончился триумфом.