9 июня в городском музее прошел литературный вечер посвященный теме «Пасха в литературе или Праздник Пасхи как духовно-эстетическое начало русской пасхальной словесности».
День православного Востока
Святись, святись, Великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
Ф. И. Тютчев
История отечественной литературы впитала в себя христианскую образность язык символов, “вечные” темы, мотивы и сюжеты, притчевое начало, уходящее своими корнями в Священное Писание. Светлое Христово Воскресение явилось духовной сердцевиной русской пасхальной словесности.
Пасхальный рассказ учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.
Пасхальный рассказ как особый жанр был некогда незаслуженно забыт, а вернее – злонамеренно сокрыт от читателя. Но он продолжал жить в самиздате и в литературе русского зарубежья. Теперь этот уникальный пласт национальной культуры обретает путь к своему (поистине – пасхальному!) возрождению.
Глубоко прав был в своём пророчестве Н.В. Гоголь: “Не умрёт из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом. Разнесётся звонкими струнами поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, …– праздник Светлого Воскресения воспразднуется, как следует, прежде у нас, чем у других народов! ”.
Идея праздничного мироощущения – освобождение, спасение человечества, преодоление смерти, утверждение и обновление жизни. В этот свод включаются также идеи единения и сплочения, братства людей как детей общего Отца Небесного. Как писал Гоголь о Пасхе, “день этот есть тот святой день, в который празднует святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него человека”.
В Евангельском послании святого Апостола Павла сказано, что Иисус послан был в мир, “дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех” (Евр. 2, 9), “И избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству” (Евр. 2, 15); “Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез (Иисуса) Христа” (Гал. 4, 7).
Таким образом, событием Христова Воскресения утверждается ценность и достоинство человека, который уже не является узником и рабом собственного тела, но наоборот – вмещает в себя всё мироздание.”.
На литературном вечере прихожане Прихода святителя Никола поговорим о некоторых произведениях русских писателей, в которых свет Пасхи воскрешает человека к духовной жизни, преображает, изменяет его к лучшему.
Первое слово было предоставлено Вырупаевой Татьяне Александровне. Пасхальная тема звучит прежде всего в стихах. Также свои стихи прочитал Николай Белошниченко.
Праздничная эмоциональная радостная приподнятость настроения, просветление разума, умиление и “размягчение” сердца составляет ту одухотворённую атмосферу, которая в пасхальном рассказе становится нередко важнее внешнего сюжетного действия. Поэтому Гурдина Сетлана Давыдовна прочитала отрывок из произведения А.И. Куприна «Пасхальные колокола». Произведение «Пасхальные колокола» было написано Александром Ивановичем Куприным в 1928 году. В сборник вошли три рассказа, объединенные одной тематикой — праздник Пасхи. В рассказах передается радостное настроение, детская искренность и чистота, любовь к Божьему миру и общее единение в этот Светлый праздник. Эти рассказы, написанные в разные периоды жизни писателя — в России («Бонза, 1896 г.), затем во Франции («Пасхальные колокола», 1928 г.; «Московская Пасха», 1929 г.) — одинаково полнятся любовью, тесно связанной с Церковью, русской жизнью, которую писатель знал и бережно хранил в своей памяти.
Мазняк Лидия Петровна прочитала рассказ А.П. Чехова «Казак». Первые пасхальные рассказы появились в 80-е годы 19 века. А.П. Чехов с большим удовольствием и волнением читал пасхальные рассказы своих товарищей по перу. А свой первый пасхальный рассказ «Письмо» пишет в 1887 году. Потом были рассказы «Накануне поста, «Недоброе дело», «На страстной неделе», «Тайна», и последним в этом ряду стал «Казак».
Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви, в нем говорится о нравственном перерождении человека. Произошло ли перерождение нашего героя. Нет. Но он осознал свою ошибку, понял, что поступил неправильно. Скорее всего рано или поздно он придет к покаянию, и тогда душа его воскреснет и откроется для любви к ближнему.
Другой лейтмотив звучит в рассказе «В святую ночь». Светло и радостно на душе у человека, который помог ближнему, выполнил свой христианский долг.
Королева Ирина Адамовна поделилась сюжетами рассказов «Таинственная ночь» Евгения Поселянина, который является пасхальным “попранием смерти”, возрождением торжествующей жизни, воскрешением “мёртвых душ”, объединение живых и мертвых. «По вере вашей вам дано будет» — основная идея рассказа. «Помяните меня на пасху» (из жизни священника), рассказ автора З.Гиппиус.
“Идея воскрешения русского человека и России” стала пасхальным сюжетом гоголевской “книги сердца”.
Рассмотрев идеи пасхальных рассказов: “духовное проникновение”, “нравственное перерождение”, прощение во имя спасения души, воскрешение “мёртвых душ”, “восстановление человека”, – В.Н. Захаров пришёл к справедливой мысли о том, что “если не всё, то многое в русской литературе окажется пасхальным”. На этой пасхальной ноте и прошел наш литературный вечер.
Свежие Комментарии