Найхин: тунгусо-маньчжурско — кельтские связи

Мой прошлый приезд в Найхин выпал на 22 июня — праздник преподобного Колума Килле, игумена Ионского. И, конечно же, я не мог не отметить память Аввы Колумбы: добавил в молебен его тропарь, кондак и обращённые к нему запевы. А перед началом служения кратко рассказал прихожанам о его житии.

***

На прошедших выходных я снова был в Найхине, и начал своё посещение с находящегося там детского дома-интерната. Точнее, сначала заехал в районный центр — Троицкое, где немножко побыл на фестивале нанайской культуры "Ачамбори".

01

02

03

04

05

***

Побыв час с небольшим на празднике, поехал в найхинский интернат. Я давно обещал детям показать мультфильм "Тайна Аббатства Келлс" (The Secret of Kells), и в этот раз выполнил своё обещание. Они смотрели его с большим интересом.

И вот, пересматривая вместе с ними это удивительное ирландско-французско-бельгийское творение, я вдруг осознал: а ведь снова имена святого Колумбы и острова Ионы звучат в Найхине! (Дело в том, что они играют очень важную, хоть и эпизодическую, роль в мультфильме).

После киносеанса я крестил одного десятилетнего мальчика по имени Кирилл, который уже давно просил меня об этом, но как-то всё не складывалось. После ужина мы с некоторыми ребятами прочли краткое вечернее правило и сокращённое последование ко святому Причащению. Причём, они вызвались читать молитвы самостоятельно (т.е. не я читал для них, а они сами). Далось им это с трудом, но принесло явное удовлетворение. Налицо плоды их недавней поездки в православный молодёжный лагерь в Приморье.

***

А на следующий день, когда в Найхине служилась литургия, праздновался Собор всех Британских и Ирландских святых. Опять незримые нити связали этот нанайский посёлок с далёким архипелагом на Северо-Западе Европы.

На литургии было довольно много (по местным меркам) молящихся и причастников: и жителей посёлка, и детей из интерната. То помещение в клубе, где мы обычно служим, было заполнено почти до отказа. Найхинцев пришло человек 10-12, из которых человек 8-9 причащалось. Детей из интерната было 11 человек, но к Чаше подошло 9: одной девочке стало плохо от нахождения в тесной комнате, где к жаре и духоте добавился ещё и кадильный дым, и подруга увела её со службы. Видимо, пришла пора задумываться о новом помещении. Или даже браться за возрождения храма в Найхине. За возможное отсутствие прихожан уже можно не беспокоиться.

***

Кстати, про храм. В прошлый свой приезд в Найхин я познакомился там с удивительным человеком — Владимиром Андреевичем Оненко (Оненко — это вовсе не украинская, а нанайская фамилия). Он родился в этом посёлке в 1929 г. и был крещён в храме, который находился там. По словам Владимира Андреевича, все найхинские Оненко и Заксоры (ещё один нанайский род) были в то время крещёными. Православными были его прадед и дед с их семействами, его отец, дядья и все их дети, родившиеся до начала 1930-х гг. Причём, когда отца арестовали, то одним из обвинений было: "крестил своего сына".

Владимир Андреевич помнит пятиглавый храм — уже пустовавший, но ещё не разрушенный. В одном с ним здании находилась и школа, и жилые комнаты для свещенника и учителя. Переступив церковный порог, человек попадал в коридор, из которого одна дверь — с красивыми витражами — вела в храм, а ещё несколько — в школьные помещения. Разрушали найхинский храм местные комсомольцы, и происходило это на глазах у маленького Володи Оненко, который запомнил увиденное на всю оставшуюся жизнь.

Вот только названия разрушенного храма он не помнит. И мне в архивных документах оно пока не попадалось. В принципе, можно ведь и с новым именем его воссоздать. Например, в честь служившего неподалёку (в Троицком) новомученика — священника Филиппа Распопова. Или в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — для национальных сёл это, к сожалению, актуально. Или же во имя прп. Колумбы Ионского — ведь гэльское «Колум Килле» звучит практически по-нанайски: Киле — это один из нанайских родов, и в Найхине немало его представителей. Последнее, впрочем, шутка, конечно же.

Владимир Андреевич спросил меня: "Когда же в Найхине, наконец, восстановят церковь?" Я ответил, что в проект расширения и благоустройства посёлка официально включено строительство храма. Но сначала надо бы общину создать, хотя бы небольшую, ибо церковь не в брёвнах, а в рёбрах. А там, даст Бог, и до здания дело дойдёт.

Может, и пришло уже время?

Публикация в New Times

Интервью с одной из старейших жительниц Сикачи Аляна: «Жить и умереть в краю шаманов« — материал Артура Соломонова с моим комментарием. Точнее, с отрывком из его обрывка.

Детская литургия в нанайском селе

Вчера и сегодня в очередной раз был в Сикачи Аляне. Я уже писал, что в нанайских сёлах на службы приходит, в основном, детвора: когда половина, а когда и две трети от общего числа молящихся. Но ни разу ещё, до сего дня, не приключалось такого, чтобы на литургии стояли только дети. От 6 до 12 лет.

Вчера крестилось 9 человек детей. А сегодня 10 ребят пришли на исповедь и на литургию. Из вчерашних новокрещёных до службы дошли, к сожалению, лишь двое, не смотря на все мои увещевания во время оглашения и по ходу крещения. А остальные исповедовавшиеся и причащавшиеся — это уже, можно сказать, постоянные прихожане. Причём, все они пришли сами, без родительского понуждения.

Естественно, я сокращал всё, что только мог, опустил проповедь, и уложился, наверное, менее, чем в час (при обычных для меня полутора). Но детям без взрослого присмотра и этого оказалось много. Удержать их внимание было просто невозможно. До пения-чтения-пономарства они пока ещё не дозрели и просто подпевали «Аминь» и «Господи, помилуй», а также по шпаргалкам «Символ веры» и «Отче наш». А в промежутках — ходили ходуном. И даже дрались. Сосредоточились бы они на службе, наверное, лишь если б я перемежал молитвы и священнодействия тем, что выхватывал из воздуха цветные ленты, выплёвывал изо рта теннисные шарики и вытаскивал из-за пазухи белых кроликов.

Как в подобных случаях быть — не знаю…

***

А вообще, на самом деле, я счастлив тому «детскому саду», который окружает меня и о. Викентия в нанайских и эвенских сёлах. Печалит резкий контраст с большинством взрослых, которым ничего не надо. Вчера вечером, например, сначала я в удовольствие наобщался с местной детворой, которая следовала за мной по пятам. А потом произошёл краткий вынужденный диалог с двумя крепко выпившими мужчинами, один из которых стал настойчиво требовать отпущения грехов, но, взглянув на мои недавно купленные туфли, почему-то вдруг пришёл к выводу, что я «не настоящий поп, а обманщик».

Неужели ж и дети их такими же, в итоге, вырастут? Ведь пример, получаемый в семье — это всё. И плетью обуха не перешибёшь… Но очень хочется надеяться на лучшее.

***

Всякий раз, когда детвора окружает тебя, вспоминаешь житие свт. Леонтия Ростовского. Как известно, он сначала был избит язычниками и изгнан из города, после чего поселился недалеко от городских стен, построив небольшой храм. Вскоре к нему стали приходить дети ростовчан, и он обучал их началам веры во Христа, а потом крестил. Через какое-то время и взрослое население вслед за детьми потянулось к святителю и также стало принимать крещение.

Так что и мы сосредоточим основное внимание на ребятне, пока она ещё восприимчива. Тем более, сама тянется. Как в песне поётся, «оставль старцы, учаше, кто младъ»:

Конечно, для того, чтобы был устойчивый результат, надо жить среди них или неподалёку. А я могу не чаще раза в месяц приезжать. Но есть возможность во время школьных каникул отправлять некоторых детей из национальных сёл в православные лагеря, на сплавы по горным речкам и т.д. В принципе, это лучше, чем совсем ничего.

***

А после литургии, как обычно, у нас было чаепитие. От вкусностей ломился стол, так что детвора даже домой остатки угощений забрала.

Жаль, фотоаппарат оказался разряжен и не удалось сделать снимок на память о сегодняшней детской литургии. А про то, что мой телефон тоже умеет фотографировать, я даже и не вспомнил — никак не привыкну к новому аппарату после простенькой старенькой Nokia. Так что фотографий, к сожалению, не будет.