Христианство добилось изменения отношения к Богу и ближнему, к добру, красоте, истине, любви, к свободе человека, ближнего и дальнего. Когда христианство говорит, что оно добивается этого изменения, то оно говорит о силе духа, о том откровении, которое принёс Христос. Именно Христос, именно дар Духа Святого — если человек его обретает и учится им качественно пользоваться — способен помочь человеку достичь этой цели.
Это не так просто: нам лишь кажется, что легко изменить отношение к Богу и ближнему. На самом деле на это порою уходит много времени, иногда вся жизнь человека. Бывает, что не одно поколение трудится над тем, чтобы изменить какие-то глубоко въевшиеся в сознание людей ложные представления. Взять, например, институт рабства. Христианство не революционное учение, которое готово путём насилия, не считаясь с жертвами, менять социальный строй и социальные отношения. Оно никогда к этому не призывало. Христос не был революционером «внешнего порядка». Ими были Варавва и другой разбойник, повешенный со Христом на Голгофе на крест. Но они были действительно разбойниками, а Христос им не был. Но Церковь, хотя и не совершала никаких революционных действий, не призывала рабов к восстанию, сделала значительно больше для отмены рабства, чем Спартак и ему подобные люди, хоть и жертвенные, но часто неразумные или доведённые до отчаяния страшными обстоятельствами своей судьбы.
Христианство укрепило личностное начало в человеке, фактически оно открыло человеку путь к становлению личности. Хотя каждый человек призван к этому духовному состоянию, но далеко не каждый человек доходит, дозревает до этого, потому что для того, чтобы стать личностью, нужно родиться заново, вновь, свыше. Когда Христос говорит «должно вам родиться свыше», Он говорит о рождении личности в человеке. Только в христианстве есть глубокое, целостное, полное, совершенное представление о человеке как личности, как человеке совершенном, первозданном, который может наследовать новую, вечную жизнь, потому что строит себя на основании любви, потому что пользуется дарами свободы, потому что преодолевает в себе и вокруг себя препятствия, возникающие на этом пути.
Если посмотреть на историю христианства, мы увидим очень много всякого рода неудач, предательства, недостоинства человеческого. Но мы знаем: эти проблемы возникают оттого, что где люди, там проблемы. Проблем нет лишь в Боге. Но в людях они всегда есть. Однако сколько бы ни было проблем у христиан, взятых в отдельности, в целом христианская история свидетельствует, что когда люди всерьёз принимают христианство как любовь, как братство, как общину, как путь возрождения и обновления, они оказываются в силах исполнить своё призвание пред Богом и соответствовать своему человеческому образу, устремлённому к богоуподоблению. Вот это — главная заслуга христианства, это то, что в христианстве уникально, то, что вы не найдёте больше нигде и никогда.
Свящ. Георгий Кочетков
Газета «Кифа»
Здравствуйте!
Комментарий не в тему статьи, это я понимаю, но я не нашла на сайте местечка, где бы можно было задавать вопросы (и получать на них ответы).
Вижу, что сайт молодой и только начинает набирать силу. Свои вопросы (разные) можно писать здесь, в этой рубрике? Или планируется выделить другое место?
Спасибо!
Задавайте лучше на нашем епархиальном сайте: http://www.pravostok.ru. Там я же и отвечаю. (о.Виктор)