Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении.

Прибытие в ГалилеюМф. IV, 12-17

«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Запись опубликована в рубрике Евангелие дня. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении.»

  1. Сергий говорит:

    Начало радостного благовестия
    «С того времени»: когда же это? С того времени, как Иоанн был посажен в темницу. Почему же Христос не проповедовал им сначала? Для чего Ему нужен был Иоанн, когда самые дела ясно свидетельствовали о Нем? С одной стороны, для того, чтобы отсюда видно было Его достоинство, когда и Он так же, как Отец, имеет пророков, о чем и Захария сказал: «и ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего» (Лк. 1:76); с другой — для того, чтобы не оставить бесстыдным иудеям никакого извинения. На это последнее сам Христос указал, когда говорил: «пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее» (Мф. 11:18-19). Притом и нужно было, чтобы о Христе наперед сказал кто-нибудь другой, а не сам Он. Если уж и после столь многих и столь сильных доказательств и свидетельств говорили: «Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно» (Ин. 8:13), то чего бы не сказали, если бы о Нем ничего не говорил Иоанн, а Он сам первый начал бы свидетельствовать о Себе народу? Вот почему Он и не проповедовал прежде Иоанна, и чудес не творил до тех пор, пока последний не был посажен в темницу. Он не хотел Своей проповедью и произвести разделения в народе. По этой же причине и Иоанн не сотворил ни одного чуда, чтобы и этим привести к Христу народ, привлекаемый к Нему силой Его чудес. И действительно, если уже, и после столь многих и великих чудес, ученики Иоанна и прежде и после его заточения с ревностью смотрели на Иисуса и если многие почитали Христом не Его, а Иоанна, то, что было бы, если бы дело обстояло иначе? Вот для чего евангелист Матфей и показывает, что Христос «с того времени начал проповедовать»; и в начале Своего проповедования Он учил тому же, что проповедовал и Иоанн, а о самом Себе еще не говорил ничего, но продолжал только проповедь Крестителя, потому что пока еще не имели о Нем надлежащего понятия, хорошо было бы, если бы и это учение было принято.

    По той же самой причине в начале Своей проповеди Христос не предлагает и ничего тягостного и прискорбного, подобно Иоанну. Тот упоминал о секире, о дереве посекаемом, о лопате, о гумне, о неугасаемом огне (Мф. 3:10,12); напротив, Христос начинает Свою проповедь радостным благовестием о небесах и «царствии небесном», уготованном слушающим Его» (Свт. Иоанн Златоуст IV-V век).

  2. Ольга говорит:

    Все ли мы просвещенные христиане?
    «Нынешний воскресный день называется неделею по Просвещении, или недельным днем, в который не должно заниматься обычными житейскими делами мирскими, земными, а делать дела спасения души своей, — по просвещении, т. е. по крещении, которое и прежде и ныне называлось и называется просвещением, потому что чрез крещение подается от Бога духовный свет душам нашим, свет богопознания и благочестия, знаком чего служат доселе светильники или восковыя свечи при купели возжигаемыя, а также зажженныя свечи в руках восприемника и восприемницы. Свет этот духовный, нетленный, вечный, сообщаемый душам нашим — есть Сам Христос Бог наш, Свет истинный, просвещающий всякаго человека приходящаго в мир; тьма же духовная — есть грех, или виновник и начальник греха князь тьмы, диавол, омрачающий и прельщающий человеческий род грехом, научающий всякому греху и влекущий человека в вечную погибель. Сообразно такому значению нынешняго воскреснаго дня, читается и евангелие за обедней о пришествии Иисуса Христа из города Назарета, где Он жил и был воспитан, — в языческую Галилею, к людям, седящим во тьме в стране и тени смертней, и о просвещении их, как предсказал пророк Исаия за 700 лет до пришествия Христа на землю, говоря: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ седящий во тьме, увидел свет великий, и седящим в стране и тени смертной возсиял свет (Матф. 4, 15-16; Ис. 9, 1-2). А. как просвещение духовное совершается чрез искреннее покаяние во грехах, которые — настоящая тьма, тьма вечная и мука вечная, — то Господь, поселившийся в этой стране тьмы и тени смертной, начал проповедывать и говорил: покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное (Матф. 4, 17). И так, истинное покаяние прогоняет греховную тьму, грех и виновника греха диавола, живущаго и царствующаго в сердцах грешников, и водворяет в сердце верующаго и покаявшагося царство небесное, царство правды, мира и радости в Духе Святом, царство Христово. Вот содержание и смысл нынешняго евангелия; в нем говорится о духовном просвещении нашем, о покаянии во грехах, о близости к нам теперь, с пришествием Христа Бога на землю, — царства небеснаго, царства благодати, которое есть Церковь Его, это благодатное на земле царство, — в котором подаются нам вся Божественныя силы к животу и благочестию (2 Петр. 1, 3): потому и слово сегодня должно быть о просвещении христианском. — Все ли мы просвещенные христиане? Все ли живем во всегдашнем, искреннем покаянии, как всегдашние грешники, повинные суду Божию, или прилагаем грехи ко грехам? стараемся ли усердно делать дела благия, для коих мы и созданы; или мы осуетились, измельчали и гоняемся за мечтами своего сердца? Эти вопросы я задал себе и вам — для того, чтобы показать, что истинное христианское просвещение состоит в познании себя или того: кто — мы, и для чего — мы? чем мы были в начале, когда сотворены Богом; чем мы стали по учинении греха, и чем непременно быть должны; далее, истинное христианское просвещение состоит в искреннем, деятельном, а не пустом, формальном, фальшивом покаянии, отбываемом многими из нас всякий год в указанные дни и несопровождаемом в последствии плодами покаяния — исправною жизнию, делами правды, милости, воздержания, чистоты и святости, ревностным стремлением к совершенству христианскому, по писанию: будьте вы совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Матф. 5, 48), — далее, для того, чтобы показать — что истинное, христианское просвещение состоит не в грамотности только, или изучении разных наук, касающихся до земли и того что на земле, или до неба и небесной механики, — и даже не в изучении собственно христианской науки богопознания, — потому что можно быть и грамотным и богословом и не иметь в душе истиннаго просвещения, можно даже быть, как и бывает на деле, человеком совершенно омраченным тьмою страстей; а оно, т. е. христианское просвещение состоит в просвещении сердечных очей светом Евангелия Христова, в удалении с помощию благодати Христовой чрез покаяние и молитву от всякой тьмы страстей, в удалении от себя лукавства, неверия, самолюбия, самомнения, злобы, гордости, гнева, ненависти, зависти, осуждения других, жестокосердия и корыстолюбия, в удалении от праздности и суетности, или от пагубнаго искусства коротать и убивать время, например в картежной игре и разных зрелищах в роде театров и цирков; от неправды и лихоимства, — от нечистой прелюбодейной жизни, от чтения пустых книг, может быть заключающих в себе искустную хитроумную ткань и игру слов и искусство владения языком, но в существе своем не заключающих в себе никакого назидания и оставляющих только сожаление о потраченном на них времени. И так христианское просвещение, возлюбленные братия и сестры, состоит в искренней вере во Христа, в познании себя, в нелицемерном покаянии и удалении от зла и во всегдашнем стремлении к христианской добродетели и совершенству ради вечнаго блаженства в Боге и с Богом. Если ты познал, что ты персть и прах, что ты смрад греха, что ты грешник, всегда достойный Божиего наказания; если ты незлобив и простосердечен, кроток, смирен сердцем, мирен и миролюбив, терпелив и самоотвержен, любишь правду, стоишь за нее и презираешь неправду; если ты искренно доброжелателен, милостив и сострадателен; если ты воздержен, чистосердечен, уважаешь чистоту и непорочность, ненавидишь праздность и праздныя забавы, а день и ночь поучаешься в исполнении Евангелия, — этой премудрой, животворной, праведной, вечной науки наук; то ты обладаешь нетленным христианским, а не призрачным мирским, исчезающим, подобно метеору, просвещением, и ты недакеко от царствия Божия, — или царствие Божие уже внутрь тебе есть (Лук. 17, 21); с чем дай Бог нам и поздравить себя некогда. Аминь.» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Слово в неделю по Просвещении (Богоявлении))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *