Мф. VIII, 2-4: 2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. 3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. 4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
Мк. I, 40-45: 40 Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. 41 Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. 42 После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. 43 И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его 44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. 45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.
Лк. V, 12-16: 12 Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. 13 Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него. 14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им. 15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. 16 Но Он уходил в пустынные места и молился.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
13. Исцеление прокаженного
(Мк. I, 40-45; Лк. V, 12-16)
Об исцелении прокаженного повествует также Евангелист Матфей в 8:1-4, но такие авторитетные толкователи, как Еп. Феофан, находят, что это особое чудо, совершенное Господом значительно позже, именно после нагорной проповеди, в то время, как св. Лука говорит, что это было в городе. Из всех болезней на востоке, о которых упоминается в Библии, проказа — самая отвратительная и страшная болезнь. Обнаруживается она на теле пятнами, подобными пятнам лишайным, сначала на лице, около носа и глаз, а потом постепенно распространяется по всему телу — все тело покрывается струпьями. Лицо при этом распухает, нос высыхает и заостряется, обоняние пропадает, глаза делаются слезоточивыми, тускнеют, голос сипнет, волосы выпадают, кожа делается бугроватой, растрескивается, образуются злокачественные язвы, издающие смрад, из обезображенного распухшего рта течет зловонная слюна, составы рук и ног немеют, все тело дряхлеет, затем отпадают ногти, пальцы, отдельные суставы, пока не наступит, наконец, смерть, прекращающая муки страдальца. Прокаженные от рождения, впрочем, иногда по 30-40 и даже 50 лет влачат свою бедственную жизнь. Моисей в кн. Левит гл. 13 дал подробные наставления относительно больных проказой. Священник должен был исследовать болезнь, и во избежание заразы больные удалялись из человеческого общежития.
Прокаженный, видимо, с глубокой верой, смело нарушает закон, запрещающий ему подходить к здоровым, чувствуя, что здесь находится Сам Господь закона. Просьба его об исцелении полна глубокого смирения, столь же, как и веры в чудодейственную силу Господа. Исцеляя, Господь коснулся его, показывая этим, что Он не связан законом, запрещающим прикосновение к прокаженному, что для Чистого нет ничего нечистого и выражая этим жестом чувство глубокого сострадания несчастному. Сказанное Им: «Хощу, очистися!» указывает на Его Божественную власть. Он велит исцеленному пойти показаться священнику, во исполнение требования закона Моисеева, и никому не разглашать о совершившемся чуде. Главную причину того что Господь запрещал разглашать о совершенных Им чудесах, можно видеть в смирении, по которому Сын Божий, умалив Себя и приняв образ раба для нашего спасения, не хотел идти на земле путем славы (см. Иоан. 5:41), тем более что эта слава Его, как чудотворца, могла способствовать усилению в народе недолжных мечтательных представлений о царстве Мессии, с которыми Господь боролся. Господь повелевает исцеленному показаться священнику «во свидетельство им» в том смысле, что священник должен был по закону засвидетельствовать факт исцеления от проказы, а также и то, что Господь не разрушает закона, но исполняет его.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Исцеление прокаженнаго
(Μф. 8:1-4; Мк. 1:40-45; Лк. 5:12-16)
Среди множества исцелений, совершённых Иисусом Христом, Евангелисты останавливаются на таких, которыя имели особенное отношение к служению Его. Так они упоминают, что однажды встретил Иисуса прокажённый, который просил Его исцелить и при этом высказал полную уверенность, что Иисус Христос может совершить это исцеление, если захочет. Пришедший для спасения страждущаго человечества не отрёкся от сего хотения, и прикоснувшись, исцелил прокаженнаго, повелев ему явиться к священникам и принести положенную по Закону Жертву (Лев. 14:3,4,10) — во свидетельство и доказательство несомненнаго исцеления, совершённаго Иисусом Христом.
При сем Иисус Христос запрещал исцеленному разглашать о событии — вероятно, во избежание толков о новом чудотворце, что могло возбудить в народе ложныя надежды и безполезныя предприятия (Ин. 6:14,15), а у вождей народа вражду против Иисуса. Но побуждаемый чувством благодарности, исцеленный разгласил о чуде, а Иисус Христос должен был скрываться в пустынном месте. Впрочем народ и там нашёл Его.
По Матфею, это событие можно отнести ко времени после Нагорной Проповеди. Но Марк ставит его после исцеления тёщи Петровой; а Лука даже прежде призвания четырёх рыбаков. При этом Марк и Лука не ставят это событие в связи с предшествовавшими или последующими событиями; а Матфей прямо говорит, что когда Иисус Христос сошёл с горы, тогда исцелил прокаженнаго. Вообще же можно отнести это событие ко времени проповеди в Галилее.
Примечание. Проказа — одна из страшных болезней, поражающих жителей Востока. Начинаясь белыми лишайными пятнами на коже, она разсыпается по всему телу; затем начинается гниение кожи, потом связок и самых суставов тела и целых членов. Священники следили за проказою и отлучали прокажённых от общества или очищали их, то есть опять принимали в общество после исцеления, посредством принесения ими жертвы; но как лечить проказу они не знали. Прокажённые жили в отдельных домах и скрывались в пещерах, в гробах. Вблизи некоторых городов и селений часто образовывались целыя общества прокажённых, которые от неимения средств пропитания начинали грабить и убивать путешественников; другие же, напротив, оставленные родственниками, изгнанные из общества, погибали от голода и зверей (Сравните: 4 Цар. 7:3 и след.). Некоторые из известных личностей страдали проказою: Иов, Озия или Азария, царь Иудейский, Нееман военачальник Сирийский — Авгарь, царь Эдесский. Была проказа и на домах. Законы о прокаженных и о видах проказы, о принятии или отлучении прокаженных подробно изложены в Книге Левит (13 и 14).