28 марта 2017 года на встрече приходского клуба «Духовные беседы с о. Антонием» говорили о православной книге и о людях, которые сохранили для нас православную книгу в годы безбожных гонений. Одним из замечательных самиздатовских авторов была Лидия Сергеевна Запарина, близко знавшая многих прославленных и непрославленных святых нашего времени. Её самодельные книжечки с картинками и забавными подписями рассказывают о том, как жили и верили православные люди в 30-70-е гг. прошлого столетия.
Лидия Сергеевна Запарина родилась 17 октября 1903 года в провинциальном городке Изюме Харьковской губернии в дворянской семье. Училась в гимназии, дальнейшего образования получить не смогла из-за своего дворянского происхождения.
Лидия Сергеевна рассказывала о себе:
Со стороны отца у нас в роду было духовенство. Семья украинско-французская, очень одаренная, чисто дворянская. Наш дом был самый большой в городе. Батя рисовал, был прекрасным актером. Он был чистый хохол. Отличался необыкновенной честностью. Избирался секретарем городской управы. Городом управлял городской голова. И он сам, и его секретарь — выбирались. А у мамы прадед был француз, Шостэ (Под фамилией маминого прадеда-француза Шостэ Лидия Сергеевна опубликовала несколько «Непридуманных рассказов» в журнале Москва, № 2-4 за 1992 год). Брат, Николай Сергеевич, отдал жизнь за Россию. Ушел добровольцем на Первую мировую войну. Был белым офицером. Погиб в Киеве, когда город переходил из рук в руки.
Работала Лидия Сергеевна с семнадцати лет, в том числе в детском саду, в Объединении государственных издательств, в Книжной палате библиографом. Сразу, как появилась возможность, вышла на пенсию, чтобы печатать на машинке и давать людям читать то, что нельзя было прочитать в издающихся книгах.
Первым духовным отцом Лидии Сергеевны был протоиерей Сергий Сидоров (1895 — 1937).
Протоиерей Сергий Сидоров (1895 — 1937). В шестнадцать лет был принят под духовное руководство Оптинским старцем Анатолием (Потаповым). В 1922 г. принял сан священника (после чего почти полностью исцелился от заболевания позвоночника). Служил в с. Почтовая Вита под Киевом, с 1923 г. — в храме свв. Петра и Павла в Сергиевом Посаде. В 1925 г. арестован и выслан. С 1926 г. служил с.Волосово Владимирской губ. В 1930 г. был заключен в лагерь близ Котласа Архангельской губернии. В 1933 г. получил приход под Муромом, в Дмитровской слободе. 13 апреля 1937 года в третий раз арестован. В день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 14(27) сентября 1937 г., был расстрелян в Бутове. (Рассказы об отце Сергии С.)
Лидия Сергеевна была также духовной дочерью митрополита Вениамина (Федченков; 1880 — 1961) — выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, духовного писателя. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии. В эмиграции с 1920 года. Инспектор Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. После перехода митрополита Евлогия (Георгиевского) под юрисдикцию Константинопольского патриархата остался в подчинении Московского патриархата, в 1931 году основал Трехсвятительское подворье в Париже. С 1933 г. Экзарх Русской Православной Церкви в США, во время Второй мировой войны много потрудился для организации помощи России. В 1948 году вернулся в Россию, служил в Риге, Ростове, Саратове. Скончался на покое в Псково-Печерском монастыре.
В рассказах «Ступеньки», «В Перловке», «В больнице», «Предсмертное желание», «Исповедь», «Последняя заутреня» речь идет о протоиерее Александре Ветелеве (1892 — 1976), профессоре Московской Духовной Академии, докторе богословия, авторе академических курсов по гомилетике и пастырскому богословию, который также был духовным наставником Лидии Сергеевны. Служил в московских храмах: Успенском в Новодевичьем монастыре, Пимена Великого в Новых Воротниках, Покровском на Лыщиковой горе, Знаменском у Рижского вокзала. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Непридуманные рассказы.
Лидия Сергеевна усматривала черты Промысла Божия в происходящем. В кругу друзей и знакомых знали, что она собирала и записывала случаи из жизни, которые называла «Непридуманные рассказы о том, как Бог помогает людям». Начало этим записям положил своим благословением митрополит Вениамин (Федченков).
То было советское время, когда нигде, ни в одном магазине нельзя было купить ни одной православной книги. Даже имя Божие писалось только с маленькой буквы. Лидия Сергеевна перепечатывала на машинке свои непридуманные рассказы и переплетала их в книжечки форматом в половину листа писчей бумаги.
В этих рассказах, — говорила она, — ни одного придуманного. Почти все они написаны либо со слов тех, с кем это случилось, либо это было со мной.
Читать онлайн избранные рассказы⇒
Один из рассказов называется «Тетушкин помянник» — это личный помянник Лидии Сергеевны. Каждое воскресенье и праздник, все родительские субботы она подавала на литургию по нескольку записок, и хотя бы раз в год каждое имя попадало на проскомидию.
Протоиерей Михаил Осколков, настоятель храма Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских:
Это в своем роде уникальный исторический документ, своеобразная хроника времени, переданная через судьбы людей. Помянник представляет собой общую тетрадь, дополненную несколькими тонкими тетрадками, всего 186 листов: как профессиональный библиограф, Лидия Сергеевна нумеровала свою рукопись не постранично, а полистно. Количество имен, поминавшихся ею, превышает три тысячи.
Структура помянника проста: слева имена, дополненные фамилиями, если они известны; справа дата смерти, если известна, иногда с указанием ее обстоятельств или приичин: «скончался от голода», «убит снарядом в 1942 году», «расстрелян». Все записи сделаны крупными печатными буквами с сокращением многих слов для экономии места.
Среди тех, кого поминала Лидия Сергеевна множество лиц духовного звания, лично знакомых, известных по рассказам друзей, сослуживцы и соседи, а также имена философов, художников, композиторов, русских писателей 19-20 вв.
Пюхтица.
Примерно с 1954 года почти каждый отпуск Лидия Сергеевна ездила в Эстонию, в Пюхтицкий Успенский монастырь, а уйдя на пенсию в течение 15 лет бывала там ежегодно.
Ее фотоочерк «12 дней в Пюхтице» (pdf, откроется в новом окне) был издан ею отдельной книжицей тиражом 3 экз.
Лидии Сергеевне Запариной был дан дар слова. Она писала свои рассказы чистым и ясным слогом, они не нуждались ни в какой редакторской обработке. Это — высокая литература. И в то же время в них нет никакого вымысла. Как она говорила, «жизнь — самая большая выдумщица… Самое интересное в мiре — Господь Бог, Церковь. А потом — люди. Я на людей жадная… Еще я люблю природу. Бог-люди-природа-книга».
Скончалась Лидия Сергеевна 21 января н.ст. 1996 года. На ее отпевание в храм святителя Митрофания Воронежского собралось множество друзей, среди них близкий ей человек — игумения Новодевичьего монастыря Серафима, внучка священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Три священника, Димитрий Смирнов, Геннадий Нефедов и Михаил Осколков, окормлявшие ее в последние годы жизни, возносили об усопшей молитвы к Богу.
Погребена на Ваганьковском кладбище г. Москвы.
Скачать презентацию Бог-люди-природа-книги (.pdf)
Список использованной литературы:
Запарина, Лидия Сергеевна. Непридуманные рассказы / Л. С. Запарина. — М. : Трим, 1995. — 304 с. |
Запарина, Лидия Сергеевна. Непридуманные рассказы. Большое и малое / Л. С. Запарина. — М. : Отчий дом, 2001. — 328 с. |
Запарина, Лидия Сергеевна. Последняя заутреня / Л. С. Запарина. — М. : Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2012. — 280 с. |