Рубан Н.А., ст. науч. сотрудник Хабаровского краеведческого музея им. Н. И. Гродекова
Судьба протоиерея Петра Соколова — одна из многих судеб русских православных священников 1-й половины ХХ в., пострадавших за веру и оставшихся до конца верными церкви Христовой.
Родился батюшка в деревне Звенигородская Болховского уезда Орловской губернии в 1887 году в семье священника Никиты Васильевича Соколова. Родные братья о. Петра, Семён и Михаил, тоже стали священниками, оба были расстреляны за веру Христову в 1937 г.
В 1909 г. Пётр Соколов окончил Орловскую духовную семинарию, в этом же году был рукоположен в диакона и в иерея. Служил в сельских храмах Орловской губернии, а с 1927 г. в г. Орле. У батюшки была большая семья, десять детей.
В 1929 г. отец Пётр был арестован в г. Орле и отправлен на спецпоселение в Шатурский район Московской области для работы на торфоразработках. Условия труда и быта торфяных рабочих были крайне тяжёлыми. Освоение шатурских болот в 1920-1930-х гг. — одна из мрачных страниц нашей истории. Тюрьма и непосильная работа по добыче торфа в топких ледяных болотах подорвали здоровье батюшки, он потерял все зубы, приобрел гипертонию и другие болезни. Отец Пётр бежал со спецпоселения на Дальний Восток.
Точное место его пребывания не установлено, но известно, что работал батюшка десятником (руководителем бригады, учётчиком) на стройке. В 1935 г. к нему переехала семья: матушка Зоя Ивановна и четверо младших детей. С 1943 г. он уже служил на станции Раздольная Уссурийской железной дороги в Приморском крае, а с 1945 г. – в храме в Хабаровске.
В истории Хабаровска был период, когда в городе не было ни одного действующего православного храма. Ко второй половине 1930-х гг. здания церквей были или разрушены, или переданы для «нужд народного хозяйства». Как и во всей России, подавляющее большинство хабаровских священнослужителей, не уехавших за границу, подверглись репрессиям со стороны действующей власти. Следствием тому стало полное отсутствие священников в Хабаровске к моменту, когда в 1940-х годах в городе открылись две церкви: в честь святого Благоверного князя Александра Невского и Христорождественский собор.
Решением этого кадрового вопроса стало направление к служению оставшихся в живых священников из других епархий, в том числе и из заграницы (Харбина), а также привлечение тех, кто после лагерного заключения находился на поселении на территории Хабаровского края и близлежащих регионов или работал на гражданских должностях.
Вероятно, таким путём протоиерей Пётр Соколов был привлечён в 1945 г. к служению в храме Рождества Христова в г. Хабаровске, работая на железнодорожной станции в Приморье, но по-прежнему находился в сане.
С 1945 по 1964 гг. (почти двадцать лет) протоиерей Пётр Соколов служил настоятелем Христорождественского собора в г. Хабаровске, был избран благочинным церквей Хабаровского края. В 1946 г. возродилась Хабаровская епархия, и Христорождественский храм стал кафедральным собором Хабаровских и Владивостокских архиереев. Небольшой деревянный храм не вмещал всех верующих, особенно в большие церковные праздники. Отец Пётр прилагал немалые усилия для решения вопроса о расширении площадей для служения.
Батюшка писал уполномоченному по делам Русской православной церкви при Хабаровском крайисполкоме: «Среди храма, как положено по церковному уставу, устраивается кафедра для архиерейского служения, и таким образом, занимается пятая часть храма. Верующие теснятся, и 50% их вынуждены стоять около храма под открытым небом». В письме настоятель ходатайствовал о строительстве пристройки к храму придела с южной стороны. Возможно, такая смелая просьба осталась бы без ответа, если бы партийным руководством края не учитывалась та значительная благотворительная деятельность, которую организовали причт и прихожане храма.
Активно собирались средства в Фонд обороны, оказывалась помощь инвалидам, вдовам и сиротам войны. Только в фонд сиротам, например, в том же 1946 г. было внесено 20 тыс. рублей – и это в послевоенное время карточек и разрухи! Сознавая значимость этой составляющей деятельности церкви, местные власти дали разрешение на строительство придела, который после завершения работ был освящён в честь святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского. Кроме того, власти оказали содействие в восстановлении звонницы, дали разрешение на покупку оборудования для изготовления свечей на нужды Хабаровской епархии.
В 1949 г. архиерейская кафедра в Хабаровске была вновь упразднена. Христорождественский собор перестал быть кафедральным. В 1950-х годах началась хрущевская антирелигиозная кампания, вновь активизировалась атеистическая борьба с церковью, были попытки выступлений против священства. Несмотря на это, службы в храме и активная деятельность священнослужителей уже не прекращались. Настоятели по просьбам верующих выезжали в районы Хабаровского края, помогали реставрировать православные общины и организовывать молитвенные дома.
Из отчёта уполномоченного совета по делам РПЦ по Хабаровскому краю С. Карева в крае по состоянию на 1 апреля 1960 г. было зарегистрировано уже 4 православные общины, 12 религиозных групп, а также значилось множество незарегистрированных общин в городах и районах края общей численностью более 400 человек. Только в 1958 г. в Хабаровском крае приняли крещение 2367 человек.
Такая активная деятельность церкви вызывала неприятие у её противников, нашлись среди них и «воинствующие безбожники». В 1959 г. на отца Петра было совершено покушение, его пытались убить. По случайному стечению обстоятельств (вернее, Божьему промыслу) вместо него был убит церковный сторож Стефан. В 1964 г. о. Петра предупредили о том, что на него готовится новое покушение и он, ничего не взяв из вещей, только крест, уехал ночью с женой в г. Октябрьск Куйбышевской области к младшей дочери.
Больше он не служил. Ему было уже 77 лет. В 1972 г. о. Пётр с матушкой переехали в Москву. Пенсию батюшка получал от Московской Патриархии. Имел многочисленные церковные награды, в том числе митру.
Скончался батюшка в Москве в 1972 г., был похоронен на старом Хованском кладбище.
Отче Петр, моли Бога о нас!
Литература и источники:
- История Христорождественского собора. Очерк. [Электронный ресурс] URL: http://blogs.pravostok.ru/christmas/stranitsyi-istorii/.
- Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. База данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета [Электронный ресурс] URL: http: // kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/ frames/m/ind_oem.html/ans.
- Святой России край. Хабаровская епархия Русской Православной церкви. – Хабаровск: издательский дом «Русский Успех», 2006. – с. 96. смотреть⇒