Разговаривая с прихожанкой, замечаю ей, что она ходит в брюках и без покрытой головы. В ответ она: «Батюшка, но это же удобно, сейчас не те времена чтобы ходить по-другому». Проходит время, думаю над ее ответом и возникает такая цепочка последовательных мыслей по поводу сказанного. Ведь удобно же взять деньги у соседа и не отдавать. Также и детей можно отдать в детский дом, когда надоест их воспитывать. Очень удобно ходить почти без одежды летом, потому что жарко же. А зачем, кстати, и дети, удобно вообще без них. И таких мыслей можно и не перечесть. И почему-то сразу становится недоуменно от таких умозаключений и думаешь, когда же настали такие удобные времена? В 2000… 1945… 1917? В начале 20 века рожали по 6 -11 детей, работали физически, переезжали с Украины на Дальний Восток на быках преодолевая по 8000 километров. И сколько воин пережили. И ни что не переходило меры и не мешало. А что сейчас? Что препятствует современному человеку в его жизни?
Наверно не время такое, а мысли такие. Преподобный Макарий Великий говорит о том, что основное наше делание христиан состоит в перемене мышления. Все борьба с грехом, со своими страстями находиться прежде всего на уровне мыслительном. Если я принимаю «удобную» мысль, то расстаться с ней будет не так легко. Вспоминая слова святого апостола Иоанна Богослова о том, что мир движется страстями: похотью плоти, очей и гордостью житейскою (1Иоан.2:16), понимаешь – жизнь пройти не поле перейти. Подвиг христианина по преодолению греховности мира ведь ни когда не будет удобным, и его ни кто не отменял. Да и безудержное стремление к счастью всегда сопряжённое с болью и страданием нам всегда будет подсказывать, что наша жизнь идет не по тому руслу.
Так где же наш путь? Господь, указывая нам путь нашего исправления, не обещал радостных дней: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю…умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт.3). На этом то неудобном пути Господь и обещает нам истинную радость, которую ищет наше сердце: «… блаженны вы, когда исполняете» (Иоан.13:17).
Действительно, другие времена. Во времена земной жизни Господа мужчины брюки не носили. А вот женщины носили их (нечто наподобие шаровар). Подобную форму одежды и сейчас можно наблюдать на аравийском полуострове. И мне кажется (может, конечно, и ложно), что даже и в наше время визуально отличить женские брюки от мужских не очень и сложно.
На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие.(Втор.22:5) По вашему не актуально?
Традиции везде разные. В Сербской церкви наоборот не принято женщине если она не замужем покрывать голову (собственно, по словам апостола). В этом есть смысл — парни знакомятся с девушками в храме))
Брюки и не брюки тоже не имеют значения — если человек пришел к Богу, какая разница в чем? При тутошней жаре шорты тоже воспринимаются нормально (лучше чем падающие в обморок женщины в так привычном русскими православными платье-мешке)
Поэтому считаю лишним навязывать людям какие бы то ни было традиции, если они везде разные. Ставя условия человеку на пути к Богу — подумай — не становишься ли ты сам препятствием со своими представлениями о том, как должен выглядеть христианин внешне, если только Господь зрит в сердце?
«Подвиг христианина по преодолению греховности мира»
Вот споткнулась об это. А где Христос говорил, что христианин должен победить мир? Совершенно иные, неотмирные цели стоят перед христианином.
На мой взгляд подвиг християнина заключается в преодолении грехов мира прежде всего в самом себе.
Тогда возможно мы преодолеем и греховность мира.
Предлагаю не путать пляж и церковь.
Шорты можно заменить льняными брюками,хотя человек искренне верующий со временем сам все поймет…не надо обращать на себя внимание молящихся- это отвлекает.
Кстати в платье — мешке комфортно молиться-).
Я надеюсь мы все ходим в церковь именно с этой целью.
—Совершенно иные, неотмирные цели стоят перед христианином.
Этттт точно. Только стремиться бы к ним, забыв обо всем.
А то только и можем, что желчью исходить в блогах.
Так не исходите желчью, кто вам мешает?
От саксофона до ножа один шаг, да.
Все кто со мной музыку играл когда-то конечно уркаганами стали. как напрочь советский худрук и говорил.
p.s.
Любимый вопрос у наших сектантов «Почему батюшки ходят в платьях, это мол женская одежда?»
Можно сказать что Христос носил хитон.
Но ведь тогда придется признать что и брюки бывают женские. И ни один адекват их в магазине не спутает. Даже при желании.
А слишком много поаведных и умных слов уже было высказано учеными мужами.
яТеперь даже стыдно напомнить что вопрос одежды и благочестия выходит за рамки черно-белой фарисейской моды…
Платочко-юбочные и брючные темы — самые трололошные на любом православном форуме :)
Дык я за дресс код (для себя), двумя руками.
Всмысле за культуру.
Еще когда про церковь не знал ничего (немного меньше чем сейчас), мама просила сходить с ней в храм хотя бы на Пасху.
Ну дык понятно было что в панковском балахоне и с сигаретой в зубах в храме появляться неприлично. И в театре. И много где, куда люди собрались не на меня посмотреть и не меня послушать.
Но это дело моей личной культуры, очень постепенное, с пробуксовками.
Можно было б просто послушаться как «надо» и ходить всю жизнь с рубашкой в трусы заправленной. Но молотком болты не закручивают, мои родители это понимали.
Иногда нет возможности переодеться. Вот байкеры например, одеваются во всякую кожу и выглядят иногда странно не только для понта, а чтобы ветром не продувало. А на работе приличный такой менеждер.
И что, мужик едет на мотоцикле в один выходной и не может заехать в храм? Или женщина едет, что, в юбке до пола и платке?
______________
Не понимают многие сегодня, что когда культура прет напором из «госдумы», она просто перестает быть таковой.
Самоуспокоение это называется и замазывавание фурункула тональным кремом цвета здорового загара. А в православии есть для этого движения подходящее слово на букву Ф. Или «активные ревнители благочестия» (если поллиткорректно).
Простите, не знаю вашего полного имени. Недавно было хорошее интервью нашего патриарха в МГУ, когда ему вручали титул почетного доктора. Он сказал, что определение традиции в обществе формулируется, как передача ценностей из поколения в поколение. То есть самое лучшее и проверенное жизнью передается следующим поколениям. Ведь нам при нашем рождении дарили любовь, а не мусор. Так и церковная традиция проверенная годами, веками и тысячелетиями передает самое лучшее. А ваше право принимать его или не принимать. Но истинные ценности останутся и без вашего выбора таковыми. Искренно желаю не только вам, но и всем кто ищет спасения искать не своего, а Божьего.
А насчет поиска неотмирности. Есть хорошая мудрость — «Дух формирует себе форму». Если мой внутренний мир не прикрыт целомудрием, кротостью, самоотверженностью и жертвенностью, то думаю моя внешняя сторона, то есть тело, это еще раз подчеркнет.
С уважением о.Георгий
Слепое следование традициям породило раскол. Старообрядцы руководствовались именно этим…
Раскол — капля в море. При всей трагичности этого события.
Просто если бы народ считал традиции априори вечным, лучшим, проверенным и даже истинным — он бы не принял христианство. Остался язычником.
До сих пор некоторые те «традиции» покоя не дают. В 21 век.
А это вообще разговор отдельный, цитата:
«Так и церковная традиция проверенная годами, веками и тысячелетиями передает самое лучшее. А ваше право принимать его или не принимать. Но истинные ценности останутся и без вашего выбора таковыми».
_____
«Что утверждается без доказательств, может быть опровергнуто без аргументов» (с).
Христианство это не традиции. У разных православных приходов по миру они могут разниться, Вам ли не знать. Традиции, уровень эмоциональности, комбезы разные. Но люди и церкви сохраняют общение по другой (настоящей) причине.
Говорить об истинности тут будет очень самоуверенно.
____________
А Патриарх вслух употребляет: традиции, скрепы, нравственная основа, патриотизм, государственность, и прочие неизбитые выражения — потому что служба у него такая.
Государство, или общество (реже) видит пользу от православия и не так сильно мешает ему существовать.
Это не значит что Его Святейшество ставит традиции в центре своей духовной жизни.
____\_
Форму дух конешн, формирует. И если бы не желание раздавать ценные советы за правильную моду, и не черные цвета с бородой, кто бы знал что человече кроткий, духовный и прям ваще.
Приходится напоминать. Мол у кого не лапсерда.. тьфу, у кого не то пальто — значит дух бесплоден.
Не активен значит и пока беспробуден.
Че, мне в шортах норм.
да ваше преподобие, дух создает себе форму и не существует без нее. только отношение к ней должно быть правильным. не должна форма заслонять содержания. И вариантов у формы может быть много, зачем же форму отождествлять с униформой? Действительено нарушением христианской традиции является одежда вызывающая и соблазнительная. это имеет нравственный смысл. А брюки — это просто один из возможных вариантов и не более того
Спаси вас Господь за высказанное мнение. Срано для меня одно, что на протяжении тысячи лет этот вопрос не вызывал сомнение в обществе, тем более таком патриархальном как наше. А теперь в начале 21 века это смотрится атавизмом. Можно конечно и в России говорить на английском, в Греции на немецком, думаю, можно и Гомера читать на японском, но почему-то мы остаемся великим православным народом на протяжении более чем 1025 лет, а японцы остаются японцами.
Человек как творение имеет двоякую сторону, как медаль. Телесное и духовное взаимосвязаны. В современном же обществе странно совпадают не совместимые вещи. Так если я верю в Бога днем, а вечером мне это не мешает ходить в казино или на безнравственные зрелища, и добавлю, внешне соответствовать этим зрелищам. То возникает вопрос о моей духовности. Недавний конфликт в храме Христа Спасителя этому яркий пример. Все участницы этого конфликта назвали себя верующими.
Из этой беседы хотел бы сделать вывод, что не внешняя форма важна. А то, что наша современная «удобная вера» не глубока и скрывает, к сожалению, нашу бездуховность.
С уважением ко всем участникам беседы о. Георгий
Странно, что вы называете себя «великим православным народом». У нас в Черногории первый гей-парад разогнали камнями :)
Или православность меряете по статистике? Так вам 70% скажут что они православные. Вот только в церковь ходят и участвуют в Таинствах всего 1-2%.
Факт — упрямая штука.
Но раз уж вы прошлись по японцам. Их культура и уровень технологического развития лет на 200 опережает Российский (Протоны падают, Сухой суперджет не выпускает шасси, Патриарх на бронепоезде в гости катается…)
Мне кажется, это такая форма нового православного фашизма: мы лучше, потому что мы русские, православные, белые, … список можно продолжить. Вот только Конституция говорит иное. Или она для вас не аргумент?
Ну хорошо, предположим не аргумент. Надеюсь, вы нам не будете доказывать, что Христос был русским :)
Даша, нет ничего плохого что гей парады не закидыввют камнями. Человека не очень трудно убить случайно.
И тот кто просто хотел «разогнать» будет мучиться всю жизнь.
Это к разговору о фашизме.
Каждый по особому болен. И мужедожцы.
Но нельзя же читать Писание выборочно и опускать место про первый камень.
Я конечно не специалист, о. Георгий, но мне кажется христианская вера тем и «неудобна», что не в юбке дело.
Так то было бы очень просто.
Много адептов сект именно тем и отличаются от реальных христиан, что первые по линейке мерят какую-то правильность и гордятся больше тем, чего они не делают и не сделали.
Мы же изначально взяли и традиции и праздники со всей их формой (часто откровенно языческой) и поменяли главное.
Одна масленица чего стоит. Кольца жениха и невесты и т.д.
Я вот часто себя на православных сайтах каким-то недорелигиозным чувствую (но не недоверующим), и хожу не по форме.
Но в казино никогда не был. Даже игровыми автоматамм не знаю как пользоваться.
Не успел научиться. В карты пришлось, но то от скуки и не на деньги, в больницах много проводил времени и т.д.
Поэтому пост Ваш прочитал с удивлением и за себя и за других.
Неужто прихожанка «сменую одежду» проиграла в подкидного?
Так не о том же спор связано духовное телесным или нет. конечно связано. Но связь эта далеко не такая прямолинейная как Вы обозначили в своей публикации. И потому и вызывает это споры и смотрится атавизмом что сейчас 21 век а не 17й. Форма относительна. Все формы равноправны при условии непротиворечия содержанию. Для 11го века своя форма, для 17го своя и для 21го тоже своя. Она ничем не лучше и не хуже, просто другая, подходящая современному человеку. Удобная для него. Поэтому для совершенно ложным представляется Ваше тождество ‘ удобная одежда-удобная вера-бездуховность’. Ну а в17м веке что в неудобной одежде ходили? Или православные японцы менее православные чем русские?
Да и нельзя ориентироватьсяна старину просто потому что она старина. В том же 16-17в. столько чудовищных безобразий было в церковной жизни, что нам и не снилось. Дремучее невежество. И что, его тоже возвращать, потому что это наши ‘традиции’?
Здравствуйте!
Приведу короткую выдержку из интервью с Архимандритом Парфением (Мурелатосом):
«…- Сейчас можно часто слышать разговоры о необходимости обновления Церкви. О том что «мы живём в другое время, чем Святые отцы», «их советы уже не актуальны», «для нашего времени необходимо новое понимание христианства», «Предание устарело». Что Вы можете сказать по этому поводу?
— Это неправильно. Предание живо и актуально всегда. «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки»[1]. Не Господь меняет Церковное предание, а сами люди хотят это сделать, чтобы им было легче оправдывать свои грехи. Мы не хотим жить по Писанию и придумываем для этого своё собственное мирское «евангелие»…»
http://www.hram-rozdestva-hristova.ru/forum/zametki-nastoyatelya/81-o-monashestve
А от себя добавлю, что как только я начинаю успокаивать себя тем, что сейчас другое время, и небольшое удобство в виде брюк, например, не повредит моей душе, то через совсем короткое время понимаю, что подобными мыслями я открыла дверь куче других послаблений, которые, подобно троянскому коню, уже начинают представлять угрозу.
Да, брюки ношу, бывает. Но стараюсь теперь (с тех пор, как покрестилась, и стала читать духовную литературу) делать это как можно реже, прилагая волевое усилие. Привычка еще сильна. Но, по крайней мере, внутреннее отношение к подобного рода «удобствам» меняется. А это, на мой взгляд, главное.
Спаси Вас Господь за доброе слово.