БРАЧНЫЙ ПИР
(Неделя 14-я по Пятидесятнице)
В притче о брачном пире Христос уподобляет Царство Небесное человеку царю, который устроил пир для своего сына. Дважды хозяин посылал своих слуг звать приглашенных, но никто не пришел. Одни из званых пошли на свое поле, другие — на торговлю, а прочие схватили слуг, оскорбили и убили их. Царь разгневался, послал свои войска, истребил убийц и сжег их город.
Поскольку все уже было приготовлено, хозяин сказал своим слугам: « Пойдите на перепутье и зовите на пир всех, кого найдете». Слуги, выйдя на дорогу, собрали всех кого нашли, и злых и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, увидев человека, одетого не в брачную одежду, сказал слугам: «Возьмите его и связав ему руки и ноги, бросьте во тьму внешнюю». Евангельская причта заканчивается словами хозяина брачного пира: « Ибо много званых, а мало избранных» (Мф.22,14).
Пир — это Царство Божие. Царь, устроивший этот пир, — Отец Небесный; сын его есть Христос Спаситель; слуги, звавшие на пир, — пророки и апостолы; званые есть все люди. Отказавшиеся получили возмездие, пришедшие на пир насладились духовного торжества и благодатной пищи.
Неимевшему брачной одежды подобны многие из нас, у которых нет добрых дел и душевной чистоты, чтобы прийти на пир Господний и насладиться его благодатным радованием.
Господь оканчивает причту словами: «Много званых, а мало избранных». На первый взгляд, эти правдивые слова кажутся печальными. Как же трудно попасть на пир к Отцу Небесному?!
Призываются многие, но счастливых, избранных, которые наследуют радость, оказывается мало. Но мы ведь сами себя лишаем радости избрания Божьего, потому что смотрим свою землю, занимаемся житейской куплей и продажей, не слушаем приглашающих нас, редко вспоминаем о том, что Господь зовет нас в храм Божий на пир веры. Что посеет человек, то и пожнет. Кто здесь себя лишает участия в духовном пире, тот будет лишен участия в небесном всевеселом пребывании.
Нас всегда ждет пир Господний здесь, на земле, в царстве благодати: в молитвах, в вере, в таинствах Христовой Церкви и т.д.,
и в Царстве Небесном, где жизнь бесконечная. Поэтому очень важно иметь « богоразумия нетленный свет», чтобы данную Богом минуту употребить на благое дело. Необходимо, побеждая всякие препятствия и трудности, помнить, что тот из нас, кто пришел здесь на брачный пир, тем самым уже пришел на духовный пир вечности. А чтобы Господь не изринул нас с пира во тьму внешнюю, нужно иметь еще и одежду, достойную Божественного торжества. Эту одежду нужно ткать из любви и милосердия, из правды и чистоты, в постоянном труде и терпении. Эта одежда в христоподражательной любви, чистоте и христианском смирении.
Предтеча Спасов Иоанн напоминает нам, что уже близится конец, что секира уже при корне, и как всякое дерево сухое, не приносящее плода, вырубается садовником и бросается в огонь, так поступит и Господь с каждым человеком, не творящим добрых дел. Никто не знает, даст ли ему Господь завтрашний день, даст ли время и возможность покаяться, очиститься и вкусить радость брачного пира. Господь укрепляет
нашу веру в то, что есть возможность еще здесь, на земле, достигнуть чистоты, праведности и святости. Церковь показывает нам примеры жизни святых угодников Божиих, в том числе наших соотечественников, которые по выражению Церкви, жизнью своей удивляли небесных Ангелов.