Взгляд в прошлое

В праздник святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя нашего православного Вяземского храма, который празднуется Церковью 19 декабря, хотелось бы немного обратиться к истории православной Церкви на нашей дальневосточной земле, и сделать небольшие зарисовки из истории нашей общины. Мысленно можно перенестись в конец 19 начало 20 века. Представим, что осталось совсем немного до подписания Айгунского договора 1858 года. На реках Амуре и Уссуре нет русских поселений. Память о русских землепроходцах 17 века оставила на карте лишь поселения Охотск, Петропавловск-камчатский и Аянский тракт.
Но земли дальневосточной окраины как притягательный магнит тянут к себе. Богата дарами леса амурская тайга. Юг края хорош для выращивания пшеницы, без которой не мог жить русский поселянин. А батюшка Амур так богат, что проплывая на лодке веслом можно ударить по проплывающим рыбам.
Неудержима страсть к освоению реки Амур влечет одного из русских капитанов Геннадия Ивановича Невельского. Благодаря своему горячему характеру он доказывает судоходность Амура и возможность выхода через него в Охотское море. И в 1850 году он основывает в низовье Амура город Николаевск-на-Амуре, первое поселение с флагом Российской империи на востоке края. Вот на подходе уже и 1858 год. Подписан договор с цинским Китаем, и одним за одним плывут по рекам Амуру и Уссуре казаки и основывают  казачьи посты. Помимо гражданских сооружений в поселениях строятся храмы. В архивах сохранились некоторые цифры, о том что к 1917 году на территории Хабаровской и Благовещенской земли было более 100 храмов. Покровителем путешествующих и одним из почитаемых святых в России был и остается святитель Николай, поэтому некоторые храмы и в то время возводились в честь Него. Станция Вяземская не стала исключением, где в 1901 году появляется храм названного святого. На строительство храма верующие всем миром собирали средства. Имена некоторых из них хранятся и в нашем синодике.
К 1917 году население наше было в большинстве православным, хотя по национальному составу жители края были из разных народов. Революция 17 года и люди исповедующие безбожие по своему решили определить историю.
С 1918 года по 1930 года всего за двенадцать лет большевики уничтожают все храмы на территории Дальнего востока. Полностью искореняется всякое упоминание о вере в Бога. Переписывается история края. Священников и верующих ссылают и расстреливают. Вяземский храм закрывают в 1923 году и в его помещении открывают клуб. Власть того времени решает, что человек сам является богом и может строить рай на земле.
Но духовные законы неизменны на все времена. Одна за другой возникают беды: голод, болезни, войны. И когда тяжелое бремя времени второй мировой войны достигает последнего накала, тогда и понимает безбожная власть, что сам человек в этом мире справиться с житейскими трудностями не может. Верующим позволяют открывать храмы. Первой ласточкой в 1943 году в городе Хабаровске было строительство храма святого благоверного князя Александра Невского. Правда до полного признания прав христиан оставалось еще много времени.   
Во всех этих тяжелых обстоятельства верующие достойно хранили свою веру. Ни сталинские гонения, ни холодная оттепель хрущевского времени, ни безразличие брежневской власти не смогли изменить отношение верующих к Создателю.     Настали 90-е годы 20-го века и общество, подводя итоги прошедшего столетия, осознало, что бездуховность рождает безнравственность. На этот период и относится вторая часть истории нашего храма, когда в 1992 году начала формироваться община православных христиан в городе Вяземский. Общине была отдано здание уже изменившегося клуба, который находился в плачевном состоянии. Износ здания составлял 65%. Но верующих это не пугало. С того времени уже прошло 20 лет. Храм обустраивался и открывал двери для всех желающих. Многое изменилось в государстве и обществе. Не только в храмах и по телевидению уже говорят о Боге, но и в школах ввели дисциплину по изучению истоков нравственности и духовности в человеческом обществе. Что ждет нас в будущем? Опять ждать безбожие или обращение к вере и нравственности, решать нам самим.Пусть каждый сам определит свой путь заглянув в прошлое. А нам бы хотелось еще раз поздравить всех с праздником святителя Николая.

Categories: Крестный ход

About the Author,

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.