Общевозрастные Библейские часы 24 января 2013 года. Нагорная проповедь.

В этот четверг 24 января общевозрастная группа Библейских часов как обычно собралась в нижнем храме на наше традиционное занятие. Радует, что численность группы растёт. В этот раз на Библейских часах присутствовало 32 человека.

Мы продолжили рассмотрение Евангелия от Матфея с того момента, на котором ранее остановились. В прошлый раз рассматривая Евангелие от Матфея мы прочли и обсудили Заповеди Блаженств, с которых начинается Нагорная Проповедь Спасителя.
В этот раз мы продолжили чтение пятой главы с тринадцатого стиха до конца:
13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Матф.5:13-48)
 
В Нагорной проповеди содержится самая суть учения Господа нашего Иисуса Христа. Посему обсуждение этих глав Евангелия всегда вызывает особенный интерес. Почти по каждому стиху шло живое обсуждение в ключе святоотеческой экзегезы. В качестве основного толкования был представлен  труд святителя Феофилакта Болгарского.
Вот его толкования на этот отрывок:

Вы — соль земли. Пророки посылались к одному народу, вы же — соль всей земли, укрепляющая слабых учением и обличениями, чтобы они не порождали постоянных червей. Ввиду этого не отвергайте горечи обличений, хотя бы ненавидели и преследовали вас.

Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Если учитель обуяет, то есть если не будет обличать, исправлять и разленится, то чем осолится, то есть исправится? Он должен быть лишен учительского сана и попираем, то есть подвергнут презрению.

Вы — свет мира. Сперва соль, потом свет, ибо изобличающий скрытые дела есть свет. Ведь все, что делается явным, есть свет. Апостолы просветили не один народ, но мир.

Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Господь наставляет их подвизаться и быть внимательными к своей жизни, потому что на них будут смотреть все. Не думайте, говорит Он, что вы будете скрываться; вы будете на виду; поэтому обращайте внимание на то, чтобы жить непорочно, да не послужите соблазном для других.

И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Я, говорит, зажег неугасимый свет благодати. Пусть будет делом вашего подвига, чтобы свет вашей жизни светил и другим.

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не сказал: «вы показывайте свою добродетель» (ибо это нехорошо), но «да светит» она сама так, чтобы и враги ваши удивились и прославили не вас, но Отца вашего Небесного. Поэтому, когда мы делаем добро, то должны делать его для славы Божией, а не для нашей.

Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или Пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Так как Он намеревался ввести новые законы, то чтобы не подумали, что Он противник Божий, Он, предотвращая такое подозрение со стороны многих, говорит: «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить его «. Как же Он исполнил? Во-первых, тем, что совершил все предсказанное о Нем пророками. Поэтому и евангелист часто говорит: «дабы сбылось сказанное пророком». Он исполнил и все заповеди Закона, ибо не сотворил беззакония и не было лести в устах Его. Он исполнил Закон и в другом отношении, то есть восполнил его, ибо Он полно начертал то, чего Закон дал только одну тень. Тот гласил: «Не убей», а Сей сказал: «И не гневайся напрасно». Подобно живописцу Он не изглаждает первоначального рисунка, но дополняет его.

Ибо истинно говорю вам. «Истинно» (аминь) — частица утвердительная, вместо «ей, говорю вам».

Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все. Здесь Господь показывает, что мир придет и изменится. Поэтому Он говорит, что, пока стоит вселенная, не исчезнет и малейшая буква из Закона. Одни под йотой и чертой разумеют двенадцать заповедей, другие — крест. Йота — прямой брус креста, а черта — поперечный. Итак, говорят, что сказанное относительно креста, — исполнится.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном. Под малыми заповедями разумеет те, которые Он Сам намерен был дать, но не заповеди Закона. Малыми Он называет их в силу Своего смирения, чтобы и тебя научить быть скромным в учении. «Малейшим наречется в Царстве Небесном» вместо: в воскресении окажется последним и будет брошен в геенну. Ибо он не войдет в Царство Небесное: нет; но под царством разумей воскресение.

А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Сначала стоит «сотворить», а потом — «научить», ибо как я буду руководить другим на пути, по которому я сам не ходил? С другой стороны, если я делаю, но не учу, то я не буду иметь такой награды, но, может быть, понесу наказание, если не учу по зависти или лености.

Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Под правдою Господь разумеет всякую добродетель, подобно тому, как и в словах: «Иов же был истинный, праведный и непорочный» (Иов. 1, 1). Итак, трепещи, человек, помыслив о том, сколько от нас требуется. Затем Господь учит нас, как нам превзойти, и перечисляет добродетели.

Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду (Исх. 20, 13). Не говорит, кем сказано было, потому что если бы сказал: «Отец Мой сказал древним, Я же говорю вам», то показалось бы, что Он устанавливает противное Отцу. С другой стороны, если бы сказал: «Я говорил древним», то Его слов не стали бы слушать. Поэтому говорит неопределенно: «сказано было древним». Этими словами Он показывает, что Закон устарел. А если устарел и близок к уничтожению, то его должно оставить и бежать к новому,

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Пророки, намереваясь изложить пророчество, заявляли: «это говорит Господь», Христос же, показывая Свою Божественную власть, говорит: «Я говорю». То были рабы, а Он — Сын и имеет все, что принадлежит Отцу. Тот, кто гневается на брата своего напрасно, будет осужден, но если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден. И Павел гневные слова говорит Елиме-волхву и первосвященнику, но не напрасно, а в силу ревности. Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения или славы.

Кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону. Под «синедрионом» разумеется еврейское судилище, а «рака» тождественно со словом «ты». Мы имеем обыкновение говорить человеку, которого презираем: «поди ты»; а поэтому Господь побуждает нас не оставлять без внимания и такого маловажного выражения и поощряет нас уважать других. Некоторые говорят, что «рака» в переводе с сирского значит «презренный». Итак, если кто будет бесчестить своего брата, называя его презренным, то тот подпадет собору апостолов, когда они сядут судить двенадцать колен.

А кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Многие говорят и думают, что это — тяжелый и суровый приговор, но нет. Разве тот, кто лишает брата разума и смысла, лишает того, чем мы отличаемся от животных, разве он не достоин геенны? Кто поносит и бесчестит, тот разрушает любовь, а когда любовь разрушена, уничтожаются добродетели, сильные только при существовании любви. Итак, каждый, кто бесчестит, разрушая все добродетели, тем самым разрушает любовь и поэтому справедливо удостаивается огня.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь претив тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Бог пренебрегает собственной честью, лишь бы мы любили друг друга. К словам «если брат твой имеет что-нибудь против тебя» не прибавил ничего другого: справедливо ли или не справедливо имеет он, примирись. Он не сказал: «если ты имеешь против него», но говорил: «если он имеет что-либо против тебя, постарайся примирить его с собою». Повелевает же оставить дар для того, чтобы у тебя была необходимость к примирению: пожелав принести дар твой, ты по необходимости должен будешь примириться. Вместе с этим показывает, что любовь есть и истинная жертва.

Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Некоторые думают, что под соперником разумеется дьявол, а под путем — жизнь, и полагают, что Господь увещевает таким образом: «пока ты находиться в этой жизни, разорви связь с дьяволом, чтобы он не мог впоследствии обличить тебя за грехи, как имеющего что-либо от него, и чтобы не был ты предан тогда наказанию до тех пор, пока не уничтожишь и самых малых грехов (ибо кодрант равняется двум лептам). Но ты пойми, что Господь говорит это относительно здешних соперников, научая не судиться и не отклоняться от дел Божиих. Если, говорит, тебя и обидят, то не ходи в суд, но мирись на пути, чтобы не потерпеть тебе худшего, благодаря могуществу соперника.

Вы слышали, что сказано: не прелюбодействуй. Одно дело — прелюбодеяние, другое — блуд. Прелюбодеяние — это грех с замужнею, а блуд — со свободною.

А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Кто останавливается, зрением разжигает похоть и снова смотрит с большим желанием, таковой уже совершил грех прелюбодеяния в сердце своем. Если он не прибавил к этому дела, то, что отсюда следует? Только то, что он не был в силах, а если бы мог, то тотчас совершил бы зло. Но знай, что если мы пожелаем, но затем встретим препятствие к осуществлению своего желания делом, то ясно, что мы находимся под покровом благодати. И женщины, если они украшаются для того, чтобы понравиться, грешат, хотя бы и не понравились. Ибо они приготовили напиток, хотя его никто не выпил.

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Слыша о глазе и руке, не думай, что это говорится о членах: ибо Он не прибавил бы: «правый» и «правая». Здесь говорится о тех, которые кажутся нашими друзьями и вредят нам. Так, юноша имеет распутных друзей и терпит от них вред. Оставь их, говорит Господь. Этим ты, может быть, спасешь и их, если придут в чувство, если же нет, то, по крайней мере, самого себя. Если же сохранишь любовь к ним, то погибнешь и ты, и они.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. Моисей повелел, чтобы, если кто возненавидит свою жену, развелся с нею, дабы не случилось худшего, ибо та, которую возненавидели, могла быть и убита, — и дал разведенной разводное письмо, которое называлось отпускным, так чтобы отпущенная никогда не возвращалась к нему и не произошло раздора, когда муж станет жить с другой.

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Господь не нарушает Моисеева закона, но исправляет его, запрещая мужу по неразумным причинам ненавидеть свою жену. Если он отпустит ее по основательной причине, то есть как прелюбодействовавшую, то не подлежит осуждению, если же помимо прелюбодеяния, то подлежит суду: ибо принуждает ее прелюбодействовать. Но и тот, кто возьмет ее к себе, прелюбодей — ибо, если бы не взял ее, она, может быть, возвратилась бы и покорилась мужу. Христианину должно быть миротворцем и по отношению к другим, а тем более по отношению к своей жене.

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Богом клятвы твои. То есть, когда клянешься, будь правдив.

А Я говорю вам: не клянись вовсе; ни небом, потому что оно престол Божий, ни землею, потому что оно подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великаго Царя. Так как иудеи слышали Бога, говорящего: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, то и клялись этими предметами. Но Господь, запрещая им это, не говорит: так как небо прекрасно и огромно, а земля полезна, поэтому не клянитесь, но не клянитесь этими предметам потому, что небо — трон Божий, земля же подножие, чтобы не дать повода к идолопоклонству. Ибо стихии со стороны клянущихся ими признавались за божества, что прежде и было.

Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Один только Бог клянется Самим Собою, как не зависящий ни от кого. А мы не имеем власти над собою, — как же мы можем клясться своею головою? Мы — достояние другого. Ибо если голова — твоя собственность, то измени, если можешь, один волос.

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет. Чтобы ты не сказал: но как мне поверят? — Он говорит: поверят, если всегда будешь говорить правду и никогда не станешь клясться, ибо никто так не теряет доверия, как тот, кто тотчас клянется.

А что сверх этого, то от лукаваго. Клятва, кроме: ей и ни, излишня и есть дело дьявола. Но ты спросишь: разве и закон Моисеев, повелевая клясться, был худ? Узнай, что в то время клятва не составляла худого дела; но после Христа она — дело худое, подобно тому, как обрезываться и вообще иудействовать. Ведь и сосать грудь прилично младенцу, но не прилично мужу.

Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб (Ис. 21, 24). Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга.

А Я говорю вам; не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять? Да, должно, только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою. Но не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде.

И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Отдай ему и верхнюю одежду, если тебя повлекут в суд и станут досаждать, а не тогда, когда просто будут просить. Рубашкой у нас, собственно, называется исподнее платье, а верхней одеждой — верхнее платье. Но эти названия говорятся и одно вместо другого.

И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. «Что я говорю о рубашке и верхней одежде? — говорит Господь. — И самое тело свое отдай тому, кто насильно тащит тебя, и сделай более, чем он желает».

Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Враг ли, друг ли или неверный просит у тебя денег или другой помощи. В займы же, говорит, не с ростом, но просто для пользы ближнего, ибо и во время закона давать в займы без процентов.

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших. Достиг верха добродетелей, ибо что больше этого? Но это не невозможно. Ибо Моисей и Павел враждовавших против них иудеев любили больше себя, и все святые любили врагов своих.

Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай:

Да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Видишь ли, какое благо дарит тебе тот, кто ненавидит и оскорбляет тебя, если только ты пожелаешь терпеть? Под дождем и солнцем разумеет как знание, так и учение, ибо Бог всех освящает и научает.

Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?Будем трепетать, так как мы не походим и на мытарей, но ненавидим даже и тех, кто любит нас.

И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Одних из людей, конечно, друзей, любить, а других ненавидеть есть несовершенство; совершенство же — любить всех.

Особенный интерес вызвало обсуждение вопроса о разводе и повторных браках. Отец Владимир разъяснил какой смысл вкладывает Церковь в благословение на второй брак. Что это снисхождение к немощи человеческой, и такой брак должен сочетаться с покаянием.

Был затронут вопрос о праведности фарисейской. В чём она состояла? Отец Владимир отметил, что праведность книжников и фарисеев была формальная. Они старались тщательно соблюдать Закон буквально, но при соблюдении формальной буквы Закона, дух Закона они потеряли. А дух этот — любовь. Отец Владимир привёл такой пример из личной жизни: «Когда я ещё был простым прихожанином, пришёл я как-то в воскресный день в храм, а шёл сильный снег и была нужда оказать помощь в уборке. Но ведь в воскресный день по имее работать нельзя… Подошёл я к батюшке и спросил — как быть, он мне и объяснил, что не человек для субботы, а суббота для человека. Вот вам пример, того как наша праведность должна превосходить праведность книжников и фарисеев».

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего Небесного. — Отец Владимир, касательно этого стиха отметил, что эти слова Господа относятся не только к апостолам и их преемникам — епископам и священникам, но и ко всем православным христианам вообще. Надо жить так, чтобы люди знающие нас, глядя на нашу жизнь славили Бога христиан.

Сергий привёл пример из жизни про свою знакомую регента Лидию, глядя на которую невоцерковлённые певчие приходившие к ней в хор начинали воцерковлятиься. Что особенного было в этой Лиде? Это её любовь к людям. Каждого человека она встречала как родного, была ко всем отзывчива, проблемы каждого воспринимала как свои. Про неё можно смело сказать, что вся её жизнь — следование этой заповеди Христовой. И таких как Лида не так уж и мало. Это должно быть для нас примером жизни.

На второй части встречи, состоялась беседа иерея Владимира Гасюкова с группой на тему Евхаристии. Отец Владимир рассказал нам о Таинстве Святой Евхаристии, на которой хлеб и вино становятся Истинными Телом и Кровью Христа Богочеловека. В обличение маловерия Господь иногда даёт явно видеть людям это чудо. Так отец Владимир рассказал группе про Ланчанское чудо.

Затем речь пошла о частоте причащения. В последнее время возникла дискуссия относительно частого причащения. Одни ратуют за возможно более частое причащение мирян, другие утверждают, что частое причащение может приводить к прелести, а потому надо причащаться не чаще раза в месяц.

Есть две причины по которым в эту дискуссию можно было бы не вступать:

1) Количество мирян, причащающихся часто, очень невелико, и люди это все воцерковленные и имеющие регулярное духовное руководство. Они могут и сами либо с помощью духовника дать справедливую и трезвую оценку перечисленным утверждениям.

2) Все Святые Отцы до 18 века призывали к частому причащению.

И после святитель Феофан Затворник писал о том, что редкое причащение — это неправильно.

Человек может впасть в прелесть не от частоты причащения, а от гордости и от недостойной подготовки к причастию.

Примеры святых мирян часто причащавшихся показывают нам, что миряне могут часто причащаться.

Отец Владимир призвал слушателей не лишать себя радости приобщения Великим Таинам Тела и Крови нашего Спасителя, но по возможности чаще готовиться и приступать к Чаше Жизни.

В следующий раз встреча группы состоится как всегда в четверг, но на полчаса раньше — не в семь часов вечера, а в 18:30.    

 

Фотографии со встречи:

 

 
Рубрика: Библейские часы для всех | Оставить комментарий

Дети из интерната посетили наш храм

Дети из интерната посетили наш храм

20 января 2013 года волонтёры и представители молодёжки привезли воспитанников Березовского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей на Литургию в наш храм. В эти дни празднования Крещения Господня больные детки смогли приобщиться к общей Крещенской радости.

В девять часов утра, по договорённостью с администрацией дома-интерната, участники акции собрались в Берёзовке.
Они взяли с собою на машинах 10 детишек и направились в храм святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы.
Уже в 9:30 детки были в верхнем храме на поздней Литургии. Здесь они помолились вместе со своими кураторами и по окончании службы подошли к Чаше Жизни.
Это уже устоявшаяся добрая традиция — привозить детей из Берёзовского интерната в наш храм на Причастие и трапезу. Наш настоятель отец Владимир Гасюков говорит, что день, в который детки приходят в наш храм — праздник для нас, ибо сами Ангелы посещают наш приход.
Визит детишек 20 января, конечно, не будет последним. Обычно для таких акций требуются добровольцы, чтобы переносить нетранспортабельных детей, а также автовладельцы для перевоза детей на машинах от пос. Берёзовка до храма.
Помните слова священного Писания «кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». (Матф.10:42)
Кто желает поучаствовать в богоугодном деле окормления детей из дома-интерната, послужить таким образом в свободное время Господу, звоните координатору нашего храма по работе с детьми-инвалидами Ксении Гуляевой по телефону: 8 924 304 72 95
Рубрика: Жизнь прихода | 1 комментарий

Крещенская встреча нашей молодёжки 19 января 2013 года

Крещенская встреча молодёжки 19 января 2013 года

Обычно молодёжка нашего прихода собирается на свои встречи по пятницам в 19 часов, но в эту пятницу встречу пришлось перенести, так как она выпадала на 18 января — Крещенский сочельник — время когда в храме много служб и вообще все заняты. К тому же, в связи с праздником у нас появился ещё один повод для встречи — возможность окунуться в купель с Крещенской водою.

Посему встреча молодёжки была перенесена с вечера пятницы на день субботы. После поздней Литургии в нижнем храме была освящена чином Великого освящения вода в каменной купели. В этой храмовой купели мы и окунались. Собрались молодёжкинцы в нижнем храме к 12 часам дня. Отец Дионисий приветствовал каждого. Кроме наших постоянных участников в этот день к молодёжке присоединились ещё трое — Виктория, Марина и Сергий.
Первыми в купель отважно направились парни, затем их примеру последовали девушки. После купели, радостные и свежие мы сели за накрытый общими усилиями праздничный стол и насладились ароматным чаем. Отец Дионисий рассказал нам о смысле праздника Крещения, а затем мы сыграли в следующую игру — каждый из присутствующих должен был рассказать всем какую-нибудь историю о своём святом покровителе.
Весело и непринуждённо прошло наше праздничное общение. Новые участники выразили горячую готовность отныне ходить на все встречи молодёжки. Слава Богу за всё!
Рубрика: Молодёжка прихода | 2 комментария

Фоторепортаж. Крещение Господне. Ночная служба и раздача воды днём.

Фоторепортаж. Крещение Господне. Ночная служба и раздача воды днём.

 

19 января Святая Церковь встречала праздник Крещения Господня (Богоявления). В этот день в нашем храме служилось две службы. Поздняя прошла в нижнем храме с 8 часов утра, а ранняя Божественная литургия служилась ровно в полночь в верхнем храме. В эту ночь многие прихожане собрались в храме чтобы вместе встретить праздник Крещения в непередаваемой таинственной обстановке ночной службы. Возглавил служение настоятель прихода иерей Владимир Гасюков. Ему сослужили иерей Николай Ворожбит, иерей Игорь Литвинюк и наш замечательный протодиакон Вячеслав Шелудяков. И священнослужители, и прихожане едиными усты и единым сердцем славили Творца. Не смотря на ночное время и службы предыдущего дня усталости почти не чувствовалось. В этот день почти все подготовились к принятию Святых Христовых Тайн и причащение состоялось из трёх чаш.      Около трёх часов ночи, по окончании Божественной Литургии, отец настоятель возглавил чин Великого освящения воды. Помогал ему освящать воду в купели отец Николай Ворожбит. Возвышенные и поэтичные слова водосвятного чина велегласно возносились под сводами храма. Прихожане только что мистически соединившиеся со Христом Богом и друг с другом в великом Таинстве Причащения вместе молились Творцу. И вот настал тот миг, когда под куполом раздалось величественное пение тропаря праздника: «Во Иордане крещающеся Тебе, Господи, троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, Возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение, явлейся, Христе Боже, и мир просвящей. Слава Тебе!»

Напрестольные кресты были крестообразно трижды погружены в воду и Дух Святый освятил её, сотворив её Великой Агиасмой — Крещенской святой водой.
На следующий день в храме началась раздача святой воды всем желающим. Воду освящённую в день Крещения Господня раздавать в нашем храме будут во все дни попразнства до 27 января 2013 года.
В этой публикации мы представляем вниманию читателей нашего сайта фотографии с ночной Литургии, с ночного чина Великого освящения воды и с раздачи воды в храме днём 19 января.
Рубрика: Жизнь прихода | 1 комментарий

Освящение воды в посёлке Мирный в Крещенский сочельник

Освящение воды в посёлке Мирный в Крещенский сочельник

В этом году радость участия в чине Великого освящения воды пришла не только в те населённые пункты где есть православные храмы, но и в некоторые посёлки в которых организация православных общин ещё только начинается.

Одним из таких посёлков стал Мирный, в который в Крещенский сочельник 18 января 2013 года приехал священник нашего прихода иерей Дионисий Ногтев. Вместе с батюшкой прибыли певчие Инна Ремиз и Александра Антонова, катехизатор Лариса Минаева, пономарь Сергий Пробатов и исполняющий обязанности фотографа наш прихожанин Александр Минаев, супруг Ларисы.
Ещё загодя в посёлке были расклеены объявления о предстоящем освящении воды и теперь в холл поселкового Дома Культуры стекался народ. Людей пришло больше обычного, каждый нёс с собою воду из дома, так как в Доме Культуры перемёрзли трубы и своей воды не было. Однако общими усилиями было собрано достаточно воды для водосвятия.
Пока прибывал народ, Лариса Минаева работала в передвижной иконной лавке, а отец Дионисий общался с людьми.
Наконец, пришло время службы и под сводами Дома Культуры зазвучали слова прекрасного и возвышенного чина Великого освящения воды.
После службы батюшка рассказал людям о празднике, о его смысле и о том, что православное христианство далеко не исчерпывается освящением воды на Крещение и яиц на Пасху.
Затем началась раздача воды. Тут хотелось бы отметить достойное поведение поселковых прихожан — люди проявляли терпение и понимание друг ко другу, были готовы уступать друг другу и в общем, время раздачи воды даже стало временем общей духовной беседы.
После того как закончилась раздача воды (а её хватило даже тем, кто не приносил с собою воду из дому), для желающих состоялась исповедь.
В храм святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы мы возвращались с добрым и радостным чувством причастности к радости жителей Мирного от того, что приход святой Великой Княгини подарил им счастье праздника.
Кроме того в этот день ещё состоялись визиты настоятеля нашего прихода иерея Владимира Гасюкова в посёлки Калинка и Сергеевка, гда также был отслужен чин Великого освящения воды.
Рубрика: Миссия | 2 комментария

Из первых уст

       Сегодня в храме много людей. Купив свечи и поставив их на подсвечники, люди встают в очередь, чтобы набрать святой воды. Потихоньку очередь продвигается и, наконец, каждый ожидающий протягивает свой сосуд. Его берут те, кому Господь дал счастье разливать сегодня святую воду.
Своими впечатлениями поделилась ученица воскресной школы Марина Павлова.
  Длинная очередь… Люди, разных возрастов, от мала до велика, стоят с бутылками, банками и другими емкостями. В храме святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы находится Иордань, около которой, во славу Божию, трудятся братья и сестры в красивых белых фартуках. Они разливают Великую Агиасму или, по-другому, Крещенскую воду. Все эти люди мне знакомы, я тоже среди них. Какая Благодать — находиться в храме с самого утра, причаститься Святых Христовых Тайн, и, трудясь, восхвалять Господа! 
Постепенно меняются лица: кто-то является постоянным прихожанином этого храма, кто- то только начинает приходить к Богу, но все они получают эту Великую Святыню, дарованную Господом во исцеление души и тела. А мы продолжаем разливать воду в бутылки и банки… Усталость не чувствуется, да ее и нет.
«Вера без дел мертва «(Иак 2,17). Эта истина засвидетельствованная в Святом Писании  имеет свое практическое значение. В очередной раз я убеждаюсь в этом. Труд помогает укрепляться в вере.
«Спаси Господи!» — благодарят люди. «Во Славу Божию!» — отвечаем мы.
Марина Павлова
    
        
     

Источник: http://www.st-elizabeth.ru/novosti-prihoda/sprazdnikomkreseniagospodnadorogiebratiaisestry

Рубрика: Жизнь прихода | Оставить комментарий

18 января Навечерие Богоявления — Крещенский Сочельник

18 января Навечерие Богоявления — Крещенский Сочельник

 

18 января Святая Церковь празднует Навечерие Богоявления, или Крещенский сочельник. Это день строгого поста. По уставу не положено мясных, молочных и рыбных продуктов. Традиционно в этот день принято готовить и вкушать  сочиво.
Ранним утром 18 января в храмах совершается чтение Царских часов, а затем — вечерня соединённая с Литургией Василия Великого. На вечерне читается 14 ветхозаветных паремий, повествующих о различных чудесах Священного Писания Ветхого Завета связанных с водою.
После Литургии священнослужители выходят из алтаря в храм и служится торжественный и прекрасный чин Великого освящения воды.
В следующий раз этот чин будет отслужен уже 19 января — в сам день праздника Богоявления (Крещения), тоже после Божественной литургии.
В нашем храме святой преподобномученицы Елисаветы службы Навечерия Богоявления служили соборно все священнослужители прихода.
После Литургии настоятель прихода иерей Владимир Гасюков и иерей Игорь Литвинюк освятили воду и началась раздача освящённой крещенской воды всем желающим.
Вечером в пять 17 часов было совершено торжественное праздничное Всенощное бдение с великим повечерием и освящением хлебов.
В полночь начнётся торжественная праздничная Божественная литургия, после которой будет ещё раз отслужен чин Великого освящения воды. Ну а утром в 8 часов в нижнем храме состоится поздняя Божественная литургия для тех, кто не сможет прийти на ночную службу.
Рубрика: Жизнь прихода | Оставить комментарий

17 января 2013 Общевозрастные Библейские часы. Чтение Евангельских отрывков из Царских часов Навечерия Богоявления

17 января 2013 Общевозрастные Библейские часы. Чтение Евангельских отрывков из Царских часов Навечерия Богоявления

В пятницу 17 января 2013 года на общевозрастной группе Библейских часов были рассмотрены Евангельские отрывки повествующие о событиях воспоминаемых в Навечерие Богоявления, накануне праздника Крещения Господня (Богоявления) на Царских часах в храме перед Литургией.

Собственно в храме эти отрывки были прочитаны на следующий день — утром в субботу, а накануне вечером, в уютной обстановке библейской группы мы внимательно прочли эти отрывки на двух языках — на языке православного богослужения — церковнославянском, и на русском языке в синодальном переводе.
Всего отрывков четыре, по числу Царских часов.
К слову сказать, что же такое часы в богослужебном понимании?
 Часы́ (греч. ὧραι) — православные краткие общественные богослужения, молитвословия, освящающие определённое время суток; состоят из трёх псалмов, нескольких стихов и молитв, подобранных соответственно к каждой четверти дня и к особенным обстоятельствам страданий Спасителя. Входят в суточный богослужебный круг; содержатся в Часослове.
  • первый час (соответствует 7 часам утра) — освящает молитвой наступивший день, вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы. Эта служба возникла позже других трёх, которые были известны ещё в древние времена.
  • третий час (9 часов утра) — воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
  • шестой час (12 часов) — воспоминается распятие Иисуса Христа
  • девятый час (15 часов дня) — вспоминается Крестная смерть Иисуса Христа.
В современной практике девятый час читается перед вечерним богослужением (обычно около 5 часов вечера), первым часом завершается богослужение которое служат вечером, а третий и шестый часы последовательно читаются на Литургии во время совершения проскомидии.
 
Царские же часы восходят  к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе, на богослужениях которой присутствовал Император Византии (отсюда они и получили своё название Царских).

Совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 января и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Псалмы для Царских часов не являются псалмами, читающимися за вседневными часами, а они особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы. Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Последование Царских часов содержится не в Часослове, а в Минее для служб рождественского и крещенского сочельника и в Триоди постной для часов Великой Пятницы.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает Литургии.

 

На занятии, конечно, хотелось бы рассмотреть все отрывки читаемые на Царских часах — это и чтения ветхозаветных паремий, и Евангельские, и Апостольские, но так как формат встреч диктует определённые временные, то решено было сконцентрировать внимание на самом важном — на Евангельских чтениях повествующих о воспоминаемых событиях.

 

На Царских часах Крещенского сочельника читаются отрывки из Евангелистов Матфея и Марка.

 

Матфей — 5 зачало (1 час) и 6 зачало (9 час);

Марк — 1 зачало (3 час) и 2 зачало (6 час)

 

Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «То, что написано об иных мирских делах, читающие могут понимать и сами, но вещей Божественных и спасительных никому невозможно понять или понимать без просвещения от Св. Духа».

 

Это говорит нам о необходимости святоотеческой экзегезы (толкования) при чтении Священных текстов.  Мы наиболее подробно рассмотрели 3 главу Евангелия от Матфея (которая и включает в себя 5 и 6 богослужебные зачала), в свете толкований святителя Феофилакта Болгарского:

 

В те дни. Не тогда, когда Господь был младенцем и жил в Назарете, но евангелист говорит так вообще о том времени, которое предшествовало настоящему, когда пришел Иоанн Креститель. Иоанн послан был от Бога для того, чтобы изобличать иудеев, привести их к сознанию своих грехов и таким образом подготовить к принятию Христа. Ибо если кто не сознал своих грехов, он не приходит к покаянию.

Приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь. Иудеи были заносчивы, поэтому Предтеча побуждает их к покаянию.

Ибо приблизилось Царство Небесное. Под Царством Небесным он разумеет первое и второе пришествие Христа, и добродетельную жизнь. Ибо если мы, странствуя по земле, жительствуем как бы на небе, чуждые страстей, то имеем Царствие Небесное.

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. «Путем» называется Евангелие, «стезями» же — законные установления, потому что они изношены и древни. Поэтому Креститель говорит: будьте готовы к евангельскому жительству и законные заповеди делайте прямыми, то есть духовными; ибо слово «прямой» означает дух. Когда ты увидишь, что иудей плотски понимает подзаконный строй, то скажи, что он не делает стезей прямыми, то есть духовно понимает закон.

Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса. Предтеча призывал к покаянию и видом своим: ибо он имел плачевную одежду. Говорят, что верблюд занимает средину между чистым и нечистым животным: как отрыгивающий жвачку, он чист, а как имеющий нераздвоенные копыта — нечист. Так как Иоанн приводил к Богу и казавшийся чистым народ иудейский, и нечистый языческий и был посредником между Ветхим и Новым Заветом, то поэтому он и носил в качестве одежды волоса верблюда.

Пояс кожаный на чреслах своих. Все святые в Писании представляются опоясанными или как пребывающие постоянно в труде (ибо нерадивые и изнеженные не опоясываются, как, например, сарацины теперь), или потому, что они умертвили в себе страсти плотского вожделения, ибо кожа есть часть мертвого животного.

А пищею его были акриды и дикий мед. Некоторые говорят, что «акриды » — это трава, которая называется и мелагрой, другие же разумеют под ними орехи или дикие ягоды. Дикий мед-мед, который приготовляется дикими пчелами и который находят в деревьях, равно и между камнями.

Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Хотя и крестились, но крещение Иоанна не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от которого — отпущение грехов.

Увидев же Иоанн многих фарисеев. Фарисей в переводе значит «отдельный», так как и по своей жизни, и по своим знаниям они отличались от других.

И саддукеев. Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в ангелов, ни в духа. «Саддукеи» в переводе значит «праведные», ибо «седек» — праведность. Они сами называли себя праведными или назывались так по ересеначальнику их Садоку.

Идущих к нему креститься, сказал им. Фарисеи и саддукеи шли к крещению не с правым намерением, как прочие. Поэтому Предтеча и порицает их.

Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Предтеча строго говорит к ним, зная их строптивость, но, тем не менее, и похваляет их, говоря: «кто внушил вам?». Он удивляется, как случилось, что этот злой род покаялся. Порождением ехидны он называет их потому, что, как ехидны прогрызают ложесна и таким образом рождаются, так и они убивали отцов своих, то есть учителей и пророков. «От будущего гнева», — говорит о геенне.

Сотворите же достойный плод покаяния. Видишь, что говорит, что не должно только избегать зла, но должно приносить и плоды добродетели. Ибо сказано: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15).

И не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Им служило к погибели то, что они полагались на свое благородное происхождение.

Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Под камнями разумеются язычники, из которых многие уверовали. Кроме того, Иоанн говорит и так просто, что Бог и от камней может создать детей Аврааму. Ибо и ложесна Сарры по бесплодию были камнем, однако она родила. Когда же воздвиг Господь чад Аврааму от камней? В то время, когда распяли Его и многие, увидев рассевшиеся камни, уверовали.

Уже и секира при корне дерев лежит. Секирою Предтеча называет суд Христов, деревьями — каждого из нас. Итак, не верующий за это свое неверие посекается с корнем и ввергается в геенну.

Всякое дерево, хотя бы оно от Авраама происходило, не приносящее доброго плода. Не сказал: «не принесшее», но «не приносящее»; ибо всегда должно приносить плоды добродетели. Если ты вчера оказал милость, а сегодня похищаешь, то ты неугоден Богу. Такое дерево срубают и бросают в огонь, то есть огонь геенны.

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня. Предтеча сказал им: «Принесите плод». Итак, он показывает, какой плод, именно, веру в Грядущего за ним. За ним же шел Христос. Он был позади его не только по рождению (только шестью месяцами), но и по явлению, ибо прежде явился Предтеча, а потом Христос, о котором Иоанн свидетельствовал.

Я не достоин понести обувь Его. Я, говорит, недостоин быть и последним рабом Его, чтобы носить обувь. Под обувью разумей и два сошествия Его — одно с неба на землю, другое с земли в ад, ибо обувь есть кожа плоти и умерщвление. Этих двух схождений не мог понести Предтеча, не будучи в состоянии и понять, как они могут совершиться.

Он будет крестить вас Духом Святым, то есть обильно исполнит вас дарами Духа, тогда как мое крещение, говорит Предтеча, не дает ни благодати Духа, ни отпущения грехов. Он же обильно даст вам и отпущение грехов, и дары Духа.

Лопата Его в руке Его. Не думайте, что когда креститесь от Него и потом будете грешить, то Он простит вас; Он имеет лопату, то есть рассмотрение и суд.

И Он очистит гумно Свое, то есть церковь, которая имеет много крещеных, подобно тому как на гумно с поля собирается все, но одна часть из собранного оказывается плевелами, каковы легкомысленные и движимые духами злобы, а другая пшеницею — это те, которые другим и пользу приносят и питают учением и делом.

И соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Неугасим этот огонь. Поэтому ошибался Ориген, когда говорил, что будет конец наказанию.

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил. Чистый крестится, чтобы нас омыть и показать нам, что если мы желаем креститься, то должны сперва очиститься, чтобы не осквернить крещения, легко после этого погрязая в грех по худой привычке. Препятствует же Ему Иоанн для того, чтоб видящие не подумали, что и Он, как один из многих, крестится в покаяние.

Мне надо креститься от Тебя. Предтеча имел нужду получить очищение от Господа, ибо и сам он, как происшедший от Адама, заражен был скверной преслушания; воплотившийся же Христос очистил всех.

И Ты ли приходишь ко мне? Не осмелился сказать: «и Ты крестишься от Меня?», но «и Ты ли приходишь?». Так он был скромен!

Но Иисус сказал Ему в ответ: оставь теперь. Теперь, говорит, уступи. Будет время, когда мы будем иметь достойную славу, хотя теперь и не обнаруживаем ее.

Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Под правдою разумеет закон. Природа человека, говорит, проклята, потому что не могла исполнить закона. Поэтому Я исполнил и другие предписания закона. Остается Мне — это креститься. Исполнив это, Я освобожу естество от клятвы. Ибо это приличествует Мне.

Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус. Господь крещается, будучи тридцати лет, так как этот возраст воспринимает в себя все грехи. В первом, детском, возрасте много неразумия, во втором, юношеском, — сильное пламя похоти и гнева, а в пору мужества — любостяжание. Итак, Господь выждал этот возраст, чтобы чрез все возрасты исполнить закон и освятить нас.

Тотчас вышел из воды. Манихеи говорят, что тело Свое Он отложил в Иордане и призрачно принял другое тело. Но они опровергаются отсюда, ибо сказано: «вышел Иисус», не другой вышел, но Тот, кто сошел в воду.

И се, отверзлись Ему небеса. Адам заключил их, а Христос открывает, чтобы ты узнал, что и ты, когда крещаешься, открываешь их.

И увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий. Сходит Дух, чтобы свидетельствовать, что Крещаемый больше крещающего. Ибо иудеи почитали Иоанна великим, а Христа — не таковым. Все видели, что Дух сходит на Иисуса, чтобы не подумали, что голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный — был ради Иоанна, но чтобы все, видя Духа, уверовали, что этот голос относится к Иисусу. «Как голубь» по причине незлобия и кротости голубя и потому, что голубь есть самая чистая птица, не остается там, где есть нечистота, — так и Дух Святой. Но и при Ное голубь возвестил прекращение потопа, неся масличную ветку; так и здесь Дух Святой показывает разрешение грехов. Там масличная ветка, а здесь милость Божия: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение, то есть на котором Я успокаиваюсь, к которому Я милостив.

 

 

Евангелие — это особенное чтение. Отец Владимир Гасюков зачитал нам насколько цитат из святых отцов о чтении Евангелия:

 «Когда читаешь Божественное Писание, то не имей в виду, чтобы только прочитывать лист за листом, но с размышлением вникай в каждое слово.И когда какие слова заставят тебя углубиться в себя, или произведут движение сокрушения, или радостью духовною и любовью исполнят сердце твое, остановись на них. Это Бог приближается к тебе; смиренно приими Его отверстым сердцем так, как Он Сам хочет, да приобщишься Его» (преп. Никодим Святогорец).

«Если хочешь насладиться чтением Божественного и постигнуть его смысл, отложи в сторону количество и норму, да углубится же ум твой в изучении слов Духа, пока душа твоя не возбудится удивлением перед домостроительством Божиим и через глубокое размышление не подвигнется к славословию или душеполезной печали» (св. Исаак Сирин).

Отец Владимир отметил что в чтении Священного Писания, равно как и во всём в духовной жизни важна постоянность. «Как только мы перестаём читать утреннее и вечернее молитвенное правило, читать Священное Писание, тотчас душа расслабляется, начинаются колебания, и человек теряет над собою контроль и получает урон», — отметил батюшка.

На группе возник вопрос о том, что означали слова Иоанна Предтечи о крещении «огнём»: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;» (Матф.3:11)

Отец Владимир отметил, что под крещением огнём имеется в виду очищение. Мы веруем во едино крещение во очищение грехов. Крещение иоанново ещё не очищало от грехов, оно лишь приготовляло людей ко встречи со Христом, настраивая на покаяние, а вот уже Сам Христос пришёл чтобы очистить людей от греха.

 

Во второй части встречи группа продолжила рассмотрение смысла богослужебных действий. В этот раз было рассмотрено последование Литургии Верных — той части Божественной литургии, которая предназначена для крещёных людей, на которой происходит великое таинство преложения Святых Даров, а затем и Причащение.

 

В следующий раз, через неделю на второй части будет более подробно рассмотрена именно Евхаристия.   

 

 

 
 
 
 
 

 

источник: http://www.st-elizabeth.ru/novosti-prihoda/17anvara2013obsevozrastnyebiblejskiecasyctenieevangelskihotryvkovizcarskihcasovnaveceriabogoavlenia

Рубрика: Библейские часы для всех | Оставить комментарий

Расписание богослужений в храме св. прпмч. Вел. Кн. Елисаветы в день Крещения Господня

  19 января Православная Церковь торжественно празднует Крещение Господне (Богоявление). В этот день мы вспоминаем, как Господь Иисус Христос крестился в водах Иордана от Иоанна Предтечи.

  Иоанн Креститель проповедовал скорое вступление Спасителя мира на общественное служение. К пришествию Господня Иоанн призывал готовиться покаянием в своих личных грехах. Крещение Иоанново ещё не было тем великим Таинством обновления человека, а лишь погружение в воду, как символ того, что кающийся желает очищения от грехов, подобно тому, как вода очищает его от телесной нечистоты.

  Господь Иисус Христос не имел ни тени греха, но и он пришёл к Иоанну креститься. Иоанн, как пророк, почувствовал Его святость, безгрешность и бесконечное превосходство над собой, и поэтому в недоумении возразил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» — «Так надлежит нам исполнить всякую правду», — кротко ответил Спаситель (Матф. 3:15). Этими словами Господь Иисус Христос хотел сказать, что Он, как родоначальник нового, возрождённого Им человечества, должен был Собственным примером показать людям необходимость всех Божественных установлений, в том числе и крещения.

  Однако, «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Матф. 3:16), потому что Ему не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился, очевидно о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.

  «И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: «Явился еси днесь вселенней…» Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан. 1:32).

Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, «голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде». По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского, «как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего».

Голос Бога Отца —  «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» — указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества.

  Приняв Иоанново Крещение, Господь Иисус Христос освятил Своим Пречистым Телом естество вод. В память этого Святая Православная Церковь каждый год в день воспоминания Крещения Господня освящает воду. Эта освящённая в православном храме вода — Великая Агиасма — является большой святыней. Употребляющие эту воду с верою и молитвой получают духовную пользу. Крещенская вода не портится в течении целого года.
  Чин Великого освящения воды совершается накануне праздника в Крещенский Сочельник после Божественной Литургии (примерно в 11 часов утра). С 11 часов до 17 часов всем желающим будут свободно раздавать освящённую воду. Тару следует приносить с собой.
 
  С 17 до 19 часов будет совершаться праздничная вечерняя служба. 
 
  После службы, примерно с 19 часов раздача освящённой воды будет возобновлена. Воду будут раздавать до 22 часов 18 января. 
 
  В полночь начнётся праздничная ночная Божественная литургия — удивительная чудесная служба. После Литургии около трёх часов ночи совершается ещё один чин Великого освящения воды. Примерно с трёх ночи 19 января и до 17 часов вечера 19 января будет непрерывно раздаваться освящённая вода.
 
  С 17:00 до 19:00 будет совершаться вечернее богослужение. После службы с 19:00 до 23 часов включительно будет продолжаться раздача освящённой воды.
  После праздника в течении всего периода попразнства — до 27 января в нашем храме будут раздавать освящённую в праздник воду.
  Мы приглашаем всех жителей Железнодорожного округа г. Хабаровска и всех горожан и гостей города посетить наш храм в праздничный период 18-19 января, чтобы принять участие в общей храмовой молитве на редких торжественных богослужениях, а также взять с собою домой частицу великой святыни — Великой агиасмы — освящённой крещенской воды для укрепления своих душевных и телесных сил.
 
  Утром 19 января для тех, кто не сможет прийти на ночную Литургию будет совершаться поздняя Божественная литургия. Начало службы в 08:00
  После поздней Литургии будет совершён выезд в затон Амура на иордань для освящения речных вод. Начала чина Великого освящения воды в затоне в 12 часов дня. Добираемся до затона самостоятельно.
 
  18 января среди дня священнослужителями прихода будут совершаться выезды для освящения воды в посёлках Калинка, Сергеевка и Мирный.

источник: http://www.st-elizabeth.ru/anonsy/vperediprazdnikkreseniagospodna

Рубрика: Анонсы приходских событий, Жизнь прихода | Оставить комментарий

Освящение Иордани в затоне Амура 19 января 2013 г.

19 января в праздник Крещения Господня на берегу затона Амура в районе гостиничного комплекса «Форт Артуа» состоится Чин Великого освящения воды.

Будет освящена иордань и затем состоятся народные купания в иордани. Чин освящения воды отслужит настоятель нашего храма святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы иерей Владимир Гасюков.
Приглашаем всех горожан и гостей города помолиться с нами на амурской иордани и кто желает — искупаться.
Начало чина Великого освящения воды в затоне в 12 часов дня 19 января.
 
Добираться до затона надо самостоятельно..
Автобусы № 9, 34, 50 Остановка «Академия правосудия» (затон)

Источник: http://www.st-elizabeth.ru/anonsy/osvasenieiordanivzatoneamura19anvara2013g

Рубрика: Анонсы городских событий, Жизнь прихода | Оставить комментарий