Большая часть крещений в советское время совершалась в Христорождественском соборе. В начале 1990-х годов россияне, словно пробудившись, стали вспоминать о вере. В 1992 году в одном только Христорождественском соборе Святое Крещение приняли 17 000 человек. О том, как это было вспоминает прихожанка Христорождественского собора З.И. Мы намеренно сохранили стиль и порядок изложения, чтобы передать в точности это уникальное свидетельство того, как возрождалось Православие в нашей стране в конце прошлого века, и какая духовная жажда была у людей в то время.
Я очень хорошо помню как мне пришла мысль креститься. Это было в 91 или 92 году.
Была весна, солнце светило, и на душе было очень хорошо. Сын тогда был еще небольшой, катался на велосипеде. Он едет ко мне, я стою его жду. И вдруг пришла мысль очень настойчивая: вот ты беспокоишься о своих детях здесь на земле, чтобы они были сытые, одетые, а что будет, если мы умрем? Ты беспокоишься о том, что здесь, а что будет там? Куда мы все попадем, в ад? И в этот момент ко мне пришла твердая мысль пойти и покреститься. В поезде ехали из Приморья, с нами ехали баптисты, разговаривали с нами. И всю ночь потом мне снился сон: темнота, и я в огне горю с баптистами.
Дочь уже училась в институте и без колебаний сказала: «Пойдем, мама». Сын еще был маленький. Так мы определились — креститься всем вместе. Я стала узнавать, как это сделать. Крещение стоило 37 рублей, это было недешево, зарплата у меня была 150 рублей, а нас трое — нужно было на крещение больше ста рублей.
Народу было не протолкнуться. Люди стояли по периметру храма плотно в два ряда.
Мы пришли на крещение. Народу было — не протолкнуться. Помню, идет служба, жара, духота, все снуют, толкаются. Я по характеру очень нетерпеливая, помню, возмущалась тогда: «Что это такое?» Нас пришло тогда много — с нашей организации кроме нас пришло человек 10. В храме шла служба, а в приделе Иннокентия Иркутского шло крещение. Люди стояли по периметру храма плотно в два ряда. Было трое священников, отец Андрей меня крестил, потом подошел отец Олег (фамилию не помню, уехал потом). А я была темная в этом деле, не понимала ничего. Поэтому, когда после помазания перед тем, как стричь волосы образовался какой-то перерыв, мы решили, что крещение закончилось. Было 3 батюшки на крещении, они вышли, а мы начали бродить по храму, вышли и пошли домой.
…какая-то сила Господня погнала людей в Церковь. Сравнить это могу только с переходом евреев через Чермное море, также все шли.
И людей на крещении было столько, что мы своих сотрудников не могли даже встретить, не увидели друг друга. Вечером разговариваем по телефону, они спрашивают: «А вы куда делись с крещения?» — Как куда, оно же закончилось! И тут мы поняли, что мы ушли, не покрестившись. И второй раз пошли на крещение и уже прошли до конца.
И я поняла, что при Горбачеве (или Ельцин тогда уже был?) какая-то сила Господня погнала людей в Церковь. Люди, даже не понимая, шли в Церковь. И у нас разговоры были: «Я хочу креститься. — И я. А вот там работают девчонки, все некрещеные, все хотят креститься». Как какая-то волна гнала людей в Церковь. Сравнить это могу только с переходом евреев через Чермное море, также все шли. А потом хлынула волна протестантов, и кого только не принесло!
Перейти в раздел Страницы истории