БЛАЖЕННЫ СЛЫШАЩИЕ СЛОВО БОЖИЕ
(Неделя 18-я по Пятидесятнице)
На берегу Генисаретского озера Христос проповедует слово Божие. Народ, по свидетельству св. евангелиста Луки, окружает его и теснит: всем хочется послушать, что говорит Господь, но многие из-за тесноты не могут увидеть и услышать его. Тогда Господь переходит в корабль и отплыв от берега, продолжает учить народ. Он заботится о том, чтобы никто не ушел от него «тощь и не услышан». Он и теперь постоянно заботится о том, чтобы все слушали его Божественное учение. С этой целью он основал святую Церковь, в собраниях которой всегда читается слово Божие. С этой целью он поставил в Церкви пастырей и учителей. Обратите внимание на то, какое необыкновенное усердие к слушанию слова Божия у народа, окружающего Христа: он учит на площадях -Народ окружает его и теснит; учит в доме — за множеством народа невозможно пройти в этот дом; идет к озеру — народ за ним; идет в пустыню – народ оставляет дома и все житейские заботы, следует за ним, и забывая об усталости и пище, целый день слушает его. Почему же нужно слушать и читать слово Божие?
«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его», — говорит Священное Писание(Лк.11,28). Но согласимся, что среди нас мало слушающих слово Божие и еще меньше соблюдающих его. А между тем, в слове Божием — источник утешений, истинно оживляющих сердце. В нем — источник истинного света, который просвещает и освящает наши мысли, чувства и действия.
Может быть, слово Божие слишком уже известно нам, так что нечего и слушать? Тот, кто считает себя знающим, всегда очень мало знает. Но и действительно знающие кое-что, как правило, не знают самого главного, « единого на потребу». Можно знать, что происходит в небе, можно знать, что находится в сокровенных недрах земли и не знать ничего о себе самом, о своей душе и т.д. Знаем ли мы, как следует жить христианину, что такое грех, какие опасности встречаются в духовной жизни, какими средствами предохранить душу от пожара страстей, какая участь ожидает нераскаянного грешника за гробом и ответ на целый ряд вопросов, о которых учит слово Божие, призывающее нас помышлять о горнем (Кол.3,2)?
Некоторые говорят, что они оттого не слушают слово Божие, что оно скучно. Слово Божие открывает нашему вниманию много светлых и интересных истин для ума, отрадных и назидательных для сердца, спасительных для души. В нем содержатся именно те истины, какие необходимы для нашей жизни и спасения. В нем подается то, без чего духу нашему нельзя жить, в нем основные законы самого духа нашего: « Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин.6,63). Скучным слово Божие может быть только для тех, кому жизнь недорога и кто ее не хочет понимать. Часто мы оправдываем свое нежелание слушать слово Божие тем, что проповедники слова недостаточно красноречивы. Но правда ли, что по этой причине мы не слушаем слово Божие? Святой апостол Павел был сильным проповедником. Он приобрел Христу миллионы язычников и много иудеев. Однако же он не всем казался способным проповедником. Одна и та же проповедь его о кресте для спасаемых была премудростью Божией, а для многих казалась безумием; одна и та же проповедь его для одних была силою Божиею, а для других-соблазном. Вот вам самый лучший проповедник, а проповедь не всем нравится. Мы должны помнить, что говорим о проповеднике слова Божия, а не о мирском ораторе. И каким бы хорошим или плохим проповедник не выглядел, в нем всегда действует сила слова христианского, все дело в его силе и духе, а не в ораторских способностях проповедника. «Проповедь моя,- говорит ап. Павел, — не в убедительных словах человеческой мудрости, а в явлении духа и силы»( 1 Кор.2,4). Ни само по себе слово Божие, ни жизненные занятия не причина тому, что мы так мало слушаем о Божественном. Причина в нас самих, в наших страстях, в нашем нерадении. Подчас не только праздничный день, но и целые дни и часы мы проводим в праздности и рассеяности, если не чем-либо хуже того. Потом пытаемся извинить свое нерадение различными обстоятельствами. Бог поручил святой Церкви власть над душой человека, над внутренним его святилищем, где пребывает мысль, чувство, совесть и где хранятся святые верования и убеждения человека. Просветить душу, пробудить в ней лучшие порывы, направить их к истине и добру, и там на небе, показать цель вечного и высшего существования — вот назначение святой Церкви. Однако Господь и его святая Церковь без нас не спасают нас. От нас требуется желание и стремление к просвещению, готовность жить по велению Слова, и тогда с нами будет Бог и то благо, которое он обещал нам, говоря: « Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его».