Мф. XVII, 24-27: 24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? 25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? 26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; 27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
11. Чудесная уплата церковной подати
(Мф. XVII, 24-27)
С Господа Иисуса Христа требовали подать на храм Божий, как бы для Бога. Конечно, как Сын Божий, Он должен был бы быть свободен от платежа, но чтобы не подавать нового повода к обвинениям в нарушении закона, Он, не имея Сам при Себе денег, указал Ап. Петру, где и как найти статир, т.е. четыре драхмы для уплаты подати за двоих. Это чудо, по словам толкователя Евангелия Еп. Михаила, ярко свидетельствует о Божестве Господа Иисуса: «Если Он знал, что во рту у рыбы, которая первая попадется Петру, есть проглоченный ею статир, то Он всеведущ. Если создал Он статир во рту рыбы, то Он всемогущ».
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Подать на храм
(Мф. 17:24-27)
После тайнаго прохождения с учениками по Галилее и новаго откровения им тайны Своих крестных страданий и Воскресения — которой, впрочем, они опять не поняли — Иисус Христос пришёл в Капернаум. Здесь сборщики податей на храм обратились к Петру с вопросом, не даст ли Учитель его подати на храм. Ученик, знающий строгость Учителя в исполнении всех требований Закона, отвечал на вопрос сборщиков утвердительно и вошёл в дом к Иисусу, чтобы сказать Ему о том. Иисус Христос, предупреждая речь Петра, показал, что Он, как Сын Божий, должен быть свободен от дани на храм, который считается домом Отца Его Небеснаго. Но во избежание соблазна повелел Петру потребную дань за Него и за себя извлечь изо рта первой пойманной на уду рыбы, что Пётр и сделал.
1. Подать на храм установлена Моисеем (Исх. 30:11-16), равнялась полусиклю Иудейскому, или дидрахме. Впрочем, при Моисее она собрана только однажды со всех Иудеев мужескаго пола и впоследствии, вероятно собиралась только с новорождённых при обрезании. Со времени ли второго храма или, как некоторые догадываются, ещё со времени Иоаса царя и Иодая первосвященника (2 Парал. 24:5,6), эта дань стала собираться ежегодно. Веспасиан, покоривший Иудею, повелел вносить её ежегодно в Капитолий (Флав., Иуд.война. 7:6,6); следовательно, к тому времени она сделалась настолько постоянной, что покоритель Иудеи мог сделать её источником военной контрибуции с побеждённаго народа. Кажется, недостаток законности в сборе этой подати чувствовали сами сборщики её, когда нерешительно требовали оной от Иисуса через Петра.
2. Вопрос Иисуса Христа и ответ Апостола Петра о том, что цари берут дани с чужих, а не с сынов своих, в применении к настоящему случаю должен был показать, что Он, как Мессия, как Сын Божий, выше храма земного, а старший и высший не дают даней младшему и низшему. Тем не менее, унизив Себя до зрака раба, Сын Божий и здесь смиряет Себя до состояния раба и повелевает Петру уплатить дань, обещанную им сборщикам; да не соблазним их.
3. Многих удивляет нахождение статира (монеты в 4 драхмы) в устах рыбы, которую по повелению Господа ловит Пётр — так как находят невозможным для небольшой рыбы держать во рту и монету и удочку, которой рыба была поймана. Но как улов рыбы с монетой был чудесен, так и нахождение самой монеты во рту рыбы могло быть чудесным, и потому усиливаться объяснить это явление естественным образом совершенно напрасно.