Крещение Господне. Во что мы верим?

В эти дни многие придут в храм за святой водой, кто-то пойдёт на Иордань и будет окунаться в ледяную воду, кто-то никуда не пойдёт и наберёт воду из-под крана, будучи уверен, что в этот день вода освящается везде. Как реакция на это – во многих храмах будут раздаваться брошюры о назначении и употреблении святой воды, на сайтах, в форумах и блогах, в газетах и журналах, на радио и телевидении будет всплеск многочисленных статей, дискуссий, репортажей. Столько внимания людей во всём мире привлекает святая вода.

Решил заняться этим вопросом и я, чтобы на своём приходе раздавать брошюру для вразумления «черплющих и емлющих» освящённую воду. Стал перечитывать имеющийся материал: прекрасные проповеди, замечательные статьи, превосходный чин богослужения, обилие красочных образов. В голове много, а на сердце всё равно пусто. Три дня потрачено, но нет чего-то главного. Что-то не сходится. Уже и отказался от мысли сделать брошюру.

И вот приходит ответ. Совсем не в тонком сне, как полагается у святых подвижников, а в обычном, грубом, среди прочих снов и фантазий: Да причём здесь вода? Ведь это же Богоявление, а не водоявление. Вот то ключевое, чего так не хватает. Вот Кого я оставил в стороне. Нет, конечно, я помню про Него и знаю, что первое название праздника как раз Богоявление. Но как-то получается, что Бог отдельно, вода отдельно.

И ведь помню, что когда изучал чин богослужения, недоумевал, почему, когда вокруг всё про воду, вдруг, ни в тропаре, ни в кондаке – в главных песнопениях праздника – про неё абсолютно ничего!

Тропарь:

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи,  Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе!

Перевод:

При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал непреложность Его слова. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!

Кондак:

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный!

Перевод:

Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришёл, явился Ты, Свет неприступный!»

Вода, конечно, очень важно. Без воды никуда. Но что она в сравнении с главным? А больше ничего говорить и не хочется.

 

Categories: Праздники

 

7 Responses to Крещение Господне. Во что мы верим?

  1. CпасиБо! статься не большая, но очень и очень верная и актуальная. Самое главное, что актуальная. Люди, порой просто убивают своими рассуждениями о том, что в ночь с 18 по 19 происходит что-то такое, что надо успеть выдать Богу все желания. Это действие мне больше напоминает «письмо дед Морозу». Кроме суеты с водой и желаниями больше никто ничего не видит.
    спасиБо за статью! МОжет быть, кто-то одумается?! и поменяет свою жизнь, а не просто зальет ее водой..

  2. А не связано это с тем что раньше была только Епифания?

  3. свящ.Роман Никитин 17.01.2012 at 22:57

    Отче, завтра поставим Ващшу статью на сайт. Просьба почаще в своих статьях обращайтесь к богослужебным текстам с разъяснениями их смысла и содержания, это сейчас не хватает на нашем сайте.

  4. Тропарь Крещенского сочельника:
    Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою,/ вознесшуся Илии,/ и разделяхуся воды сюду и сюду/ и бысть ему сух путь, иже мокрый,/ во образ воистинну Крещения,/ имже мы текущее жития преходим шествие:// Христос явися во Иордане освятити воды.
    Кондак сочельника:
    Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество/ милости ради безмерныя,/ Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек,/ одеждею мя одевая,// славы древния обнаженна люте.

    • свящ. Виктор Дунаев 18.01.2012 at 15:07

      Мне немного сложно догадаться о сути ваших комментариев. Поэтому делаю предположение. Если ошибусь и отвечу неправильно не обессудьте.

      Скажу больше — в чине богослужения сплошь и рядом вода, струи, Иордан, море. Большое количество ярких и красивых образов, а сколько пророчеств, а псалмы! Бездна красоты. Но именно в этом я и потерялся, потому что нет чёткого смыслового центра — все образы равнозначно красивы. А вот момент Богоявления ставит всё на свои места, предаёт всему остальному его подлинное значение.

      Это примерно как у Августина — когда Бог на первом месте, всё остальное на своём мир месте.

      Но у меня уже нет сил на новую статью о воде — службы пять дней подряд. Теперь через год :)

  5. СпасиБо отче! Теперь и я понял смысл Ваших постов. ))

Добавить комментарий для свящ.Роман Никитин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.