Лк. XIII, 22-30: 22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. 23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: 24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. 25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. 26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. 27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. 28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. 29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. 30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
37. О тесном пути в Царствие Божие
(Лк. XIII, 22-30)
По дороге, когда Господь направлялся из Галилеи к Иерусалиму, некто задал Ему вопрос: «Господи, аще мало есть спасающихся?» Очевидно вопрошавший поставил такой вопрос, имея в виду строгость некоторых требований Христа Спасителя от желающих войти в Царство Мессии. Господь отвечает на этот вопрос не ему только лично, а всем строго и резко: «Подвизайтеся внити сквозе тесная врата»… образ часто Им употреблявшийся. Царство Мессии, или Церковь Христова представляется здесь под образом дома, который кроме больших парадных дверей имеет еще узкую тесную дверь, через которую только иногда дозволяется вход. Многие бы поискали войти в эту тесную дверь, но не смогут, – так как они испорчены нравственно и столько в них всевозможных предрассудков относительно Царства Мессии. Смысл образа в том, что для иудеев того времени вход в Царство Мессии являлся действительно тесным входом чрез покаяние и самоотвержение, к чему, благодаря распространявшимся через фарисеев предрассудкам, они были мало способны. «Отнельже восстанет дому Владыка» – Бог представляется домохозяином, сидящим и ожидающим друзей Своих на вечерю, а потом – встающим и запирающим двери своего дома и непозволяющим войти другим. Это – изображение времени суда Господня над каждым человеком и над всеми после второго пришествия Христова. Все будут осуждены вне покоя, где происходит вечеря Господа с Его друзьями, как недостойные блаженного общения с Богом, хотя сознают свои грехи и будут стремиться войти туда, но будет уже поздно. После смерти уже нет покаяния. Отвергнутые они станут говорить: «Ядохом пред Тобою и пихом, и на распутиях наших учил еси», т.е. неудостоившиеся войти на вечерю будут напоминать хозяину, что они знакомы ему, были некогда внешними последователями Христова учения, но не были истинными христианами, а потому будут отвергнуты. «Мы ели и пили пред Тобою и на улицах наших учил нас» – эти слова особенно подходят в буквальном смысле своем к иудеям, тем не менее отвергнувшим своего Мессию, а потому и лишившимися права на вход в Царство Мессии. Они Узнают свою ошибку при втором Его пришествии, но тогда будет уже поздно, и они получат ответ: «Не вем вас…» «Отступите от Мене вси делателие неправды…» Вместо отвергнутых иудеев, в Царство Мессии войдут уверовавшие во Христа язычники от востока, и запада, и севера, и юга, т.е. со всех концов вселенной. «Се суть последни, иже будут перви, и суть первии, иже будут последни» – иудеи считали себя «первыми», а как отвергшие Мессию, окажутся «последними»; «первыми» же в Царстве Мессии окажутся язычники, которых они считали «последними». Точно так и все те, которые сами считали себя «первыми», но в действительности не исполнявшие, как должно, заповедей Христовых, окажутся на Страшном Суде «последними», а те, коих они презирали, будут «первыми».