Мф. XX, 20-28: 20 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. 21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. 22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. 23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. 24 Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. 25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; 26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; 28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Мк. X, 35-45: 35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. 36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? 37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. 38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? 39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; 40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. 41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. 42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. 43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; 44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. 45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
56. Господь повторяет предсказание о предстоящих ему страданиях и воскресении и дает ответ сынам зеведеевым о первенстве в его царстве
(Мф. XX, 17-28; Мк. X, 32-45; Лк. XVIII, 31-34)
… Тогда приступила к Господу матерь сынов Зеведеевых, а по св. Марку, и сами они Иаков и Иоанн, с просьбой – сидеть одному из них «одесную» Его, т.е. занимать второе после Него место в открывающемся, как они думали, земном царстве Мессии, а другому – «ошуюю», т.е. по левую руку, занимая третье место. На эту просьбу Господь ответил: «Не знаете, чего просите». Апостолы действительно не понимали тогда, что просить первенства значит первенствовать в самоотречении и в мученичестве за Имя Христово; они думали, что испрашивают себе только почести, власть и радости. Поэтому Господь Своим вопросом: «Можета ли пити чашу, юже Аз имам пити?» – указывает именно на то, что приближение к Нему в Его царстве будет заключать в себе уподобление Ему в страданиях. О страданиях здесь говорится, как о чаше, которую должны разделить с Христом те, которые хотят быть к Нему ближе. Образ этот заимствован из обычая восточных царей посылать осужденным на смерть чашу с ядом. Сын Божий и представляется в Евангелии, как осужденный, которому Отец Небесный посылает чашу смерти (Иоан. 18:11). «Или крещением, имже Аз крещаюся креститися?» – выражается та же мысль: перенесение страданий представляется как бы погружением в них человека, как бы омовение в воде. «Можева», отвечали Апостолы, «в жару усердия, не зная, что сказали» (Злат.) – сказали то же, что и все ученики говорили, обещая идти за Господом, хотя бы на смерть. «Чашу Мою испиета…» «хотя обещаете необдуманно», как бы так ответил им Господь, «но действительно в будущем (проницая его Своим Божественным взором) вы уподобитесь Мне в терпении и подвиге», «а еже сести одесную Мене», т.е. в царстве славы, минуя царство Божие, воинствующее в сем мире, «несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего» – это значит: «не в Моей власти дать всякому желающему, а тем лишь, кому уготовано, кто заслужил этого своими подвигами». Остальные Апостолы вознегодовали, очевидно, по зависти, как бы братьям не удалось их искательство. Господь делает внушение всем, убеждая их не искать первенства. В ответ на проявленное ими честолюбие Господь учит их, что основное правило нравственности членов Его Царства, в отличие от царств земных, – это смирение и самоотвержение. Как на примере такого смирения и самоотвержения Господь указывает Апостолам на Самого Себя: Он пришел не для того, чтобы «Ему служили»; «но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих». «Многие» названы здесь вместо «всех». Все люди находились в духовном рабстве диавола и работали греху. Чтобы освободить их, необходим был выкуп (по греч. «литрон»). Господь и дал этот выкуп, искупление («аполитросин»), ценою Своих крестных страданий и смерти.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Сыны Зеведеевы и их просьба к Иисусу Христу
(Мф. 20:20-28; Мк. 10:35-45)
Как бы в подтверждение того, что предсказание о смерти Иисуса Христа не понято учениками, двое из них, сыны Зеведеевы, в сопровождении матери, просят Его о преимущественных местах в Царстве Мессии; причём, на вопрос о готовности их страдать с Ним, или креститься огненным крещением, отвечают утвердительно. Предсказав им, на основании сего согласия, мученическую смерть, Он однако же объявил им, что право предоставления мест в Царстве Небесном принадлежит Отцу Небесному. Когда же прочие десять Апостолов начали негодовать на Иоанна и Иакова за их стремление стать выше других в Царствии Божием, то Учитель научил их смирению, высокий пример котораго указал в Своём служении роду человеческому.
Сыновья Зеведеевы просят Иисуса Христа дать им право и возможность сесть одному одесную, другому ошуюю Его в Царстве Небесном. Такое положение, по представлениям Восточных народов, означало величайшую честь и права, какия только Царь мог дать лицам из числа своих подданных. Впрочем, просьба о себе сынов Зеведеевых проистекала не из честолюбия их, а из желания стоять ближе к Тому, с Кем были связаны узами любви и общественнаго положения.
В ответ на просьбу сынов Зеведея Иисус Христос указывает на необходимость страданий и креста для достижения высших степеней славы и почестей, указывая таким образом, что и Его Самого Бог превознесёт только за то, что Он смирил Себя даже до смерти крестныя. Самое назначение прав и почестей в Царстве Небесном принадлежит Богу Отцу, Который Самого Иисуса Христа прославил славою только после крестной смерти. Другим условием достижения славы в Царстве Божием поставляется смирение: болий в вас да будет всем слуга.
1) Евангелист Марк разсказывает, что просьба сынов Зеведеевых была принесена ими самими, а Евангелист Матфей относит её к матери их, причём присутствовали и сыновья, показывая тем, что эта просьба принадлежит не матери их только, но и им; и потому Евангелист Марк, не упоминая о матери, прямо влагает просьбу в уста сыновей.
2) Креститься крещением, пить чашу, означало перенесть очень большия страдания.
3) Лишь только Иаков и Иоанн восхотели занять преимущественныя места в Царстве Мессии, то честолюбие и превознесение их перед другими возбудили в Апостолах зависть и негодование, которыя сейчас же улеглись, когда Иисус Христос научил их смирению.