Мф. XIII, 54-58: 54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? 55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? 56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? 57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. 58 И не совершил там многих чудес по неверию их.
Мк. VI, 1-6: 1 Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. 2 Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? 3 Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. 4 Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. 5 И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. 6 И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
23. Вторичное посещение Назарета
(Мф. XIII, 53-58; Мк. VI, 1-6)
Затем Иисус вновь пришел «во отечествие Свое», т.е. в Назарет, как отечество Матери Его и мнимого отца Его Иосифа, и как место, где Он был воспитан. Там Он учил соотечественников Своих в синагоге их, «так что они изумлялись, и говорили: «откуда у Него такая премудрость и сила?» Это было не то удивление, каким удивлялись в других местах, а удивление, соединенное с презрением: «не плотников ли Он сын?» и т.д. Назаретяне или не знали, или же не верили чудесному воплощению и рождению Иисуса Христа, считая Его просто сыном Иосифа и Марии. Но это нельзя считать извинительным, ибо и в прежние времена много было случаев, когда у незнатных родителей рождались ставшие потом славными и знаменитыми дети. Таковы были Давид, Амос, Моисей и др. Они скорее должны были именно за это и благоговеть перед Христом, что Он, имея простых родителей, обнаруживал такую премудрость, которая ясно показывала, что она не от человеческого обучения, а от Божественной благодати. Это было, конечно, от обычной свойственной людям зависти, которая всегда лукава. Люди часто с завистью и ненавистью смотрят на тех, кто, вышел из среды их, обнаруживает необыкновенные дарования и становится выше их. Его, может быть, товарищи по делам житейским и сверстники, с которыми Он постоянно общался, не хотели потому признать в Нем необыкновенного человека. «Несть пророк без чести, токмо во отечествии своем» – не так должно быть, но так бывает, ибо люди часто обращают более внимания не на то, что им проповедуется, а на то, кто проповедует, и если того, кто удостоился Божественного избрания и призвания, они привыкли видеть среди себя обыкновенным человеком, то они и продолжают смотреть на него по-прежнему, не давая веры его словам, как пророка. Господь прибавляет к этому, по всей вероятности, народному присловию, «и в дому своем», имея в виду то, что, как говорит Ев. Иоанн в гл. 7:5, «и братия Его не веровали в Него». Нигде Христос не находил столько противления Себе и Своему учению, как в этом отечественном своем городе, где даже пытались умертвить Его (Лук. 4:28-29). «И не совершил там многих чудес по неверию их», ибо совершение чудес зависит не только от силы Божией чудотворящей, но и от веры людей, над которыми чудеса совершаются.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Проповедь в Назарете
(Лк. 4:16-30; Мф. 13:54-58; Мк. 6:1-6)
Проходя по разным Галилейским городам и совершая везде чудеса, проповедуя в синагогах, Иисус Христос пришёл и в Свой отечественный город Назарет. Здесь, по обыкновению — вероятно, принятому ещё до вступления в общественное служение — приходит в Субботу в синагогу и читает положенную в ту Субботу гафтару (чтение из пророков) из пророка Исаии (61:1,2) о Своем помазании Духом для проповеди и исцеления страждущих — указывает исполнение сего пророчества в Своём лице. Жители Назарета, слышавшие о чудесах, совершённых Им в Капернауме, удивляясь словам благодати, исходящим из уст Его, засвидетельствовали справедливость приложения прочитаннаго пророчества к Нему; но в то же время, зная Его с малых лет, как простого человека, как сына жившаго между ними плотника Иосифа, недоумевали, как можно приложить к Нему пророчество, относившееся к Мессии, пришествие Котораго они представляли славным и неизвестным — и для доказательства Его Мессианскаго достоинства потребовали от Него чудес таких, какия Он совершил в Капернауме.
Ответив им, что ни один пророк не пользуется честию в отечестве своём и что вследствии их неверия Он не может совершить требуемых чудес, Иисус указал им и на примеры Илии и Елисея, которые также совершали свои важнейшие чудеса не в отечестве своём, а среди язычников. Этим указанием Иисус возбудил в Своих соотечественниках такое негодование, что они с яростью выгнали Его из синагоги и города и повели на верх горы, на которой построен был их город, и хотели свергнуть Его с обрыва; но Он, спокойно прошедши посреди их, удалился. Это чудесное спасение Иисуса от ярости Назаретян должно было служить для них лучшим доказательством Его чудодейственной силы, обнаружения которой они требовали от Него.
Впрочем, Евангелисты Матфей и Марк говорят, что, несмотря на неверие жителей Назарета, Он совершил там не много чудес, исцелив нескольких больных возложением рук на них; но вероятно, эти исцеления Он совершил прежде проповеди в синагоге.
Стих 15. Отсутствие храмов для общественнаго Богослужения заменялось у Иудеев устроением синагог, в которых собирались они для слушания чтения Закона и пророков, для обсуждения религиозных дел и для молитвы. Такия места, (по-иудейски — кагалы, по-гречески — (συναγωγαί) — сонмища, собрания), устроялись, по свидетельству Апостола Иакова (Деян. 15:21), от древних родов, вероятно, ещё со времён Ездры и Неемии. Там читались по Субботам отделы из Закона Моисеева и из пророков. Чтения из Закона назывались парасхами=отделы; их было 54, по числу седмиц в году.
Со времени Маккавеев, когда Антиох Епифан строго преследовал собрания Иудеев и чтение книг Закона Моисеева, и самыя книги истреблял, Иудеи ввели в обычай чтения пророков — тех именно отделов, которые соответствовали чтению Закона. Впоследствии этот обычай удержался даже при чтении Закона и образовал ряд чтений по числу парасх, которыя назывались гафтарами=отпустами, так как ими заканчивались Богослужебныя собрания и после них народ отпускался домой. По нынешнему порядку чтений, прочитанное место Исаии принадлежит 50-й гафтаре, обнимающей целую 60-ю и первые 9 стихов 61-й главы Исаии.
Стих 16. Обычай Иудеев, сохранившийся доселе, к чтению Закона приглашать почётнейших граждан, лиц, находящихся в исключительном положении, например, жениха в день брака, отца семейства в день обрезания сына, а также странника (Деян. 13:15). После чтения шло объяснение прочитаннаго. Иисус Христос прочитал не всю гафтару и, конечно, на Иудейском языке; но Евангелист передаёт её в свободном греческом переводе, близком к Переводу 70-ти, но отличном и от сего перевода и от подлинника Иудейскаго. Именно, слов: отпустити сокрушенныя в отраду нет ни в Иудейском, ни в Греческом 70-ти; слепым прозрение взято из 70-ти и считается повторением или плеоназмом предыдущаго выражения: пленным (с Иудейскаго «несчастным») отпущение; проповедати — в Славянском ближе к 70-ти — нарещи. Пророчество, очевидно, относится к Мессии и Его проповеди; причём пророк, не принимая даже во внимание чудес Мессии, изображает чудесныя действия проповеди Его на сердца людей.
Стихи 18 и 19. Проповедь Иисуса в Назаретской синагоге заключает в себе главные пункты Его учения или, как сказали бы теперь, программу Его проповеди. В ней Мессия прежде всего говорит, что Он помазан Духом Господним, следовательно, послан Самим Богом. Проповедь Его есть Евангелие — благовестие, благая, радостная весть для нищих духом, не ведущих Бога. Им-то прежде всего Он обещает блаженство и наследование Царства Небеснаго (Μф. 5:3).
Проповедуя приближение этого Царства, Он призывает всех к покаянно, обещая исцелить и утешить тех, которые сознав свою греховность и оплакав свои беззакония, с сокрушенным и смиренным сердцем будут искать утешения и спасения у Бога. Он проповедует освобождение тем, которые, чувствуя себя в плену у диавола и поняв свою слепоту духовную, будут вопиять об изведении души их из темницы духовной, из мрака неведения и греха, и о даровании им просвещённых очей сердца, духовнаго прозрения, чтобы они могли узреть Бога. Измученным, изстрадавшимся в рабстве греха, в служении страстям, Он дарует отрадную свободу от переживаемых ими страданий и блаженство в Царстве Небесном. Наконец, всем вообще Он проповедует наступление приятнаго лета Господня, времени отрады (Деян. 3:20; 2 Кор. 6:2), дней спасения, когда всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся.
Стих 29. Вблизи Назарета на Юго-Востоке ещё и поныне показывают высокую отвесную скалу в 300 футов, с которой жители Назарета хотели сбросить Иисуса. Примеры Илии и Елисея должны были показать, что вера может действовать и в язычниках. Эти пророки оказывали свою помощь людям верующим. Иисус Христос делает то же — чудо не может быть произведено ни по родству, ни за плату, а только по вере. Жители Назарета не имеют такой веры — и Спаситель совершает у них не много чудес — совершает их для того, чтобы показать, что имеет силу совершать чудеса, и чтобы жители Назарета не упрекнули Его в невнимании к ним; и не совершает многих чудес, чтобы обличить их неверие.