Рубан Н.А., ст. науч. сотрудник Хабаровского краеведческого музея им. Н. И. Гродекова
Михаил Ахлестин родился в 1891 г. в с. Новинки Мышкинский уезда Ярославской губернии, русский, из крестьянской семьи. Окончил церковно-приходскую школу. Рано остался сиротой, пас сельский скот. В 1902 г. мальчик был отправлен к родным в Санкт-Петербург, а в 1903 г. отдан в ученики золотых дел мастеру.
Однажды во дворе одного из Санкт-Петербургских домов, где была квартира хозяина, стало необычно шумно от собравшейся толпы: в одну из квартир приехал о. Иоанн Кронштадский. Мальчик Миша, привлеченный шумом, выглянул в окно. Отец Иоанн повернулся, поднял голову и, взглянув вверх, увидел стоящего у окна мальчика и широко благословил его. Это благословение о. Иоанна мальчик помнил всю жизнь, как самый радостный лучик, осветивший его тяжелую сиротскую долю.
В 1909 г. поступил послушником в Валаамский монастырь, где трудится по своей специальности, одновременно учась на Богословских курсах. В 1914 г. был мобилизован в армию, служил унтер-офицером, по освобождении от воинской службы уехал на Дальний Восток.
1918 г. поступил послушником в Шмаковский Николо-Уссурийский монастырь. После закрытия монастыря служил псаломщиком и чтецом в храме г. Спасска Приморской области. В 1926 г. рукоположен во священника епископом Пантелеимоном (Максуновым) и направлен служить на о. Сахалин в г. Александровск.
Арестован в начале 1930-х гг. Обвинение бывшего священника строилось на двух свидетельских показаниях, которые звучали следующим образом:
«…поп Ахлестин говорил: «Власть вредная, она разрушила храмы и начала строить очаги войны (военные городки)… Власть безбожная и вся её работа Богу не нужна, и кто усердно работает на антихриста — это учтётся при вечном бытии.. .»…
«Поп Ахлестин говорил, что «за границей создан комитет помощи верующим и честным людям, находящимся в настоящее время в России, на которых гонение от антихриста», что «скоро настанет время, что будут восстановлять разрушенные храмы, что всё, что в настоящее время делается это временно».
Эти показания стали основанием для обвинительного заключения в антисоветской агитации. Виновным себя обвиняемый не признал. Постановлением Тройки ПП ОГПУ ДВК от 11.12.1933 г. заключён в концлагерь сроком на пять лет. Был освобожден 02.08.1937 г. После первого заключения поселился в пригородном селе г. Ташкента, служил сторожем.
Арестован в Ташкенте 01.01.1938 г., приговорён к пяти годам исправительных лагерей. До 1943 г. отбывал заключение на лесоповале в Магаданской области. Там поделился сокровенным желанием быть монахом с одним духовным лицом, который там же в лесу постриг его в монашество. Батюшка не открывал своего пострига, смущаясь тем, что пострижен был в таких необычных условиях, и поэтому не были прочитаны все положенные молитвы и исполнены обряды. О постриге говорил очень немногим, всегда смиренно считая себя валаамским послушником. После освобождения из лагеря был отправлен в ссылку в Магадан, где прожила до 1953 г.
С 1953 по 1958 г. искал место служения, проживал в г. Алма-Ата (Казахстан), г. Будённовск (Ставропольский край), г. Свободный (Казахстан).
В 1958 г. служил священником в Христорождественской церкви г. Хабаровска.
В 1959 г. служил в Вознесенской церкви г. Улан-Удэ, уволен за штат, переехал во Владимирскую область в с. Палищи Гусь-Хрустальный района. Был снова уволен за штат, затем ушёл в затвор. Прожил в с. Палищи до 1980 г., затем поселился в с. Великодворье Гусь-Хрустальный района, где и скончался в 1984 г. Кончина его была тихой и мирной.
Источники:
- Священники Сахалина. Северный Сахалин. Александровский округ [Электронный ресурс] URL: http: // pokrovkorsakov.mrezha.ru/index.php.
- Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. База данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета [Электронный ресурс] URL: http: // kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/ frames/m/ind_oem.html/ans.