Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом.

images

Мф. II, 13-23.

«Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется».

Запись опубликована в рубрике Евангелие дня. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом.»

  1. Сергий говорит:

    «Из Египта воззвал Я Сына Моего»
    «Но для чего, скажешь, Младенец посылает­ся в Египет? Главную причину показал сам евангелист, говоря: да сбудет­ся предречен­ное: «из Египта вызвал сына Моего» (Ос.11:1) а вместе с тем и предвозвещались уже начатки благих надежд всей вселен­ной. Так как Вавилон и Египет более всей земли были разжигаемы огнем нечестия, то Господь, показывая в самом начале, что Он исправит и сделает лучшими жителей обеих стран, и через то уверяя, что следует ожидать благ и для всей вселен­ной, посылает волхвов в Вавилон, а сам с матерью приходит в Египет. Кроме того, мы узнаем отсюда и нечто другое, что немало споспешествует к нашему любо­мудрию. Что же имен­но? То, что мы с самого начала должны ожидать искушений и наветов. В самом деле, смотри, как все это начинает­ся тотчас от самых пелен. Лишь только Христос родил­ся, и тиран неистовствует, и приключает­ся бегство в чужие земли, и вовсе невин­ная мать убегает в страну варваров. После этого и ты, удосто­ившись послужить какому-нибудь духовному делу, если будешь претерпе­вать жесточайшие напасти и подвергаться бесчислен­ным бедствиям, не должен смущаться и говорить: что это значит? Когда я исполняю волю Господню, то мне следовало бы быть увенчан­ным и про­славлен­ным, светлым и знаменитым. Но, имея пример Христа, переноси все муже­с­т­вен­но, зная, что с духовными людьми так и должно особен­но быть, и что их удел – отовсюду подвергаться искушениям. Смотри, что совершает­ся не только над матерью и отроком, но и над волхвами: и они тайно удаляют­ся, подобно беглецам, и сама мать, никогда не отходив­шая от своего дома, получает повеление отправиться в далекий и прискорбный путь, по причине этого чудного отрока и духовных мук рождения. Вот еще что удиви­тель­но: Палестина стро­ит для Него ковы, а Египет Его принимает и спасает от наветов! Таким образом сбывались прообразования не только на детях патриарха, но и на самом Владыке: тогдашними Его делами предвозвещены были многие из последу­ю­щих событий, каково, например, событие касатель­но ослёнка и жеребёнка. Явив­шийся ангел беседует не с Марией, а с Иосифом. И что он говорит ему? «Встань, возьми Младенца и Матерь Его». Здесь он уже не говорит: «жену свою», но – «матерь Его». Так как рождение совершилось, сомнение кончилось, и муж был убежден, то ангел уже открыто беседует с ним, не называя ни Младенца, ни жену его, но: «возьми – говорит, – Младенца и Матерь Его и беги в Египет», и показывает причину бегства: «ибо хочет, – говорит он, – Ирод искать душу Младенца» (Мф.2:13).

    Смотри, как и евангелист намекает на то, говоря: «да сбудет­ся», и, показывая, что это не исполнилось бы, если бы не пришел Сын Божий. Это и на Деву проливает немалый свет и славу. То, чем весь народ (иудейский) хвалил­ся, уже и она могла себе усво­ить. То, чем иудеи непомерно хвалились и величались, говоря о своем возвращении из Египта (на что намекает и пророк, говоря: «не иноплемен­ников ли Я вывел из Каппадокии, и ассириян из рова» (Ам.9:7), составляет также преимуще­с­т­во и Девы. Лучше же сказать, и народ и патриарх, сво­им приходом в Египет и возвращением оттуда, представляли образ возвращения Христова. И они шли в Египет, убегая от голодной смерти, и Христос – избегая смерти, приготовля­емой коварством; но они, придя туда, избавились от голода, Христос же, придя туда, освятил всю страну Сво­им прише­с­т­вием. Итак, смотри, как сила Божия открывает­ся среди уничижений! Ангел, сказав: «беги в Египет» (Мф.2:13), не обещал­ся им сопутство­вать, ни туда, ни оттуда, – чтобы тем вразумить, что они имеют великого спутника – рожден­ный Младенец, Который явлением Сво­им и все вещи изменяет, и самих врагов заставляет во многом послужить домостро­итель­ству спасения. В самом деле, волхвы и варвары, оставив злочестие отцов сво­их, приходят Ему поклониться. Августово определение о переписи оказывает­ся случаем к рождению Христову в Вифлееме. Египет приемлет и блюдет Его в бегстве от наветов, и получает, таким образом, случай сделать Его близким себе, – чтобы, когда услышит апостоль­скую проповедь о Нем, мог похвалиться тем, что он первый принял Его» (Свт. Иоанн Златоуст).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *