Стоя или сидя?

Молиться в храме стоя или сидя? (из беседы)
________________________________________
-Хочу поделиться мыслями после паломничества в православную Грецию. Стоя на молитве в наших храмах, от души завидовала православным грекам – молятся сидя! И только после Литургии в греческом храме поняла мудрость нашего молитвенного стояния. Буквально через несколько минут очень комфортной молитвы начинаешь бороться со сном и побеждает, увы, плоть. Я объяснила это состояние моей духовной немощью, но это пережили все наши паломники. Мы сделали вывод, когда молишься стоя, бодрствует и тело и дух!

-Да, конечно, если есть силы стоять, то славить Бога лучше стоя. А если нет? Если не ошибаюсь, святитель Филарет сказал «лучше думать сидя о Боге, чем стоя о ногах».

-Есть такая закономерность природы человеческой, когда человек стоит, ему хочется сесть, когда он садиться, ему хочется лечь, когда он ложится, ему хочется спать.
Молящийся, должен бодрствовать. Из учения святых отцов известно, что плоть может обманывать человека.
Один сельский священник рассказывал, что у него на приходе есть одна раба Божия, которая часто всем жалуется, как ей трудно стоять на службе, сердце болит, ноги болят и прочее. Однажды идя куда-то по делу, батюшка увидел, что эта женщина идет по селу с двумя ведрами воды, ей навстречу другая женщина, они остановились и начали о чем-то говорить. Священник прошел мимо, через 30 минут он возвращается назад, а женщины все еще стоят и оживленно разговаривают, при этом его прихожанка, всё еще держала в руках два полных ведра воды. Потом священник дал наставление этой рабе Божией, чтобы она никогда на молитве не прислушивалась к плоти, а молилась, чтобы Господь дал силы выстоять всю службу. И что же? Послушав батюшку, женщина через некоторое время исцелилась от своей немощи. Оказывается это была такая брань.

-Конечно, если человеку не очень хорошо то он может присесть… правда всего на немного, что бы ноги отошли и мысли излишние не мешали.
Но если там вдруг  Отче Наш или Символ веры, или чтение Евангелия то тут уж постой…

Молитвенное правило

Митрополит Вениамин (Федченков)
Все мы знаем, что молитва – главное дело всех спасающихся, а особенно – монахов. Молитва есть «беседа» с Богом. Что можно сильнее сказать о ней?! И, однако, мы знаем, что даже по пословице «нет ничего трудней, как отца и матерь кормить да Бога молить»… И, увы! Все мы на опыте убедились в том, что молитва действительно трудна. Странное дело!  Ни дрова не рубить, ни землю не пахать – а только слова произносить: казалось бы, это совсем легко; и, однако ж, нам легче нести физические труды, чем молиться.
Почему это? Загадка! И трудно разгадать ее. Всё же сделаем попытку понять ее: это делали люди и прежде нас. Говорили: «враг мешает». Если говорили, то, нужно думать, имели этому основание, опыт. Но и этого мало. Не имеем ли препятствия в себе самих? В чем же оно? Значит, молитва нам стала неестественна? Может быть. Почему же? Не отошли ли мы от Бога? – Да! Причина, вероятно, в этом; а потому уже привыкли к этому. И возвратиться стало трудно; нужно стало приучать себя к молитве. И потребовались большие усилия и немалое время.
Но при этом – молитва прививалась с большим трудом. И так должно быть. Почему? Здесь мы подходим к главному объяснению. По опыту великих молитвенников, дух и сила молитвы зависят, собственно, не от нас, а от беседующего с нами Бога; и в мире всякая беседа зависит не от низшего, а от высшего. Так говорит и апостол Павел: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем: о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26-27). Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Эта же мысль повторяется и в седьмой тайной молитве на шестопсалмии: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа! Даждь нам благодать во отверзение уст наших», «и научи ны оправданием Твоим; зане (потому что) помолитися, якоже подобает, не веемы; аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны».
Но еще сильнее эта мысль выражена великим подвижником св. Григорием Синаитом: «Молитва есть Бог, действующий всё во всех» («Добротолюбие», V, 223). Бог беседует в человеческом сердце: это и есть истинная молитва.
Отсюда можно понять, что главное в молитве – не от нас, а – от Бога, от Духа Святого, от благодати, во имя Христово. А так как Бог открывается только достойным этого, то нам, недостойным, и бывает трудно молиться, или иметь беседу, общение с Богом: это «неестественно» для нас. А все «неестественное» тяжко.
Вот почему молитва трудна нам. Что же теперь делать?
На это я встретил у отцов два разных по-видимому ответа: одни советуют не связывать себя множеством чтений и пений; другие же, наоборот, полагают, что длинные службы приведут и к сердечной – или духовной – молитве.
Но мое внимание особенно остановилось на совете многих св. отцов – чтобы мы не останавливались на многих и длинных молитвословиях, и такие руководители дают даже такой практический совет: назначить себе некое определенное время (приблизительно равное вычитыванию), и молиться сердечно, хотя бы и не удалось вычитать все – а лишь некую часть.
Епископ Феофан Затворник даже такой совет писал мирской молитвеннице: определить время на вечерню, хотя бы, например, час или полчаса. Но – сердечно, вдумчиво, неспеша молиться, — допустим, до «Свете Тихий»; а на другой день начать с этого места и дальше. Это будет молитва, а не молитвословие. При многомолитвенности же трудно вдумываться в каждое слово; и человек, по необходимости, будет спешить вычитать «правило».

Такой способ молитв – как показывает опыт – действительно лучше, глубже. Но нужно иметь ввиду, что старая привычка к «вычитыванию» может угрожать и теперь; а именно: мы по-прежнему будем молиться поверхностно, не останавливаясь на сердечном смысле слов, лишь бы скорее прочитать все, закончить «правило». И. наоборот, даже предпочтем прочитать скорее, но «всё».  А такой способ епископ Феофан называет «молитвословием», а не молитвой. И великий молитвенник о. Иоанн Кронштадтский такую молитву считал делом только приучения новоначальных к молитве в собственном смысле. А сам он предпочитал лучше краткую молитву, но сердечную. И у него мы встречаем даже такой вопрос: можно ли молиться быстро, но с чувством? И отвечает: вероятно, по собственному опыту: можно!

Итак, отцы-молитвенники предпочитают краткую сердечную (или умную, вдумчивую) молитву, чем длинное молитвословие. И такую молитву они считают дарованием Святого Духа: так о. Иоанн ответил себе, когда у него во время чтения канона (он обыкновенно читал их в храме сам) возникла мысль, что слушатели многого не понимают, кроме возгласов, очень громко повторяемых им: «Пресвятая Богородице! Спаси-и нас!» или: «Преподобне отче Алимпие, моли-и Бога о нас!». Это я сам услышал от него на утрене.

Итак, лучше читать меньшее количество молитв, но духовно, сердечно, чем вычитывать все, но второпях и без чувства – «переживания слов». Для этого лучше назначить то же самое время, что и для «правила», но творить молитвы с чувством, со смыслом.

Вот к какому выводу я пришел к концу своего монашества, помоги, Господи, мне в этом – хоть в этот небольшой остаток моей жизни!

Дальше больше скажу: лучше сократить и самое время. Лишь бы молиться со смыслом. И припоминается мне случай: в Оптиной пустыни старец Нектарий говорил так:
— Лучше произнести одну молитву ныне, а завтра другую!

Конечно, он говорил это образно; а сам находился в постоянном молитвенном состоянии. И наблюдатели говорят, что нередко он громко произносил только: «Го-о-споди, поми-и-луй!» А в другой раз велел пять часов подряд читать предложенную Псалтирь: но это – для других; а сам возносился духом к Богу – кратко. И апостол Павел учит: «хочу лучше пять слов сказать умом моим… нежели  тьму слов на непонятном языке» (1Кор. 14,19).