93. Учение о прощении грехов ближнего, притча о немилосердном заимодавце

Мф. XVIII, 18-35: 18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, 20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. 21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. 23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Руководство к изучению Четвероевангелия


Прот. Серафим Слободской (1912-1971)

По книге «Закон Божий», 1957.

О прощении обид. Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце

(Мф. XVIII, 21-35; Лк. XVII, 3-4)

dolzhnikВо время одной беседы Иисуса Христа, апостол Петр подошел к Нему и спросил: «Господи! сколько раз прощать брату моему, (то есть ближнему), согрешающему против меня (т. е. если он чем-нибудь обидит меня)? Довольно ли будет простить ему до семи раз?

Иисус Христос сказал ему: «не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз», т. е. прощай без счету, всегда.

Чтобы лучше объяснить это, Иисус Христос сказал притчу: «один человек был должен царю десять тысяч талантов. (Талант – вес золота и серебра, ценою приблизительно в 2.500 рублей. Значит, долг его был около 25 миллионов рублей). Но он не имел чем заплатить. Когда его привели к царю, то царь приказал продать его, и жену его, и детей, и все его имение. Тогда должник упал к ногам царя и, кланяясь, стал просить его: государь! потерпи на мне, и я все тебе заплачу. Милостивый царь сжалился над ним, простил ему весь долг и отпустил его. Человек же тот, вышедши от царя, увидел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, (т. е. всего лишь только 20 рублей). Он схватил товарища и начал душить его, говоря: «отдай мне, что ты должен». Товарищ его упал к его ногам, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе». Но тот не захотел ждать, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Когда Царь узнал, от товарищей пострадавшего о жестокости этого человека, то призвал его к себе и сказал ему: «злой раб! весь долг твой я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, царь отдал его истязателям, (т. е. людям, на которых лежала обязанность наказывать преступников), пока не отдаст всего неоплатного долга своего».

Закончив притчу, Иисус Христос сказал: «так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца ближнему своему согрешений его».

В этой притче под царем разумеется Бог. Под человеком, который так много должен был царю, разумеемся мы, люди. Под долгом – грехи наши. Под товарищем должника разумеются те люди, которые в чем-нибудь виновны пред нами (наши должники).

Из этой притчи видно, что всякий, кто бывает злым на ближних своих за какие-нибудь их проступки и не хочет прощать их, тот не заслуживает (недостоин) помилования от Бога.


 

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

16. О прощении обид и притча о немилосердном должнике

(Мф. XVIII, 21-35; Лк. XVII, 3-4)

Наставление Господа о прощении согрешившего и покаявшегося брата вызвало вопрос Петра, сколько раз прощать брату. Вопрос этот объясняется тем, что, по учению иудейских книжников, прощать можно только три раза. Желая превзойти ветхозаветную праведность и думая показаться великодушным, Петр спрашивает, достаточно ли будет прощать до семи раз. На это Христос ответил, что прощать нужно до седмижды семидесяти раз, т.е. прощать нужно всегда, неограниченное число раз. В пояснение этой необходимости всегдашнего, беспредельного всепрощения Господь рассказал затем притчу о милостивом царе и немилосердном должнике. В этой притче Бог представляется под образом царя, которому его рабы должны известные суммы денег. Так и человек является должником перед Богом, потому что не творит добрых дел, которые обязан творить, а вместо того, согрешает. «Сосчитаться» значит требовать уплаты долга, что изображает собою в притче требование Богом отчета от каждого человека на Страшном Суде, а отчасти и на частном суде до смерти каждого человека. Должник, который имел долг «тму талант», т.е. десять тысяч талантов, обозначает каждого человека грешника, который перед лицом правды Божией является неоплатным должником. 10.000 талантов – громадная сумма: еврейский талант равнялся 3000 священных сиклей, а сикль соответствовал нашим 80 коп. серебром, след., талант равнялся нашим около 2.400 рублей серебром. Число определенное поставлено здесь, конечно, вместо неопределенного. Сообразно с законами Моисеевыми – Лев. 25:39, 47, царь приказал продать этого неоплатного должника, но умилостивившись над ним, после его усердной мольбы, весь долг простил ему. Это – прекрасный образ милосердия Божия к кающимся грешникам. Прощенный, найдя своего клеврета, который должен был ему ничтожную, по сравнению с первой, сумму в 100 динариев (динарий около 20 коп.), стал душить его (по римским законам, заимодавец мог истязывать должника своего, доколе он не возвратит свой долг), требуя возвращения этого ничтожного долга. Он не сжалился над ним, несмотря на его мольбу потерпеть, и посадил его в темницу. Товарищи его, видевшие это и огорченные, обо всем этом рассказали царю. Царь прогневавшись на злого раба, призвал его к себе и, сделав ему строгий выговор за то, что он не последовал его примеру в великодушии к своему должнику, отдал его истязателям, пока он не отдаст ему своего долга, т.е. навсегда, ибо он никогда не будет в состоянии заплатить столь большой суммы (грешник спасается единственно милосердием Божиим, сам же он никогда своими собственными силами не в состоянии удовлетворить правосудию Божию, как должник неоплатный). Смысл притчи кратко выражен в последнем 35 стихе: «тако и Отец Мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их». Этою притчею Господь желает нам внушить, что все мы так много согрешаем, что являемся пред Богом неоплатными должниками; грехи наших ближних против нас столь же незначительны, коль незначительна сумма в 100 динариев, по сравнению с громадной суммой в десять тысяч талантов; однако, Господь, по безграничному милосердию Своему, прощает нам все наши грехи, если мы, в свою очередь, обнаруживаем милосердное отношение к ближним и прощаем им их грехи против нас; если же мы оказываемся жестокими и немилосердными к нашим ближним и не прощаем их, то и Господь не простит нас, а осудит на вечные мучения. Эта притча является прекрасным наглядным разъяснением прошения молитвы Господней: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Наставление Иисуса Христа ученикам

(Мф. 18:1-35; Мк. 9:30-55; Лк. 9:46-50; 17:1-4)

… Утвердив снова за учениками данное им прежде право отпущения и удержания грехов и научив находить успех молитвы в единодушии молящихся, Иисус Христос на вопрос Петра: должно ли прощать согрешающему брату до семи раз? — отвечал, что должно прощать не только до семи раз, но до седмижды семидесяти раз, то есть неопределённое число раз, или вернее всегда — показывая тем, что прощение грехов близкому есть постоянная и непременная наша обязанность, как доказательство нашей любви к близкому и как одно из условий, при соблюдении котораго мы сами можем надеяться на получение от Бога прощения наших грехов. Нагляднее Иисус Христос выразил это в притче о человеке, получившем от своего царя прощение долга в 10 тысяч талантов, и не простившем своему должнику небольшого долга в 100 динариев, и за то подвергшемся взысканию своего долга, уже прощённаго царём.

… 7. Как важно единодушие — признак и следствие взаимной любви — показывают слова Иисуса Христа, что всякая просьба от лица двух или трёх человек будет услышана Отцом Небесным и что во всяком собрании из двух или трёх человек Он Сам будет присутствовать.

Запись опубликована в рубрике 93. Учение о прощении грехов ближнего, притча о немилосердном заимодавце, _Синопсис, До праздника Кущей, Кинолекторий, От третьей Пасхи до четвертой - Пасхи Страданий с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *