Больше века прошло с тех пор, как был заложен, построен и освящен вяземский православный храм святителя Николая Чудотворца и преподобной Марии. Такой внушительный юбилей, 115 лет со дня основания – это повод в очередной раз поворошить страницы истории, покопаться в архивах, послушать воспоминания старожилов.
Православные корни – самые крепкие
Если представить, что время ненадолго повернулось вспять, позволив заглянуть в далекий 1898 год, то можно вообразить, как встречал тогда суровый Дальневосточный край наших предков – казаков, крестьян-переселенцев, которые возделывали и обживали эти земли. Но русский народ всегда стойко переносил тяготы и лишения, не боялся изнурительного ручного труда. И только без духовности была немыслима жизнь православных людей, они чувствовали острую потребность в церкви, священнике, который бы крестил родившихся детей, причащал жителей, проводил панихиды по усопшим.
Понимая всю важность этой проблемы, в 1894 году императором Николаем II был создан благотворительный фонд имени Александра III, который принимал пожертвования на строительство церквей и школ в районе Сибирской железной дороги. Строительство церкви-школы при станции Вяземской началось в 1898 году. Средства на это (в размере 5 тысяч рублей) пожертвовала известная благотворительница Мария Орестовна Теплова, вдова горного инженера-полковника Николая Николаевича Теплова. А уже 26 мая 1901 года церковь была освящена (об этом писала газета «Приамурские ведомости в номере от 29 июня 1901 г.).
Наши предки в церкви и крестились, и венчались
Сегодня по сведениям, которые удалось найти, известно, что первым священником и учителем Закона Божия в трехгодичной вяземской приходской школе был Владимир Васильевич Михальчук 1866 года рождения. Об этом свидетельствуют записи из архивных документов – метрических книг о рождении детей на ст. Вяземская. Так, в мае 1902 года в подобной книге была сделана запись о том, что у крестьян Сорокотяга Антония Дмитриевича и Акимины Никоновны, урожденных селения Роскошны, Киевской губернии, Таращанского уезда, Ставищанской волости родился сын Алексий. Мальчика крестил священник отец Владимир Михальчук, крестные его родители: дорожный мастер Вяземского участка Григорий Александрович Васько и крестьянка деревни Отрадной Александра Федоровна Киселевска.
Интерес также представляет документ, именуемый свидетельством об окончании полного курса учения железнодорожного одноклассного Министерства Народного просвещения училища при станции Вяземской, Уссурийского Отделения Китайской Восточной железной дороги (это было официальное название школы). Свидетельство оное было записано на имя Ивана Ивановича Савчука, родившегося 26 августа 1901 года, обучавшегося с октября 1909 по май 1913 года. Иван при хорошем поведении оказал успехи по Закону Божию, русскому и церковно-славянскому языкам, арифметике – хорошие, чистописанию – удовлетворительные. Заверено свидетельство церковной печатью и подписями заведующего училищем – Иустином Мариновским, законоучителем – В. Михальчуком, учительницей В. Якубовской.
В вяземской православной церкви служил также отец Хрисанф Горбачевский, им подписано несколько выписей из метрических книг о рождении: в 1916 году о рождении Василия, сына Селедуевых Александра Николаевича и Варвары Емельяновны (крестьян), в 1918 году о рождении Василия, сына Дометия Иоанновича и Параскевы Алексеевны Корнилюк (крестьян). Имеется в ведении храма сегодня архивные списки венчаемых в 1918-1919 годах казаков и казачек. В нем числятся: Пахомов Алексей Стефанович и Верхотурова Раиса Ивановна, Федотов Стефан Стефанович и Шишова Татьяна Алексеевна, Мациевский Фрол Михайлович и Литвинцева Анна Иннокентьевна, Кривцов Павел Николаевич и Пляскина Екатерина Елизаровна, Черепанов Данил Стефанович и Ташлыкова Агафия Петровна. И еще несколько десятков фамилий.
Корни рубили, а они кое-где да прорастали
Церковь на станции Вяземской выполняла свою миссию до того времени, пока на Дальний Восток не пришли интервенты. В 1918-1920 годах – японцы и белогвардейцы. Жительница нашего города Лидия Григорьевна Токмакова составила небольшие мемуары по рассказам православных старожилов, книгам об истории района, написанным авторами Пановым и Антиповым. Вот что она пишет о времени гражданской войны: «Люди боялись ходить в церковь из-за жестоких бесчинств интервентов. Так, 24 января 1920 года при выходе из храма был убит Игнат Бескровный. А 1 февраля того же года расстрелян путевой обходчик Цибульский вместе с женой и двумя детьми. Активно боролась с церковью и комсомольская организация во главе с активисткой Верой Селютиной. 24 июня 1924 года в день трехлетия образования комсомольской организации на собрании транспортников было решено передать здание церкви под школу рабочей молодежи, а через год его переоборудовали под клуб железнодорожников. Позднее к зданию с восточной и западной сторон были сделаны пристройки, в которых размещались библиотеки. В таком виде оно просуществовало до 1991 года».
Все эти годы православные люди не теряли своей крепкой веры, под страхом смерти продолжали собираться, тайно на квартирах. Тогда еще были живы такие женщины, как Анна Пугач, Мария Карпушкина. И, несмотря на то, что они были неграмотными, знали наизусть все воскресные и праздничные службы. Они-то и читали молитвы. Первыми, кто задумался о возрождении храма и начал это дело, были Таисия Бутенко, Зоя Столетенко, Иван Жатков. Они обращались к владыке Хабаровской и Приамурской епархии Гавриилу с ходатайством о создании православной церкви. И пока на вяземской земле жили такие люди, теплилась надежда, что когда-нибудь снова зазвонят колокола храма, созывая людей на службу».
Из пепла возродился православный «феникс»
«Возрождение церкви началось с 1990 года, — пишет в своих мемуарах Лидия Григорьевна Токмакова, которая была выбрана заметителем старосты, — большую помощь в возвращении прежнего здания оказали работники музея Лариса Владимировна Корнева и ее мама Александра Филимоновна Жело. 13 февраля 1991 года было получено официальное разрешение на передачу православной общине здания, мало чем напоминавшего храм. Оно было на 65% изношено, захламлено разной рухлядью, даже не огорожено забором. На долю первых прихожан выпало трудное время: не было средств, спонсоров, специалистов, но помогала твердая вера и огромное желание иметь свой храм и батюшку.
В один из дней провели общее собрание. Старостой единогласно избрали Лидию Писаненко, женщину с неиссякаемой энергией, трудолюбивую и крепкой хозяйственной хваткой. К тому же, она легко находила общий язык с прихожанами. Средства на восстановление храма собирали через районную газету всем миром. На первых порах в оформлении банковских документов, бухгалтерских книг оказывала Зоя Черняк. Был принят Устав прихода и получено разрешение на регистрацию.
Видя наше усердие, владыка Хабаровский и Приамурский Иннокентий обязал игумена Товия, служившего в бикинском приходе окормлять наш храм и помочь сделать алтарь, иконостас. Отец Товий не решился возводить алтарь в половине, где раньше была церковь, боясь ветхости здания. Он благословил западное крыло и пристройку. Построили иконостас, алтарь, которые получились очень хорошими. Там и была заново освящена церковь 19 декабря 1992 года. Первую божественную литургию провел сам владыка Иннокентий.
Храм удалось восстановить благодаря энтузиазму верующих вяземцев. В селах района создавались активные группы под руководством: в Забайкальском – Галины Костроминой, Людмилы Плехотиной, в п. Дормидонтовка – Надежды Карпук, Лидии Гретченко, в Отрадном – Людмилы Трофимовой, в Аване — Николая Карепова. С 1991 по 1994 годы при церкви выделилась более активная группа прихожан – это Лидия Писаненко, Валентина Вайдакова, Михаил и Лидия Токмаковы, Августина Нардина, Мария Домогальская, Антонина Галеутдинова, Любовь Сергиенко, Анна Виксне, Маргарита. Помпа, Людмила Федорец, Варвара Юхачева, Вера Тюрина, Вера Пантелеева, Ева Терещенко, Зоя Глухова, Зоя Столетенко, Ольга Сабровина, (Мария Карпушкина, Василий и Алла Лысюк, Анна Пугач, А. Мамонтова, Лидия Запольская, Татьяна Немешева – ныне покойные). По большей части женщины тогда взяли на свои хрупкие плечи весь первоначальный труд.
В восстановлении храма оказывали спонсорскую помощь руководители организаций и предприятий: кирзавода – Р.Г. Саитгалин, МПП ЖКХ – А.И. Беляков, леспромхоза – В.П. Решетников, администрация района. С согласия руководства ШРЗ и НГЧ железнодорожные рабочие сделали для храма подсвечники, ажурные решетки на окна. Учитель труда школы № 1 г. Вяземского Борис Федорович Митус (ныне покойный) подарил подсвечники, тумбочки.
Посредники между Богом и людьми
Служители у престола Божия
Понемногу закипела жизнь прихода: службы проводили приезжие священнослужители из хабаровской епархии, Бикинского района. Нам — людям духовно безграмотным пришлось учиться вести себя в церкви, молиться, креститься. А в 1994 году настоятелем вяземского и по совместительству бикинского православных приходов был назначен отец Владимир (в миру Фомичев). Он уже служил у владыки Иннокентия в Иркутске. По складу характера – добрый и общительный, обладал красивым голосом. И всегда был искренним. Однажды он проговорился, что мечтает о рубашке-косоворотке черного цвета. В то время напряженно было со снабжением товаров – продуктами и одеждой. Но я все-таки сшила ему такую рубашку. И надо было видеть, как отец Владимир был этому рад. Прослужил он у нас недолго, всего полгода. Из-за обострившейся болезни (диабета) ему пришлось уйти за штат и переехать.
В августе 1994 года вяземский вяземский и бикинский храмы принял отец Сергий с матушкой Еленой. К тому времени для священника администрация выделила 2-комнатную квартиру, куда и поселился батюшка с женой. Обставляли тогда эту квартиру им всем приходом, несли, кто что мог. Оба они были людьми интеллигентными, окончили Суриковское художественное училище. И хотя отец Сергий учился в духовной семинарии всего 28 дней, духовно был тонко чувствующим человеком. Помимо своих главных обязанностей – богослужений и треб, каждую среду он собирал прихожан для того, чтобы подробнее рассказать нам об основах православия, учил правильно молиться (чтобы слова проникали от ума прямо в душу). Много рассказывал об иконах, которым мы молились в своем храме – истории их написания и дальнейшей судьбе. Эти чтения по средам были своего рода воскресной школой для взрослых, а отец Сергий – нашим духовником. Наши надежды на то, что батюшка Владимир послужит в Вяземском подольше, не оправдались, вскоре по некоторым обстоятельствам его перевели в бикинский приход …».
Продолжение следует …
От редакции: мы обращаемся ко всем жителям нашего района с просьбой поделиться любыми воспоминаниями о жизни православных родственников. Может кто-то слышал рассказы от бабушек, дедушек, как они ходили в церковь, не расставались с верой в советские времена преследований и гонений. Хорошо, если сохранились какие-то архивные документы, фотографии. Для нас ценна любая информация. Если есть, что рассказать, просим вас обращаться по адресу: г. Вяземский, ул. Козюкова, 3, т. 3-15-08, 8-962-228-85-42.
Анастасия Шубина
Анастасия, спаси Господи за великолепный материал.Примите поздравления с приближающимся юбилеем от Христорождественского собора г. Хабаровска! Наши храмы почти что братья — возведены по одному проекту и освящены одновременно, наш один день спустя, 27 мая 1901 года. Может быть Вам будет интересно заглянуть в Путеводитель по Великой Сибирской дороге за 1901-1902 гг., там есть упоминание и про Ваш храм: http://blogs.pravostok.ru/christmas/?page_id=3253
Хотелось бы увидеть фотографии Вашего храма, не нашла на сайте.Где-то встречала в публикациях мысль, что такие храмы-школы возводились и по одному архитектурному проекту. Было бы интересно взглянуть и сравнить. Вы даете ссылку на Приамурские ведомости за 29 июня 1901 года. Где-то есть в открытом доступе тексты газеты, или Вы, может быть, работали в архиве, библиотеке? Спаси Господи. Валерия, библиотекарь Христорождественского собора
Здравствуйте, Валерия, извините, что сразу не ответила, все времени не хватало. Очень рада, что вам понравился материал. По поводу фотографий, если скинете мне свою электронку, я могу сбросить вам фото храма, которые готовили к юбилею в специальный фотоальбом. Что касается ссылки на Приамурские ведомости, то я сама не работала с архивными материалами, опиралась на факты, собранные прихожанкой нашего храма Лидией Григорьевной Токмаковой. Она когда-то работала в нашей библиотеке, делала запросы в НКВД по поводу батюшек. Правда, сейчас эта женщина уже старенькая, почти из дому не выходит, да еще и за больным мужем ухаживает. В общем ее большая заслуга в том, что получаился такой содержательный материал. Спаси Вас Господи!
Анастасия, Христос Воскресе! Здравствуйте! Мой электронный адрес biblioteka_hrs знак почты мэйл.ру, есть на странице «контакты» http://blogs.pravostok.ru/christmas/123-4/ Фотографии получить очень интересно. Про саму Лидию Григорьевну тоже можно сделать материал. То, что сегодня просто жизнь, завтра будет историей. Если сейчас не соберем, потом не восполним. Поздравляю Вас с наступающим юбилеем! Приезжайте к нам на праздник!