Жизнь меняется к лучшему там, где возводятся храмы
Храмы: они и древние, и вечно молодые
В год своего 85-летия газета «Вяземские вести» открывает новую рубрику – «Гость редакции». Мы познакомим вас с интересными людьми. В ходе бесед постараемся раскрыть их с неожиданной стороны, будем затрагивать злободневные темы, обсуждать значимые события и говорить о личном. Первыми почетными гостями редакции стали епископ Ванинский и Переяславский Савватий и настоятель вяземского православного храма свт. Николая иерей Георгий.
— Владыка Савватий, вы впервые побывали в нашем районе. Какова была цель вашего визита и связано ли это с тем, что произошло территориальное разделение хабаровской епархии?
— В октябре 2016 года решением священного Сенода в составе Хабаровской митрополии была образована новая епархия. То есть вместо одной большой епархии с одним архиереем, сейчас создано три епархии поменьше, где служат четверо архиереев. Это вызвано насущной необходимостью, чтобы епископ был ближе к людям, а церковная жизнь более динамично развивалась. Теперь есть возможность больше рукополагать священников, которых в районах не хватает. И самые отдаленные уголки нашей глубинки смогут увидеть епископа. Раньше это было невозможно, так как физически он был не в силах объехать всю территорию края. Мы возвращаемся к древней традиции – когда епархии были маленькими и при них был свой епископ.
Наша епархия включает в себя 7 районов Хабаровского края: Ульчский, Советско-Гаванский, Ванинский, Нанайский, им. Лазо, Вяземский и Бикинский. В Рождественские праздники мы приехали с севера на юг с целью, поздравить всех, в том числе и жителей вашего района. Мы познакомились с общинами в небольших придомовых приходах п. Дормидонтовки, сел — Забайкальского, Капитоновки, Красицкого, а в храме свт. Николая г. Вяземского нам удалось провести праздничное богослужение. Мы принимали от людей просьбы и пожелания.
— В ходе поездки вы проводили встречи с представителями властей, организаций и предприятий?
— Да, мы встречались с главами районов, городов, поселений, руководителями молодежных и образовательных учреждений. Надо отметить, руководство на всех уровнях охотно идет на контакт, понимая, что у нас много общих точек соприкосновения, и мы должны сотрудничать во благо людей. Объединяя усилия, можно намного больше успехов достичь, и в строительстве нового храма в честь Владимирской иконы Божьей Матери тоже. В том, что Вяземский обретет настоящий памятник архитектуры, который станет не только символом района, но и достоянием культуры и истории, в первую очередь заинтересованы местные власти.
Опыт показывает: там, где строятся храмы, обстановка меняется. Даже если просто мимо такого светлого, красивого здания пройдешь, посмотришь на золотые купола, ничего плохого делать не захочется. На протяжении многих веков направления мировой архитектуры меняются, а храмы строятся по особым архитектурным законам, поэтому они всегда и древние, и вечно молодые. И от них исходит такая энергетика: лечащая. Храм, он как фильтр, притягивает в себя весь негатив. Ведь чаще всего кто сюда приходит? Люди, у которых большие проблемы: случилась беда, заболели, мучает совесть. А храм – это такой островок последней надежды, где тебя окружают добро и милосердие. На службе священник прочтет Евангелие, на исповеди выслушает, даст совет, потом причастит. Все так построено, что и люди сами смягчаются, добрее становятся.
— Готовясь к встрече, мы узнали, что вы сами принимали участие в строительстве двух храмов. Как человек, имеющий в этом деле опыт, дайте совет, что нужно для того, чтобы механизм строительства нового храма у нас, наконец, завертелся?
— Когда, я служил Советской Гавани, там в самом городе стройка храма стояла. Мы с прихожанами поговорили и решили строить небольшую церковь в поселке Заветы Ильича. В это же время, по Божию велению начал и в Совгавани большой храм строиться. Опыт показывает: почти невозможно быстро найти спонсоров с большими деньгами, чтобы один то сделал, второй – другое. От нас требуется большое желание и хотя бы самый маленький вклад, благодаря которому можно начать первоначальные работы, а потом Господь сам посылает людей, в чьих силах помочь.
У нас тогда так и получилось: только начали строить, одна женщина говорит: «Я миллион дам», у другого еще полмиллиона нашлось, третий бесплатно проект сделал. Сели, посчитали, оказалось, можем сруб в Вятке заказать и привезти. И стоили-то в 90-е годы, когда в небытие уходили предприятия, социальные объекты. Казалось бы, вокруг – разруха, а церковь строится. И такие процессы созидательные на фоне разрушения многих заставляют задуматься об истинных ценностях нашей жизни.
В Вяземском районе для того, чтобы скорее начал строиться храм, всем надо объединить усилия. Вам, как единственному местному печатному изданию, искать новые подходы, заинтересовывать людей. Власть тоже должна в этом направлении работать с инвесторами, которые хотят развивать свою деятельность на территории района, предлагать поучаствовать в строительстве храма.
Чтобы жители охотнее стали жертвовать на храм, мы продумаем возможность открыть отдельный банковский счет на его строительство, разместить «Кружки-копилки» по всему городу и селам с подписями благочинного, епископа, настоятеля и главы района. Счет обязательно должен быть прозрачным, чтобы каждый житель смог увидеть, какое количество денег собрано и сколько еще требуется. Самое главное, начать, а там уже пойдет дело. Как святейший патриарх говорил: «Не было еще в нашей истории случаев, когда бы храм не достроили». Потому что тут включается уже Божественный закон.
— Отец Георгий, в конце 2016 года вы вошли в новую должность. Как восприняли это назначение? И какова дальнейшая судьба храма свт. Николая: кто будет его настоятелем?
— Дело в том, что владыка Савватий оставил меня настоятелем вяземского храма, чтобы начатая здесь работа была продолжена. Я ежедневно держу мобильную связь с прихожанами, священнослужителями: отцом Дионисием, отцом Константином, которые не оставляют и окормляют наших прихожан. Владыкой мне оказано большое доверие: он берет меня с собой в поездки во все районы нашей епархии, мы знакомимся с главами, коллективами предприятий и различных организаций.
Лично для меня стоит задача весь хороший опыт в общении с людьми, строительстве храмов перенять и использовать на благо Вяземского района, а наши наработки (плодотворное сотрудничество со школами, молодежными объединениями и прочие) передать в те районы, где это необходимо. Теперь, когда епископ держит на пульсе многие вопросы, у нас будет намного больше возможностей и этому нужно радоваться. А что касается моего отъезда, первое, о чем спросили меня по приезде прихожане: «Батюшка, вы как себя чувствуете, сюда в гости приехали или домой?». Тут уж не забалуешь (смеется). Я им сказал: ощущение, будто никуда и не уезжал.
— Насколько нам известно, вы собирались диссертацию писать. Неужели при такой нагрузке еще и научной работой удается заниматься?
— К сожалению, пока нет, дел много. Два высших образования у меня есть — светское (юридическое) и духовное, но думаю, как только немного разберемся с самыми важными проблемами и, если владыка меня благословит дальше учиться по исторической тематике, обязательно к диссертации вернусь.
Владыка Савватий:
— Митрополит Игнатий только защитил диссертацию и уехал в Аргентину. А вот владыка Марк не защитил, и он в Вятке (все смеются). А если серьезно, то нам, конечно, в своих маленьких районах-близнецах, где примерно одни и те же проблемы, еще есть над чем работать. Ведь на протяжении ряда лет основное развитие шло в крупных городах: Хабаровске, Комсомольске, а периферия-то слабенько развивалась. В таких небольших городах поселках, как Совгавань, Ванино, Хор, Переяславка и других храмы стали строиться, только когда появились свои небольшие епархии. К примеру, сейчас мы в вяземский храм никого еще не назначили, а головная боль у меня есть, чтобы священник здесь был. И постараемся решать эти проблемы. Я думаю, сейчас время – за нашими районами. Конечно, больших рывков сделать сразу не удастся, но постепенный, целенаправленный труд принесет свои плоды.
— Какие люди вас удивляют, восхищают?
— Иисус Христос – это самый лучший человек. Его любовь нам — смирение, терпение и кротость. Еще всегда вызывают восхищение святые наши угодники.
— Кого бы вы назвали человеком года?
— Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он многое делает для народа, всей страны. И причем нестандартные решения принимает: например, непросто далась ему встреча с папой Римским, но с другой стороны, когда Россия находится под санкциями, это было исторически важно. Его заслуга в том, что поднялся уровень церковной жизни и отношение со стороны властей, общества к православию тоже изменилось в лучшую сторону.
Что касается его личности, то святейший патриарх отличается трезвым взглядом, энциклопедическим кругозором, выдержкой. Он всегда говорит о проблемах на злобу дня, но и касается общих наших ценностей, дает глубокие ответы на любые вопросы, сопрягая это с Евангелием. И неслучайно его называют философом и мыслителем, потому что он такой человек, который направляет и подсказывает, куда идти государству. И отрадно, что власть, и в частности наш президент Владимир Путин, которого также можно отнести к числу людей года, понимает всю важность созвучия церкви и государства, прислушивается к патриарху.
— В наше непростое время многие люди впадают в депрессию. Кто-то идет к психологу, другие (и таких большинство) топят свое «горе» в вине. По вашему мнению, есть ли универсальный рецепт от того, чтобы не падать духом?
— Уныние – это страшная болезнь, которая парализует все силы человека. Не хочется ни читать, ни писать, ни слушать никого. Тут готовых рецептов нет. Но все же я думаю, что, во-первых, к людям надо быть внимательней, чтобы не доводить их до депрессии. Во-вторых, молитва спасает от уныния, и за человека, впавшего в такое состояние, надо обязательно молиться, чтобы его сердце открылось Богу. Ведь если человек участвует в таинствах церковных: читает Евангелие, причащается, риск впасть в уныние на порядок ниже.
— Владыка, Вы имеете самое непосредственное отношение и к журналистике?
— Да. Папа мой был летчиком, и я хотел по его стопам пойти. Но глядя, что я щурюсь, он мне сказал: «летать с плохим зрением нельзя». Так, я поступил в суворовское училище, на факультет журналистики. Интересно было, прежде всего, общение с людьми. Но уже тогда мне показалось, что при таком обилии командных военных училищ с современным техническим оснащением, в чем-то мы сильно не дорабатываем. Нельзя сказать, что я предчувствовал, что через 5 лет все обрушится, и держава исчезнет, но чувствовал: не хватает чего-то человеческого. И когда святейший патриарх выступал на северном флоте, он говорил: главное – это не только технологии, умерния и вооружение. В советские годы этому уделялось особое внимание, но, тем не менее, при всем вооружении в одночасье рухнула армия и великая держава. Потому что не было самого главного – духовности.
— Завершаем наш разговор на позитивной ноте. Нынешний год для нашей газеты – юбилейный. Ваши пожелания районному изданию.
Владыка Савватий:
— Я желаю вашей газете всегда быть на передних рубежах, оставаться любимым и желанным другом в каждом доме. Не теряйте обратной связи со своим читателем.
Отец Георгий:
— Я бы пожелал держать марку отзывчивого, душевного издания. Пишите о людях, их больших и маленьких радостях и горестях, о жизни района, продолжайте эту большую и нужную летопись земли Вяземской.
Записала Анастасия Шубина
Свежие Комментарии