Литературное эссе «Крестные ходы: история, традиции и современность»

В преддверии любимейшего православными Хабаровчанами события -крестного хода вокруг города, предлагаем вашему вниманию эссе нашей юной прихожанки Рыковой Юлии. Написано оно было к городскому конкурсу «Русь пасхальная» в 2011 году, где Юлия удостоилась первого места в номинации «Святыни родной земли» (тогда Юлия училась в 9 классе поселковой школы №37, руководитель была Ульихина Анна Владимировна,педагог-психолог в школе №37 и одновременно наша прихожанка, учительница воскресной школы храма апостола Андрея Первозванного).

КРЕСТНЫЕ ХОДЫ:
история, традиции и современность

Колоколов певучих звоны…
Ждут жадно с шапкою в руке.
Кресты, хоругви и иконы
Уже сверкают вдалеке.
Растет торжественное пенье,
Легко колышутся кресты,
И красят радость, умиленье
Простые, грубые черты.
Борис Евгеньев

Когда я впервые увидела, как колышутся хоругви над головами верующих людей, меня охватило ощущение неземной радости и праздничного ликования….. С тех пор дух соборности этого торжественного события, несущего чудодейственную благодать, навсегда проник в мою душу!
Несмотря на то, что с момента возрождения православия на Дальнем Востоке, прошло не так много времени, проведение Крестных ходов в Хабаровске стало доброй традицией. Поэтому я уже не раз сподобилась стать участницей этого молитвенного шествия. По крупицам, в моих воспоминаниях, собраны те благодатные дни — начиная с крестных ходов вокруг храма в дни пасхальных седмиц, а также сопряженных с началом или окончанием учебного года (церковного новолетия) и заканчивая большими крестными ходами: в честь приезда святынь на хабаровскую землю (честных мощей, святых икон) и, конечно, ежегодным крестным ходом вокруг Хабаровска
Многое в крестных ходах удивляет и радует. Как можно остаться равнодушным, когда видишь, как огромная масса людей спешит прикоснуться к святыне, или когда при выносе иконы многие крестоходцы стараются встать на колени под проносимую над их головой икону…? Все происходит так же как много лет назад, также как описывал Иван Шмелев в «Лете Господнем»: «Несут георгины, астрочки, спаржеву зеленцу, — положить под Пречистую, когда поползут под Ее икону в монастыре. С этими цветочками, я знаю, принесут они нужды свои и скорби, всякое горе, которое узнали в жизни, и все хорошее, что видали»… или «Народу… половина Москвы было, так под икону и поползли все, повалились, как вот те под косой травка… в слезах, и горя, и радости понесли Пречистой…» под иконуЭти слова сказаны о встрече Донской иконы Богородицы, а на этом фото – наша родная Казанская, с которой ежегодно проходят Крестные ходы вокруг Хабаровска. И чувства нас переполняют те же, как и раньше было на Руси. Нет не угас в народе дух православия!
Вот что пишет одна верующая Галина: «Вряд ли какой человек увидит столько, сколько мы увидели. Народ живой, вера жива, чуть только ее приподнять… А батюшки какие!.. Радуги почти постоянно сопровождали крестный ход (эти знаки примирения с Богом). Однажды было сразу даже пять радуг. Сколько любви при встречах! Десять-пятнадцать минут люди проходят с нами — начинают обливаться слезами. Один мужчина хотел идти крестным ходом, но не смог — его душили рыдания, не давали идти. Люди реально поняли, что такое Иисусова молитва: это слезы, покаянные слезы…»
А еще, когда участвуешь в Крестном ходу, кажется мне, что все люди родные, знакомые как раньше говорили «нашего приходу», а еще понимаешь, что известная формула «Православие, Самодержавие, Народность» не пустой звук, а что-то словно вросшее в нас, живое, хотя может и не всегда осознаваемое. Снова хочется привести слова замечательного русского писателя: «Слезы мне жгут глаза: радостно мне, что это наши, с нашего двора, служат святому делу, могут и жизнь свою положить… …. Для Господа ничего не жалко. Что-то я постигаю в этот чудесный миг… – есть у людей такое… выше всего на свете… – Святое, Бог!»
У Олега Платонова, современного исследователя, читаем: «Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни. Соборность — одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия». Как же важно возрождение Крестных ходов для нас, молодого поколения сегодняшних Россиян!
В книге нашего заслуженного архитектора Николая Петровича Крадина «Старый Хабаровск» есть фотография Успенского Собора на Соборной площади (Комсомольской) и каково же было мое изумление, когда я разглядела на ней Крестный ход! Это трепетно и необычайно, — та же родная улица, много верующих с хоругвями и крестами и все это век тому назад!
а
«Колышется-плывет сонм золотых хоругвей, благословляет нас всех, сияет
Праздниками, Святыми, Угодниками, Мучениками, Преподобными…»

Одна наша прихожанка рассказала мне о том, как была участницей очень важного события – перенесение Албазинской иконы Богородицы из Христорождественского храма в Успенский Собор, на ее историческое место.Албазинск

Албазинск В книге «Святой России край» сказано об этом событии следующее: «…12 октября 2002 года у стен храма завершился крестный ход, и священнослужители города на своих руках внесли приамурскую святыню Албазинскую икону Божией Матери в дом Ее…» В этот день, как рассказала мне очевидица, был всеобщий духовный подъем, и даже природа, казалось, ликовала вместе с крестоходцами. солнце играло своими лучами, а стая ласточек непрестанно сопровождала крестный ход до самого собора: пролетала ровно над иконой, словно совершая круг почета, затем опускалась на крышу ближайшего дома и снова взмывала вверх и делала очередной круг, удивляя людей…
О подобных явлениях один батюшка писал: «Как в наших храмах в ходе богослужения возжигались бы и гасились светильники, совершались иные действия, так в крестном ходе — службе, совершаемой в храме природы, регулярно «включались» радуги, иногда несколько; играло солнце… …преображается вся природа… …»Всякое дыхание да хвалит Господа», — и удивительно чутко реагируют живые существа… … тоже включаются в хор славословия Творцу…»

Очень мне всегда хотелось узнать поподробнее о сути крестных ходов, об истории их возникновения. Вот что говориться об этом в различных источниках: Крестный ход — торжественное совместное шествие священнослужителей и мирян с хоругвями, иконами и другими святынями к какому-либо месту. Велика помощь и значение крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивали эту важность и великую духовную силу. Святитель Московский Филарет предупреждает: «Когда вступаешь в Крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает Святыню Небесную».
Крестные ходы бывают обыкновенные, поместные и чрезвычайные. К обыкновенным относятся шествия вокруг храма в Пасхальную утреню и каждый день в Пасхальную неделю после литургии; в праздник Богоявления для освящения воды в водоеме. Удивительно, но обыкновенный в церковном уставе крестный ход для нас, мирян, наверно самый необыкновенный!

Параскева
Есть еще поместные ходы в честь местночтимых святых и великих событий церковной важности. При освящении храма, при встрече чтимой иконы и святых мощей, в дни памятных дат. На предыдущем изображении есть фоторафия с пасхального крестного хода в церкви Рождества Христова, а рядом удивительное действо – приезд чудотворной мироточивой иконы Параскевы Пятницы в Хабаровск. Мне тоже посчастливилось прикоснуться к этой святыне. Еще очень потрясло меня, когда удалось поучаствовать в крестном ходе во главе которого был сам святой Иннокентий Иркутский, незримо присутствующий с нами во время приезда его честных мощей в наш град в 2005 году. Приведу еще цитату из произведения Ивана Шмелева: «А про святую силу… Господня Сила, в Ликах священных явленная… заступники наши все, молитвенники небесные!.. Думаешь, что… земное это? Это уж самое н е б о движется, землею грешной… прославленные все, увенчанные… Господни слуги… подвигами прославлены вовеки… сокровища благих…»

Иннок ирк
Чрезвычайные крестные ходы проводятся по разрешению епархиального начальства в особо важных случаях церковной жизни. Также может быть разрешен чрезвычайный крестный ход во время голода, засух, болезней, войн. Дай нам Бог, чтобы такие поводы для крестных ходов были бы как можно реже.

Наверно к той же категории крестных ходов, что и поместные, относится и уже упоминаемый мной ежегодный многодневный крестный ход вокруг Хабаровска, где собираются на общую молитву прихожане всех храмов Хабаровской епархии. Мы очень любим и самое главное – участие в молитвенном шествии и, конечно, привалы, где можно насладиться духовным общением со ставшими родными людьми и тем, более время, вечернего отдыха: общую молитву на живописной поляне прямо под открытым небом; совместные трапезы; песни у костра, заряжающие духом патриотизма, соборности, православия, на весь предстоящий год; выступления воинов, сопровождающих шествие; крещение в озерах и многое другое… Все это, даже сам вид палаточной стоянки и вид молящихся в поле людей (перед киотом с главной святыней, в окружении еще множества икон, которые несет каждый прихожанин в пути), переносит в какое-то далекое прошлое, славное прошлой Святой Руси…
Под большим шатром голубых небес вижу: даль степей зеленеется,
И лежат пути во все стороны, по степям в моря реки катятся.
Это ты моя, Русь державная,
Моя родина православная!…
(«Русь» И. Никитин)
Юля

Начало крестных ходов восходит к ветхозаветной истории. Их прообразы совершали цари Давид и Соломон. В древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, для поспешения которого нужна была молитва всего народа, устраивались народные процессии с несением Ковчега Господня.
В новозаветной истории установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим — образец крестного хода, данный самим Господом, который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».
В Новом Завете Иисус Христос вместе с апостолами не раз совершал шествия с пением псалмов. Первые христиане устраивали крестные ходы по святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя. В состав христианских богослужений торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в глубокой древности. Константин Великий (III-IV вв.) отправлялся на войну не иначе как в сопровождении священников, а перед сражениями совершал крестный ход. Император Юстиниан (V-VI вв.), зная чудодейственную силу крестных ходов, законодательно определил время и порядок совершения крестных ходов, отмечая особо его необходимость перед строительством храмов и монастырей, а также запретил совершать крестные ходы без епископов и священников.
Не только в дни радости, но и в дни скорби проводились крестные ходы. Так, во время трехмесячного землетрясения, постигшего Константинополь, прошел умилостивительный крестный ход под предводительством императора Феодосия Младшего и патриарха Прокла.
Да и история Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с крестным ходом: первым крещениям киевлян предшествовал торжественный крестный ход к месту крещения — реке Днепр. Невидимой духовной нитью связали крестные ходы все века русской истории: Крестным ходом торжественно переносили мощи первых русских святых — страстотерпцев Бориса и Глеба.
В одном из источников, которыми я пользовалась для подготовки своего рассказа, говорится следующее: «Возможно, что первый Крестный ход был совершен преподобным Сергием Радонежским и первостроителями Феодором и Павлом при выборе места для устройства обители. На это указывает «Повесть о Борисо-Глебском монастыре»… Известно, что с целью избавления окрестностей своей обители от гадов, преподобный Сергий обходил ее Крестным ходом. И, действительно, вокруг обители, в радиусе десяти километров, змеи до сих пор не встречаются… По границе этой невидимой линии находятся источники, издавна почитаемые в народе как святые. Можно предположить, что это и есть тот путь, по которому прошел первый крестный ход. … ». По другому источнику — первые крестные ходы были проведены 13 августа (1-го по старому стилю) 1164 года по случаю победы князя Андрея Боголюбского над восточными соседями. С того времени они ежегодно повторялись в этот день, включая и водосвятие. Не раз Москва — сердце России была спасаема от нашествия иноплеменников и иноверцев покаянными крестными кодами. Например, с Владимирской иконой Божией Матери Москва обносилась в 1395 году во время нашествия Тамерлана. Во время Великой Отечественной войны осажденный Ленинград крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери.
А еще не могу я не написать о таком уникальном и духовно важном событии, которое произошло в прошлом году, и коснулось также и нашей Хабаровской земли – это Крестный ход «Под Звездой Богородицы». Как пишет об этом один священник, дальность этого крестного лета — экватор, 40 тыс. км. Если сложить все земные маршруты списков Державной иконы в программе крестных ходов «Под звездой Богородицы», то получится число, тоже близкое к 40 тыс. км. Итак, в течение года Державная прошла два экватора! О его значимости говорили следующее: «Великий и величайший крестный ход завершается сегодня, подобного которому не было в течение всей, даже тысячелетней истории русской земли…» (Протоиерей Геннадий Беловолов)
А еще говорят, что вся наша жизнь это один сплошной, долгий, земной, Крестный ход! «Сколь же милостив и щедр Господь, встань только человек, возьми свой крест и иди путем Господа — крестным ходом» И есть в нем место как покаянию, так и пасхальной радости… «Где покаяние и слезы, там вслед за ними мир и радость в душе». По одному из источников последними заветными словами дорогого старца Николая Гурьянова, вслед за батюшкой Серафимом Саровским, были слова: «Не теряйте пасхальную радость! Христос воскресе!» Поэтому в преддверии пасхальных дней — полных радостными песнопениями, колокольным звоном (когда позвонить в колокола сможет каждый мирянин) и конечно ежедневными красивыми – красными – крестными ходами хочется сказать — Будем молиться, чтобы покаяние и следующая за ним пасхальная радость всегда сходили на нашу русскую землю!
Пасха
Напоследок хочется вновь обратиться к словам Ивана Шмелева, к воспоминаниям из детства — о силе и радости, дарующейся человеческой душе на крестном ходу: «Не помню, снились ли ангелы. Но до сего дня живо во мне нетленное: и колыханье, и блеск, и звон, – Праздники и Святые, в воздухе надо мной, – небо, коснувшееся меня. И по сей день, когда слышу светлую песнь – “…иже везде сый и вся исполняяй…” – слышу в ней тонкий звон столкнувшихся хоругвей, вижу священный блеск.»
Принесение ковчега с частицей мощей небесного покровителя воинства святого великомученика Георгия Победоносца в Хабаровске 18 августа 2005 года

Георг Побед

Встреча ковчега с мощами Николая Чудотворца 26 сентября 2006 года
Св Николай

Список литературы
1. Шмелев И. С. Лето Господне. / М.: Светлый берег, 2007.
2. Карпов И. П. Шмелев в школе: Книга для учителя. / М.: Дрофа, 2004.
3. Практический справочник по православию. / М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2008
4. Святая Русь. Составитель Проказов Б. / Белорусский экзархат, 2007.
5. Святой России край. Хабаровская епархия русской православной церкви/ Издательский дом «Русский Успех», 2006
6. Крадин Н. П. Старый Хабаровск: Портрет города в дереве и камне. / Хабаровск: Кн. Изд-во, 1999.
7. Липинская В. А. Крестный ход. / zdravyshka.ru © Народная медицина.
8. Путь к святыне./ © Ростовский Борисо-Глебский монастырь, 1998.
9. Танаков В. Крестный ход всея Руси / источник: «Русь Державная» № 8 (170) 2008 год.
10. Протоиерей Геннадий Беловолов. «Крестный ход стал триумфом и торжеством Православия» / Православное информационное агенство. Сводка новостей от 15 апреля 2008.
11. Новости духовных школ от 20.05.2008 / Пресс-служба Хабаровской духовной семинарии.
12. Биктимирова Ю. Крестные ходы в Забайкалье / chita.eparhia.ru © Читинская и Краснокаменская епархия, 2006-2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.