Как относиться к войне православному?

ГНЕВАЙТЕСЯ И НЕ СОГРЕШАЙТЕ… (ПС. 4,5)

 

Существует ли критерий, в данном случае — христианский критерий, по которому можно было бы судить, когда война является справедливой, а когда — нет? И может ли вообще война быть справедливой? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала необходимо выяснить, что делает убийство злом? Очевидно, что не сама по себе смерть. Убийство становится злом лишь тогда, когда оно совершается по ненависти к человеку. Владимир Соловьев хорошо сказал об этом: «При убийстве зло состоит не в физическом факте лишения жизни, а в нравственной причине этого факта — в злой воле убивающего». Поэтому быть убитым, как и умереть от холеры, не есть зло, ибо здесь нет нравственно злого акта воли. Но при этом злобу нельзя смешивать с гневом, ибо бывает и праведный гнев. Вспомним хотя бы, как Сам Христос, войдя в храм и увидев там торговлю, сделал кнут и начал им выгонять торговавших. И это не какой-то исключительный факт в земной жизни Господа. Евангелисты пишут о Христе: «И с гневом посмотрел на них…» Он Сам говорит иудеям гневные слова: «Змеи, порождения ехиднины, гробы окрашенные, снаружи кажущиеся святыми, а внутри исполненные всякой мерзости…» Можно привести и другой пример из Священной истории, когда к святому Иоанну Крестителю пришли воины и спросили: «Что нам делать?» Он ответил: «Не обижайте никого и довольствуйтесь своим жалованием». Конечно, Лев Толстой не мог бы принять такого ответа, ведь Креститель не сказал воинам: «Бросьте оружие, перестаньте воевать и проливать кровь человеческую». Кроме того, всем известно, что многие христиане в первые века оставались воинами и даже были военачальниками. Они считали нравственно оправданной войну, когда нужно было силой противостоять нападавшему врагу. Поэтому в Церкви среди святых всегда было большое количество воинов. Взять, например, наши русские святцы: там среди мужчин, приблизительно одна половина — монахи всех чинов, от простых иноков до архиереев, а другая половина — воины. Что это — случайность? Вопрос, думаю, риторический. Недаром самые славные люди в истории России и в истории других государств всегда были военные, то есть те, кто первыми отдавали свою жизнь за народ и Отечество.

Из лекции профессора МДА Алексея Ильича Осипова

Categories: Актуальные темы

About the Author,

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.