Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц — (159. Погребение Иисуса Христа; 160. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела)

мироносицыМк. XV, 43 — XVI, 8: 43 Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. 16 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

159. Погребение Иисуса Христа
160. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела

Запись опубликована в рубрике Евангелие дня. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев на «Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц — (159. Погребение Иисуса Христа; 160. Приход жен-мироносиц ко гробу и явление им Ангела)»

  1. Сергий говорит:

    Кто были те женщины которые спешили ко Гробу Господню?
    «Прежде всего: кто эта «другая Мария», о которой дважды так выражается св. Матфей, повествуя о погребении Господа (Матф. 27:61), а затем — о воскресении (Матф. 28:1). По древнему преданию Церкви, изложенному в Синаксарии на день Пасхи, это была сама Божья Матерь. Почему же этого не сказано с полной определенностью? Как объясняет Синаксарий, «чтобы не показалось сомнительным» (из-за того, что свидетельство о таком величайшем событии присвоено Матери), евангелисты говорят: Иисус явился сперва Марии Магдалине (Марк. 16:9), которая видела Ангела на камне.

    Саломия была матерью «сынов Зеведеевых» — апостолов Иакова и Иоанна. Иоанна, упоминаемая св. Лукой (24:10), была жена Хузы, домоправителя царя Ирода. Остальные жены-мироносицы поименно не упоминаются, но св. Лука ясно говорит, что были «И прочие с ними» (Лук. 24:10). В числе этих «прочих» церковное предание указывает еще: Марию и Марфу, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну, а также и многих других, «Яко же Лука божественный повествует: служащие Христу и ученикам Его своими имениями» (Синаксарий в неделю Жен-Мироносиц)» (Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.)

  2. Сергий говорит:

    О подражании св. женам.
    «Св. Жены, последовательницы Господни, пришли на Его гроб с ароматами, и по человеколюбию служат даже мертвому Тому, Кого любили живого. Но это событие указывает на нечто такое, что надобно делать в св. Церкви. Так, необходимо нам слушать о том, что сделано, дабы подумать и о том, что по подражанию им, должно делать и нам. И если мы, веруя в Того, Кто умер, и исполняясь благоуханием добродетелей, с желанием добрых дел ищем Господа, то подлинно приходим на гроб Его с ароматами. Но те жены, пришедшие с ароматами, видят Ангелов; потому что именно те души, которые с благовониями добродетелей идут ко Господу через святые желания, созерцают вышних граждан». (Свт. Григорий Двоеслов (около 540–604). Беседы на Евангелия. Беседа 21).

  3. Ольга говорит:

    Образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения.
    «Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет — тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета её. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой! «(Ин.20,28) – и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения жизнь слепа – много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать и то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце…» (Свт. Феофан Затворник; «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия»; Неделя Святых жен-мироносиц)

  4. Сергий говорит:

    Мироносицы стали евангелистами из евангелистов и апостолами из апостолов…
    «Важным является тот факт, что воскресшего Христа первыми увидели жены-мироносицы. Апостолы, напуганные произошедшими событиями, закрылись в горнице, тогда как женщины с любовью, теплотой и мужеством, не дожидаясь рассвета, пошли ко гробу дабы умастить благовониями Тело Христа. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники. А это значит что для того, чтобы удостоиться узреть воскресшего Христа, необходимы любовь и мужество.

    Первое явление Христа женам-мироносицам имеет также глубочайший богословский смысл, как его развивает св. Григорий Палама. Он учит, что воскресение Христа является обновлением человеческой природы и ее оживотворением, воссозданием и возвращением первого Адама к бессмертной жизни. Первого Адама, после его сотворения, первой увидела женщина. Причем некоторое время не было никого, кто бы мог его видеть, ибо Ева была сотворена после. Так и нового Адама в момент Его исхождения из гроба не видел никто, и лишь по прошествии некоторого времени первыми Его увидели женщины.

    Таким образом, мироносицы стали евангелистами из евангелистов и апостолами из апостолов. Но существует и другое толкование. Тогда Ева принесла весть о падении Адама, сейчас же женщина несет апостолам весть о воскресении. Таким образом, произошло восстановление женской природы. Никто теперь не может обвинить ее в преступлений и падении.

    Толкователь Никита разъясняет смысл имен жен-мироносиц, которые соответствуют их характерам и указывают способ и путь, по которому нужно следовать, чтобы увидеть воскресшего Христа. Мария Магдалина, из которой Христос изгнал семь бесов, являет собой душу, которая очищается от бесов словом евангельских заповедей. Соломия, имя которой означает «мир, покой», олицетворяет собой человека, приобретшего внутренний покой, поборовшего страсти, подчинившего тело душе и стяжавшего через созерцание и духовные размышления разум, благоразумие. Иоанна, имя которой толкуется как «голубица», символизирует собой незлобивую и плодотворную в добродетели душу, с кротостью отбросившую всякую страсть, ревностную в рождении духовных смыслов и обладающую духовным рассуждением. Когда человек приобретает такое состояние и приближается ко гробу своего сердца, тогда он видит, как отверзается камень бесчувственности его логоса. Он видит Ангелов, то есть свою совесть, благовествующую, что внутри него воскресло омертвевшее слово добродетели и познания, а также что он еще удостоится «духовно узреть явление Самого Бога Слова, ничем не прикрытого, без всяких форм и символов. Это означает, что для того, чтобы кто-либо был удостоен поклонения Воскресшему Христу и услышал «воскресения слово», необходимо очищение». (Иерофей (Влахос), митр. Навпакта и Святого Власия (новостильной Элладской Церкви). Господские Праздники. Воскресение Христово. XII).

  5. Сергий говорит:

    Память праведного Иосифа Аримафейского совершается в Неделю жен-мироносиц.
    Иосиф Аримафейский, богатый и знатный член Синедриона, из города Аримафеи или Рамафы (Рамы). Он был праведным человеком, ожидавшим Царства Божиего, тайным учеником Иисуса Христа, не принимавшим участия в суде над Ним. Иосиф похоронил распятого Иисуса в гробнице, которую приготовил для себя. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого» (Ис.53:9).

    «Память святого праведного Иосифа Аримафейского совершается в третье воскресенье после Пасхи. Церковь прославляет человека, которому было страшно принять веру, полностью меняющую его жизнь. В каком-то смысле ему было тяжелее принять веру, нежели рыбакам и крестьянам, потому что у него было положение, деньги и все то, что характеризует в мире сем успешного человека. И тем не менее, мучаясь от компромиссов с совестью, Иосиф медленно, но верно шел к христианской вере.

    Его робкая вера подверглась настоящему испытанию, когда Христа убили. Вот тут Иосиф мог принять сторону своих собратьев и товарищей по Синедриону, а мог нащупывать свой путь. Он выбрал правильное направление. Нет сомнения, что после Воскресения Христова его вера была вознаграждена и впоследствии он сумел во всеуслышание заявить о своей вере и стал христианином. Во всяком случае, в предании ранней Церкви о нем сохранилась добрая память» (Тайна Пасхи. Священник Константин Пархоменко. Сайт Азбука Веры).

    Прп. Ефрем Сирин (IV век) в толковании на Четвероевангелие так говорит в память Иосифа Аримафейского : «Мария возвеличивается Евой, Иосиф — Иосифом, так как и тому, кто просил тела Иисусова, имя было Иосиф. Старший Иосиф был столь праведен, что, как говорит Писание, не обесславил Марию (Мф. 1:19), и младший был также праведен, потому что не сочувствовал клеветникам на суде и деяниям их (Лк. 23:50–51). Этим показано, что и Господь также соизволил тому имени, которому изначала вверил Себя, когда рождался, дабы оно обвило Его мертвого, так чтобы имя это восприняло совершенную награду, ибо служило Ему при рождестве в вертепе и заботилось о теле Его во гробе».

  6. Анна говорит:

    День жен-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта.
    Только вместо сомнительного идеала женщины-революционерки и феминистки-бунтарки Церковь восхваляет совсем иные качества наших матерей, супруг, сестер и подруг. Прежде всего, это великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству, и которые светят даже в самой беспросветной тьме. (Православный журнал «ФОМА»).

  7. Сергий говорит:

    «В момент поражения останемся верными до конца».
    «И мы все, все без исключения бываем постоянно пораженными; мы устремлены к добру – и отпадаем от добра; мы верим в добро – и изменяем добру; мы стремимся изо всех сил к тому, чтобы быть достойными человеческого звания, – и это нам не удается.

    И вот в эти моменты – а они случаются постоянно в нашей среде, в среде всего человечества – мы должны подумать о женах-мироносицах, подумать об Иосифе Аримафейском, о Никодиме, и как скала твердая стоять, поддерживая друг друга. Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов, – говорит апостол Павел. Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, если мы не будем постоянно, милосердно, вдумчиво, щедро относиться друг ко другу именно в моменты, когда нам кажется, что наш ближний, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не исполним закона Христова.

    Подумаем о себе, и о каждом человеке, который вокруг нас находится, о самых близких – и о случайных встречах; подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть; и в момент поражения останемся верными до конца, любящим сердцем не изменим, и из страха – не отвернемся. И тогда действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов; тогда мы войдем в сонм тех жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом, и останемся с теми, кто в течение всей истории жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом». (Митрополит Сурожский Антоний. Воскресные проповеди. 21 апреля 1991 г.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *