О том, как крестились в 1990-е

Как и многие мои ровесники, родившиеся в 60-е годы прошлого века, я приняла таинство Крещения в девяностые, уже будучи взрослой, ведь родилась я и выросла в Сахалинской области, где в советское время не было ни одного храма.

Удивляюсь, каким легкомысленным было моё отношение к этому Святому Таинству. Соседка по коммунальной квартире предложила окрестить мою четырехлетнюю дочь, и вызвалась стать её крёстной матерью. Узнав, что и я не крещена, предложила сделать это, как говориться, «за компанию». Я с лёгкостью согласилась. Конечно, к этому времени я задумывалась о смысле жизни, понимала, что Бог есть и что, возможно, по смерти придётся держать перед Ним ответ за всё содеянное. Поэтому раздумывала о том, что «на всякий случай» неплохо было бы креститься.

Можно сказать, что именно тогда я впервые переступила порог храма. Даже будучи совершенно не знакома с церковной жизнью, при  входе в Хабаровский Христорождественский собор почувствовала особый трепет и благоговение, понимала, что здесь всегда присутствует Бог. А священнослужители в моём представлении были почти что небожителями, ведь они каждый день общаются с Богом!

С улыбкой вспоминаю, что здесь меня постигло некоторое разочарование.  Храм был переполнен так, что буквально «яблоку негде было упасть», даже войти в него было трудно. Уставший отец Михаил (а труд священников в 1990-е годы был сродни подвигу) пытался упорядочить многочисленных оглашенных, бестолково топтавшихся на месте и громко переговаривающихся между собой, выстраивал их в два или три ряда. Осознав тщетность своих попыток, батюшка был вынужден громко воззвать с амвона, призывая всех к порядку. И сравнение нас с баранами (с любовью, конечно) было более чем справедливо, ведь, по сути, мы и были новым пополнением стада Христова. Впрочем, никто не обиделся.

До того, как нам с дочерью удалось протиснуться во второй ряд крещаемых, мы отстояли длинную очередь  к окошку, где приобрели крестики, свечи и нам выдали бланк свидетельства о крещении. Крестили обливанием. Крещальная купель стояла в центре, ближе к солее.

Непрерывное, как мне тогда казалось, чтение молитв, непривычное для нас долгое стояние, теснота и душный воздух утомили и маленькую дочь, и меня.


Но сердцем я понимала, что нужно потерпеть, что здесь происходит нечто такое важное, от чего вся жизнь зависит. Именно такое ощущение было.


Перед совершением таинства крещения батюшка постарался объяснить нам его суть, говорил о христианской ответственности перед Богом и людьми, увещевал всех прийти на следующий день для причастия. К сожалению, по своему нерадению я не сделала этого.

Никаких огласительных бесед в те годы не проводили. Да это было и невозможно – священников в храмах не хватало, а желающих креститься было великое множество.

Вспоминая эти годы сегодня, начинаешь понимать, что такие массовые крещения стали естественной потребностью духовно изголодавшихся россиян. Желание стать членом Церкви Православной в период, когда Россию буквально оккупировали зарубежные протестантские проповедники, сектанты, всевозможные йоги и кришнаиты, было зовом русской души.


Может быть не каждый до конца осознавал глубинную суть Православия, но чувствовал непреодолимую тягу к живому источнику, из которого пили предки. Это ли не есть живое доказательство тому, что русский и православный – понятия неразделимые.