Подготовка к фестивалю «Рождество глазами детей»

В рамках городского фестиваля «Рождество глазами детей» отдел культуры Хабаровской епархии провел установочную беседу для юных художников студии «АРХиП». Встреча проходила 16 декабря в детско-юношеском центре «Восхождение».

В ходе беседы ребята узнали о смысле и значении праздника, о его истории, о рождественском посте и святках.

Рубрика: Новости | Оставить комментарий

«Святитель Иннокентий — герой моего Отечества»

В рамках проведения мероприятий, посвященных 220-летию со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова) и 40-летия его канонизации, Хабаровская епархия Русской Православной Церкви проводит литературный конкурс для старшеклассников «Святитель Иннокентий Вениаминов – герой моего Отечества».

Конкурс проходит в два этапа:

  1. Просмотр в школах г. Хабаровска документального фильма «Святитель Иннокентий Вениаминов. Имя славное и почтенное. Возвращение домой».
  2. Написание школьниками г. Хабаровска конкурсного сочинения «Святитель Иннокентий – герой моего Отечества».

Интерес учреждений образования к личности святителя Иннокентия не случаен. Ведь Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Именно благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов.

Вклад, который внес святитель Иннокентий (Вениаминов) в освоение Дальневосточных земель, в развитие культуры населявших их народов, поистине сложно переоценить. Митрополит Иннокентий создал алфавиты и грамматики для нескольких народов Сибири, Дальнего Востока и Америки, строил школы для обучения детей грамоте, сам в них проводил уроки, знакомил свою паству с основами медицины, строительного дела, с различными практическими ремеслами. И сегодня жизнь и деятельность святителя Иннокентия требуют осмысления подрастающим поколением, а его духовно-историческое наследие – дальнейшего сохранения и приумножения.

Епархиальный литературный конкурс «Святитель Иннокентий – герой моего Отечества» начался с открытых уроков о святителе, которые 15 декабря 2017 г. в школах п. Березовка провёл  Отдел культуры Хабаровской епархии. В мероприятиях приняла участие почетный работник образования И.В.Белова – депутат Законодательной Думы Хабаровского края.

После приветственных слов и установочной беседы, школьникам был показан Документальный фильм «Святитель Иннокентий Вениаминов. Имя славное и почтенное. Возвращение домой», — своего рода видео-взгляд нашего современника на результат трудов святителя Иннокентия Вениаминова, дошедших до наших дней. Фильм получил поддержку Министерства культуры РФ, снят на средства Президентского гранта, является лауреатом XIV Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел».

Съёмки фильма велись в Иркутской области — в селе Анга – на родине Святителя, в Иркутске, Ангарске, Качуге, Бодайбо, а также в Москве, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Благовещенске, Петропавловске-Камчатском и Хабаровске, в республике Бурятия. В 2016 году в рамках сотрудничества с экспедицией «Байкал — Аляска» были проведены съёмки на реке Лена, в Якутске и Ленске. Завершающим этапом стали съёмки на Аляске (США).

Фильм — это переплетение современного мира и истории. Это взгляд на то, как мы сейчас относимся к Святителю Иннокентию и рассказ о его славных путешествиях и подвигах во имя веры и во имя служения человечеству.

В ходе занятий невозможно было не упомянуть и о книге хабаровчанки Татьяны Гладких «Иннокентий (Вениаминов): ученый, педагог, просветитель», так как в книге уделено особое внимание трудам святителя Иннокентия в Приамурье, которым он посвятил более 20 лет.

Итак, занятия проведены, фильм показан, школьные сочинения – в стадии написания. Лучшие работы школьников будут отмечены призами из Архиерейского фонда митрополита Владимира – главы Хабаровской и Приамурской митрополии.

Остается пожелать ребятам Божией помощи в столь увлекательном деле как изучение истории родного края и своей страны! Ведь самое удивительное – оно всегда рядом, но его надо разглядеть.

Рубрика: Новости | Оставить комментарий

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

Рождественский пост, предваряющий великий праздник Рождества Христова, продолжается 40 дней и называется Филипповым, так как начинается после 27 ноября – дня памяти апостола Филиппа.

Рождественский пост не слишком строг. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни и в великие праздники, например, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Если же праздники выпадают на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

Со 2 по 6 января пост становится строже, в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Рыба, вино и елей не вкушаются в понедельник, среду и пятницу всего Рождественского поста. Если следовать букве закона, в эти дни разрешается принимать пищу без масла (речь идет о так называемом сухоядении) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – благословляется пища с растительным маслом.

Однако пост – это аскетический подвиг, требующий подготовки. Начинать поститься лучше всего с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые горячие головы поспешно берутся за непосильные подвиги и вскоре либо расстраивают свое здоровье, либо от голода становятся нетерпеливы и раздражительны, пост делается для них невыносимым. «Духовный плод – не груша, сразу не скушать», – говорил преподобный Серафим Саровский. В пост следует входить постепенно, учитывая тот уровень «невоздерженности», на котором находится человек, а также состояние его здоровья. Важно, с одной стороны – не объедаться, а с другой – не изнурять себя до такой степени, когда невозможно нормально трудиться, выполнять обязанности в семье и на работе. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться со священником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения.

Сочельник

Истинный пост связан с молитвой, покаянием, искоренением страстей и пороков, удалением от злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – побыть в тишине, смирить свою плоть и очиститься от грехов – дабы встретить Сына Божиего, воссоединиться со Спасителем в Таинствах. Без молитвы и покаяния пост становится опасной диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».

Между тем многие постящиеся верующие знакомы с «новогодним» искушением – празднованием светского Нового года в дни Рождественского поста. Этот рубеж можно использовать для того, чтобы подвести итоги, поблагодарить Бога за еще один подаренный год, возможность находиться в Его Святой Церкви. 31 декабря во многих храмах служат молебны на начало нового года. А 1 января по новому стилю Православная Церковь вспоминает мученика Ванифатия, которому молятся, в том числе желающие избавиться от страсти пьянства.

Икона Рождество Христово

Последний день Рождественского поста называется сочельником, уставом полагается вкушать сочиво. Блюдо готовится из зерен пшеницы, риса – часто с добавлением меда, изюма, сухофруктов. Сочиво едят, видимо, подражая посту пророка Даниила и трех отроков, которых вспоминают перед праздником Рожества Христова – они питались от семян земных, чтобы не оскверняться языческой трапезой (Дан. 1:8). Кроме того, согласно Евангелию, «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31–32).

В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не вкушать до первой вечерней звезды. Трапеза предписывается один раз после Божественной Литургии. «В Сочельник, под Рождество, бывало до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом: взвар – из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. А будто дар Христу. Ну… будто Он на сене, в яслях», – писал Иван Шмелев.

 

Рубрика: Новости | Оставить комментарий

В РАМКАХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ ХАБАРОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ ПРОШЕЛ КРУГЛЫЙ СТОЛ «ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»

В рамках VI Рождественских образовательных чтений Хабаровской митрополии 10 ноября в конференц-зале Краевого музея имени Н. И. Гродекова состоялся круглый стол «Традиционные духовно-нравственные ценности в области культуры и искусства», в котором принял участие ряд ведущих специалистов Хабаровска: историки, филологи, искусствоведы, а также работники сферы образования, библиотекари, студенты, активисты Молодежного движения Хабаровской епархии.

 

 

 

 

 

Организаторами конференции выступили Отдел культуры Хабаровской епархии и Министерство культуры Хабаровского края.
С докладами выступили Якуба Т.Ю., генеральный директор Дальневосточной государственной научной библиотеки; Алепко А.В., д.и.н., профессор ХГИК; Мехтиев В.Г., д.ф.н., профессор ТОГУ.
Приветственным словом митрополита Владимира работу секции открыл руководитель отдела культуры епархии монах Герман.

Большой резонанс вызвал доклад председателя Общественной молодежной палаты при Хабаровской городской Думе Кушниренко В.И. «Упадок значения традиционных ценностей в молодежной среде и пути решения этой проблемы», — отрадно, что такие вопросы интересуют молодых политиков. Однако пути решения, предложенные Кушниренко, вызвали множество вопросов. Дай Бог, чтобы такие конструктивные встречи с признанными деятелями науки послужили на пользу молодым политикам!

Вне всякого сомнения, книга является важнейшим средством духовного развития личности, что и было продемонстрировано в выступлении библиотекаря храма Святителя Иннокентия Иркутского – Светланы Александровны, а затем и в докладе к.п.н. Домбровской И.В. – заместителя директора Хабаровской краевой специализированной библиотеки для слепых. Те чудеса преображения человеческого, о которых говорила Светлана Александровна, будто находили своё подтверждение в чуде приобщения слепых людей к истокам Православия. «Дорога к храму» — так называется проект Ирины Вячеславовны, и направлен он на духовно-нравственное просвещение инвалидов по зрению и предоставление им возможности посещения  храмов и монастырей Хабаровска и пригородных районов.

Радует тот факт, что ценности Православной культуры интересуют не только специалистов, но и студентов. Примером тому может служить доклад студента Хабаровского краевого колледжа искусств Марычева Олега. Второкурсника настолько заинтересовал жизненный путь и духовный подвиг святого праведного Иоанна Кронштадтского, что юноша решил для себя во всем руководствоваться наставлениями святого Иоанна.

 

 

 

 

 

 

 

Пока длились напряженные дебаты и обсуждались пути сохранения традиционных ценностей, ребята из Молодежного движения епархии заварили ароматный чай, который, как известно, обладает удивительным свойством сближать людей.

Расставались все как добрые, старые друзья, с намерением встретиться в следующем году и, по настоянию уважаемой профессуры,  посмотреть: появились-ли какие качественные и количественные изменения в духовной жизни Хабаровского края.

__________________________________

Перечень докладов участников круглого стола
«Традиционные духовно-нравственные ценности
в области культуры и искусства»

  1. Якуба Т.Ю., генеральный директор Дальневосточной государственной научной библиотеки, г. Хабаровск. «Библиотека – центр духовного просвещения».
  2. Алепко А.В., доктор исторических наук, профессор Хабаровский институт культуры, г. Хабаровск. «Проблемы культурно-исторического наследия в духовной культуре населения Хабаровского края».
  3. Мехтиев В.Г., доктор филологических наук, профессор ТОГУ, г. Хабаровск. «Ценность традиции и эпоха постмодерна».
  4. Бердникова И.Г., учитель русского языка и литературы СОШ №7, Приморский край, г. Арсеньев. «Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»: опыт глубокого прочтения».
  5. Андык С.А., редактор Дальневосточной государственной научной библиотеки, г. Хабаровск. «О серии духовно-нравственной литературы. Тихон Шевкунов «Несвятые святые».
  6. Лазарева Т.С., главный библиотекарь Дальневосточной государственной научной библиотеки, г. Хабаровск. «Религиозно-нравственные искания в творчестве Н.С. Лескова».
  7. Кушниренко В.И., председатель молодежной палаты при Хабаровской городской Думе, г. Хабаровск. «Упадок значения традиционных ценностей в молодежной среде и пути решения этой проблемы».
  8. Марычев Олег Станиславович, студент 2 курса духового отделения ХККИ «Нравственные и духовные ценности в судьбе Иоанна Кронштадтского»
  9. Домбровская Ирина Вячеславовна, заместитель директора Хабаровской краевой специализированной библиотеки для слепых, к. п. н. «Православный проект «Дорога к храму» в духовно-нравственном просвещении инвалидов по зрению»

 

Рубрика: Новости, Рождественские чтения | Оставить комментарий

Может ли кино расположить к святой жизни?

С 26 октября в Москве в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате открылся XIV Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный Ангел». Итоги фестиваля будут подведены 6 ноября на торжественной церемонии закрытия форума.

Может ли кино расположить к святой жизни?

На эту тему в день открытия XIII Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», 28 октября, размышляют представители российского кинематографа, политики, деятели науки, искусства, известные пастыри, организаторы и зрители кинофестиваля. Кинофестиваль завершится 6 ноября 2016 года. На торжественной церемонии закрытия фестиваля состоится подведение итогов конкурса и награждение победителей.

Сергей Васильевич Маковецкий, народный артист России

Сергей Маковецкий

Ни одно самое талантливое произведение не может кардинально изменить зрителя. Так же как ни одно выдающееся произведение искусства не делает человека хуже. Но мы говорим о действительно выдающихся произведениях, которые заставляют сопереживать, вызывают жалость, восхищение, радость и другие светлые чувства.

Но вот закрывается занавес или гаснет экран… Надолго ли сохранятся эти чувства, когда начнется обыденная жизнь, ежедневные проблемы? Сколь долго человек сможет сохранить полученное? Может быть, оно останется на всю жизнь, возможно, что-то когда-то блеснет в памяти, а возможно, просто забудется.
К примеру, человек приходит на кладбище, суетность отступает, он погружается в тишину, вспоминает о вечности. Но проходит несколько минут, он покидает кладбищенскую ограду и попадает в круговерть событий – и от недавних переживаний не остается и следа.

Для того чтобы жить – я не говорю святой – нормальной жизнью, должна быть основа, заложенная в детстве, бабушками и дедушками, родителями. Душа должна быть живой, уметь откликаться на то, что видит и слышит, не оставаться равнодушной.

Да, бывают случаи, когда произведение может дать толчок, открыть что-то сокровенное в человеке. Но чтобы это случилось, это сокровенное должно быть где-то внутри. Мой друг из Киева под влиянием одного из спектаклей действительно изменил свою жизнь. Но он был готов к этому. «Имеющий уши да услышит». Должны быть уши, и душа должна уметь откликаться на то, что увидела и услышала.

Наверное, есть запретные темы. Но кино должно быть разным. Главное – в нем должна быть заложена любовь. Ибо любовь может изменить даже самого закоренелого человека. Человек живой, он находится на земле, а не на небе, может совершать ошибки. Важно – что в итоге, что остается.

Бывают неоднозначные, страшные, жесткие фильмы: «Однажды в Америке» Серджио Леоне, работы российского режиссера Алексея Балабанова (1959–2013; фильмы «Брат», «Брат-2», «Война», «Груз-200») и др. Но они сделаны талантливо, затрагивают за живое, душа начинает болеть. Но для этого душа должна быть.

«А вообще с нами все делает Бог. Все эти произведения – лишь Его подручные средства». Это не я сказал, это кто-то из великих…

Константин Михайлович Долгов, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор философских наук

Константин Долгов

С момента возникновения кинематографа долгое время считалось, что этот вид искусства не способен выражать высшие сферы духа и, следовательно, воздействовать на них. Может быть, это объяснялось тем, что язык киноискусства поначалу был не развит: немое кино, которое базировалось на мимике и пантомиме, не могло сравниться с языком литературы и других видов искусства. Однако постепенно кинематограф создавал свой собственный сложный и утонченный язык, который становился все более универсальным, способным к выражению глубочайших и тончайших мыслей и чувств. Можно вспомнить такие фильмы, как «Причастие» И. Бергмана, ряд фильмов Ф. Феллини, М. Антониони, картины «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, «Война и мир» С. Бондарчука. На мой вопрос, что он хотел выразить этим фильмом, Сергей Бондарчук ответил: проблему жизни, смерти и вечности. Назову также ленты «Очарованный странник» И. Ермакова (в главных ролях Н. Симонов, Т. Доронина), «Отец Сергий» И. Таланкина, «Летят журавли» М. Калатозова, «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого, «Калина красная» В. Шукшина, «Не стреляйте в белых лебедей» Р. Нахапетова, «Идиот», «Братья Карамазовы» И. Пырьева, фильмы А. Тарковского, прежде всего «Андрей Рублев», «Уроки французского» Е. Ташкова и другие экранизации произведений В. Распутина, «Остров» П. Лунгина, документальные фильмы о Преподобном Сергии Радонежском, Антонии Сурожском, старце Паисии Святогорце, а также фильмы, посвященные отдельным храмам и обителям, святым местам.

Естественно, каждый из этих фильмов по-своему воздействует на зрителя: одни – прямо и непосредственно, другие – не сразу, по прошествии какого-то времени, но все они глубоко западают в душу и сердце человека, побуждая его вспоминать и думать о Боге, о вечности и о смысле собственной жизни, что так или иначе выводит его рано или поздно на праведный путь, направляет его усилия и всю его жизнь, все его устремления к Богу, к высшему, сокровенному, священному. В этом смысле кинематограф если еще не до конца может сравниваться по своему значению с классической литературой, то он во всяком случае уже вплотную приблизился к ней и оказывается способным к выражению фундаментальных идей, глубочайших переживаний и самых возвышенных видений и образов. Обо всем этом мне посчастливилось беседовать с С. Герасимовым, С. Юткевичем, Г. Чухраем, Л. Кулиджановым, С. Бондарчуком и другими великими кинорежиссерами.

Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулово Московской области

Протоиерей Валериан Кречетов

Кинематограф – это, по большому счету, вид изобразительного искусства. А сущность изобразительного искусства заключается в его содержании. Поэтому кинематограф может привести к святости, если будет изображать достойные примеры. Так же и слово может просвещать, возвышать, если передает достойное содержание. По-настоящему кинематограф, как и любое другое искусство, должен это делать. Как говорил Некрасов:

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…

Если во имя любви, во имя Бога, то тогда – да, кино может привести к святости. Существуют прекрасные экранизации христианской классики – Достоевского, Гоголя. А когда появились фильмы об иконах, о богослужении, то для многих это стало открытием. Человек может увидеть то, что ему недоступно: например, женщины могут посмотреть фильмы про Афон, ведь они никогда не сподобятся там побывать.
Кинематограф с духовным содержанием очень важен в современном мире еще и потому, что многие сейчас, к сожалению, мало читают.

Валерий Николаевич Расторгуев, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова

Валерий Расторгуев

Чтобы ответить на вопрос, сделаю три пояснения. Первое: святая жизнь и развлечения редко совместимы. А кинематограф – это все-таки развлечение, а еще чаще – откровенное искушение. Любой фильм – кот в мешке… Книгу можно отложить сразу, как почувствуешь неладное, с кинематографом труднее. Исключением может служить разве что кинофестиваль «Лучезарный Ангел», организаторы которого проводят некоторую селекцию, отделяя с молитвою зерна от плевел и созывая людей неслучайных, добрых, светлых, одаренных свыше (последнее о создателях фильмов).

Второе: свято место пусто не бывает. А жизнь, не заполненная внутренним светом и не согретая любовью, заполняется всем тем, что противостоит свету и любви. Свет юпитеров (СМИ или театр) или свет киноэкрана в полутьме могут иметь отношение к просвещению, идущему от эпохи Просвещения с ее безграничной верой в силу человеческого разума, что часто оборачивается неверием в Творца, а то и бунтом гордого знания против веры. Просвещение светом Христовым имеет иную природу. Оно рождено не гордыней разума, а Высшей Силой и смирением перед нею, перед Божией волей. Поэтому расположить зрителя к святой жизни может что угодно, но по воле Божией: и великая радость, и великое горе, и даже падение, свое или чужое, прегрешение – вольное или невольное… К тому же не только доброе, но и «недоброе» кино может вызвать как просветление, так и помутнение души. Однако те, кто творит добро, спасаются, а тем, кто соблазняет слабых, не позавидует и Гоморра.

Третье: кинематограф можно уподобить набору «живых зеркал» с постоянно изменяющейся «амальгамой», которая реагирует на то, как и кто смотрится в это волшебное зеркало. Эта «амальгама» такова, что либо делает стекло совершенно непроницаемым и превращает кино в подобие простого зерцала, полностью закрывая «заэкранный» мир «обратным» изображением самого смотрящего, либо создает эффект наслоения самообраза зрителя, вымысла творцов фильма и самой реальности. И поэтому «многослойное» кино каждому открывается по-своему. Здесь речь идет о высшем Замысле и том Промысле, который пронизывает любую человеческую деятельность, в том числе и творчество кинохудожника, независимо от того, осознает ли человек это вмешательство (иногда попущение) или нет.

Протоиерей Максим Козлов, профессор МПДА, первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ

Протоиерей Максим Козлов

Нет, кинематограф не может расположить человека к святой жизни. Это не в состоянии сделать никакой вид искусства. К святости располагают подвиг и то, что передается из глаз в глаза, из рук в руки. Очень люблю слова преподобного старца Силуана: «Никто не может прийти к Богу, если не увидит в глазах другого отблеск святой жизни». Этот отблеск нельзя сыграть.

 

Ленин в свое время говорил, что «для нас важнейшим из искусств является кино». Для них – да, для нас это нечто второстепенное. Это не значит, что кинематограф не важен. Важен, но только задачи нужно ставить более реалистичные: не к святой жизни располагать, а так или иначе формулировать адекватные эстетические и этические ориентиры; не зависать в пошлости и пакости, а утверждать некие культурные, религиозные и нравственные традиции; вообще рассказывать, что мир не сводится к примитивным лозунгам – идеологическим или рекламным. В нем есть глубина и красота, в том числе человеческой личности. Но все-таки кинематограф в лучшем случае – это о глубоко душевном. А духовное останется в церковной жизни.

Мне нравится, как к изображению высочайшей святости подошел в свое время Константин Романов – К.Р. – в своей драме «Царь иудейский». Там о страстных событиях мы узнаем из разговоров других людей. Там нет Христа, Которого изображают. Это, на мой взгляд, более правильно и по-христиански, чем, например, фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», к которому я в целом отношусь положительно. В наше время он напомнил о самом важном в христианстве. Но то, что Константин Романов был глубже и ближе к исконно церковной традиции, по-моему, несомненно.

Изображение святых на экране – вещь как минимум спорная, в особенности когда речь идет о них как об исторических деятелях. Боюсь, что это может свестись к неплохой, но иллюстративной стороне жизни. Но о святых – исторических деятелях – все и так знают. Например, всем известно, что Александр Невский воевал с псами-рыцарями, поэтому фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» – о полководце, а не о святом. Мне бы очень не хотелось, чтобы картины о Преподобном Сергии стали бы фильмами о собирателе русских земель при всей важности этой стороны жизни Преподобного. Но сокровенный монашеский подвиг как изобразишь? А без него понять, кто такой Преподобный, очень сложно.

Николай Петрович Бурляев, народный артист России

Николай Бурляев

Основываясь на 56-летнем кинематографическом стаже, могу уверенно говорить о том, что кинематограф в идеале своем может приближаться к тому, что угодно Господу, – быть иконой. Хотя пока такого кинематографа нет. Тем не менее квадратное пространство экрана должно стать тем окошком в горний мир, в который должна устремляться душа. Подступы к такому кинематографу были осуществлены еще в Советском Союзе, когда появился планетарный режиссер Андрей Тарковский, создавший в атеистические времена фильм «Андрей Рублев». Зрителям эта картина помогала воцерковляться, приближаться к Господу. Под воздействием этого шедевра многие люди избрали путь служения Русской Православной Церкви. Так что мой ответ однозначен: да, кинематограф может быть таковым, таким он и должен быть.

После «Андрея Рублева» подобных авторских попыток было не столь много, но они были – например, фильм Владимира Хотиненко «Поп», в этот же ряд с определенной натяжкой можно поставить «Остров» Павла Лунгина. Хотя я не знаю, насколько «Остров» помогал людям приближаться к Храму, – там выведены неоднозначные образы духовных лиц.

Пока такой кинематограф остается мечтою, но я надеюсь, что мы будем делать более уверенные шаги в этом направлении, когда наш президент подпишет указ об основах новой государственной культурной политики – позитивной политики. Когда наш экран будет отвергать то, что недостойно души, а власти предержащие в Министерстве культуры, в Фонде кинематографии будут давать деньги не на суперкассовые фильмы, а на подлинные кинематографические шедевры. Второй очень важный шаг в этом направлении – выведение культуры из рынка. Пока она в рыночных условиях, шанс появления фильмов, просветляющих и возвышающих душу, невелик.

Протодиакон Игорь Михайлов, заведующий Церковно-археологическим кабинетом МДА

Протодиакон Игорь Михайлов

Как-то раз я застал почтенного клирика храма Преображения Господня в Салониках отца Иосифа за странным занятием: он что-то досконально записывал, потом сверял с аудио-оригиналом, опять писал…

– Батюшка, чем это вы заняты?
– Я ваш русский фильм «Остров» расшифровываю! И пишу подстрочник.
– Зачем?!
– Вы знаете, такое паломничество началось: греки едут в Россию и ищут старца Анатолия. Хотят ему помочь. Я сначала их разуверял в том, что это вымышленный персонаж, сыгранный актером, но потом понял, что это бесполезно. Теперь просто отправляю их на Соловки, на Валаам. Они действительно там помогают. Разве это не то самое, о чем вы спрашиваете? Вот конкретный фильм расположил греческого зрителя к святой жизни.

 

по материалам сайта «Покров»: http://pokrov.pro/mozhet-li-kino-raspolozhit-k-svyatoj-zhizni/

Рубрика: Новости | Оставить комментарий

«Колыбельная России»

12 ноября, в в 16:00 в КСК Арсеналец состоится литературно-музыкальный спектакль «Колыбельная России».

В основу постановки легла поэма Анны Ахматовой «Реквием» и стихи Осипа Мальдештама.

В «Реквиеме» Ахматовой отражены трагические переживания, эмоции и страдания героини, достигающие в драматическом действе  высокого выражения. Крушение империи, война, репрессии, ненависть и любовь, расставания и счастье, вера и боль — находят отражение в спектакле.

Музыка И.С. Баха становится лейтмотивом спектакля и вторит поэзии, соединяясь с ней в единое сценическое действо. В живом исполнении акретами театра прозвучат песни на стихи Е.Фроловой, Л.Стафф, Н.Добронравова, В.Филимонова.

Благодаря ярким сценическим образам, ахматовский «Реквием» страница за страницей оживает на глазах зрителя. Голоса Ахматавовой и Мандельштама сливаются с миллионами голосов тех, кто вместе со страной прошел через мясорубку лишений и духовного оскудения. «Колыбельная России» — это своего рода приношение, и отголосок вечной памяти всем жертвам политических репрессий.

Спектакль соединяет в себе высокую поэзию и чувственную музыку, и будет интересен всем поклонникам поэзии Серебреннаго века.

Режиссер — Вячеслав Ростовцев

Художник — Наталья Лепетухина

Художественный руководитель — Иван Стремский

Театр «Встреча» — известный в Хабаровске творческий коллектив, лауреат всероссийских, межрегиональных, международных фестивалей.  В годовщину столетия Октябрьского переворота театр «Встреча» предлагает вниманию зрителей спектакль-память «Колыбельная России». 

Рубрика: Новости, Рождественские чтения | Оставить комментарий

Рождественские образовательные чтения Приамурской митрополии

По благословению митрополита Хабаровского и Приамурского Владимира в Хабаровском крае с 6 по 26  ноября 2017 года пройдут Рождественские образовательные чтения Приамурской митрополии.
Рождественские образовательные  чтения являют собой пример единения неравнодушных людей, стремящихся сделать отечественное образование лучше. В числе этих людей широкий круг представителей Церкви, государственных структур, общественных организаций.
В своем обращении к участником Чтений,  митрополит Владимир отметил: «Мы должны определить одним из приоритетных направлений церковной миссии сегодня развитие духовно-просветительской работы, образовательной и катехизаторской деятельности, а также работу с молодежью».
Судьбы нации во многом определяются образованием и воспитанием, которые человек получает с самого юного возраста, и потому от успешной реализации программы духовного возрождения Дальнего Востока в значительной степени зависит благополучное развитие всего нашего региона. Русская Православная Церковь может и должна, во взаимодействии с государством и обществом исполнять социально-значимое служение, формируя убежденного патриота, доброго хранителя семейного очага, способного устроять ко благу жизнь своего Отечества.

Приглашаем принять участие в следующих секциях отдела культуры Хабаровской епархии:

  1. Круглый стол «Традиционные духовно-нравственные ценности в области культуры и искусства», 10 ноября, начало в 10:00.  Место проведения: ул. Шевченко, 11, Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова.
  2. Литературно-музыкальный спектакль «Колыбельная России», 12 ноября, начало в 16:00. Место проведения: ул. Тихоокеанская, 60, культурно-спортивный комплекс «Арсеналец».

Заявки на участие и материалы докладов принимаются до 1 ноября 2017 года по электронному адресу: kultura-mitropolii@yandex.ru

Телефон для справочной информации: 8 (4212) 31-01-04

Рубрика: Новости, Рождественские чтения | Оставить комментарий

В рамках совместного проекта отдела культуры Хабаровской епархии и отдела религиозного образования и катехизации Арсеньевской епархии состоялся семинар, главное темой которого стала подготовка  к предстоящей в ноябре Дальневосточной ярмарке хоров «За Веру и Отечество».

 

Уже третий год наш отдел поддерживает коллег из Арсеньева. В ноябре планируется, что от Хабаровской епархии в ярмарке будут принимать участие Анна Хрустова и Григорий Зосимов. Ребята выступят на гала-концерте, а также проведут несколько мастер-классов.

Напомним, что Дальневосточная Ярмарка хоров «За веру и Отечество» — это культурный проект Арсеньевской епархии Русской Православной Церкви, направленный на выявление и поддержку творческих коллективов, умеющих говорить со слушателями на языке песенных образов, созданных в лучших традициях отечественной музыкальной культуры.

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Праздник в Доме ветеранов

Сотрудники отдела культуры Хабаровской епархии в День Крещения Руси побывали в Доме ветеранов и поздравили  его жителей с праздником. В рамках встречи состоялся  концерт творческого  дуэта Григория Зосимова и Анны Хрустовой .

 

 

 

 

Ветераны всегда с большой радостью встречают творческие коллективы  епархии и всегда ждут новых  встреч.

В планах отдела провести следующее мероприятия на праздник  Преображение Господне совместно с воскресными школами храмов.

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий

Состоялась очередная встреча в Домах ветеранов с представителями Хабаровской епархии.

Сотрудники отдела культуры  поздравили ветеранов с праздником Святой Троицы, рассказали о его истории и показали документальный  фильм  об Иннокентии Сибирякове.

Ранее на празднике  Дня славянской письменности и культуры в гостях у ветеранов были руководители  отдела по делам молодежи  иерей Андрей Долгополов, настоятель храма свт. Николая в Доме Ветеранов иерей Александр Волошин.

Артисты православного театра «Встреча» показали спектакль «Времена не выбирают».

 

 

 

 

 

 

 

— Очень хорошо, что подобные  мероприятия становятся уже традицией, — делится одна из жительниц, — нам так важно, побольше узнать о Боге, о Вере, чем живет наша Церковь. Очень радует, что сегодня православная молодежь такая активная, надеюсь, что мы будем встречаться чаще.

Следующее посещение ветеранов намечено в День Крещения Руси.

 

 

Рубрика: Без рубрики | Оставить комментарий