Мф. XIV, 3-5: 3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, 4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. 5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
Мк. VI, 17-20: 17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. 18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. 19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. 20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
Лк. III, 19-20: 19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, 20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
4. Заключение св. Иоанна в темницу
(Мф. XIV, 3-5; Мк. VI, 17-20; Лк. III, 19-20)
Вскоре после этого Иоанн был схвачен и заключен в темницу за то, что обличал незаконное сожительство царя Ирода Антипы с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Об этом повествуют нам только первые три Евангелиста. Ирод Антипа, сын Ирода Великого, совершившего избиение Вифлеемских младенцев, управлял Галилеей и Переей. Будучи женат на дочери аравийского царя Ареты, он вступил в любовную связь с Иродиадой, недовольной своим браком с Филиппом, которая открыто перешла жить в его дворец, удалив оттуда законную жену Ирода. Оскорбленный за свою дочь Арета начал войну против Ирода. Ирод сам должен был отправиться в крепость Махеру к востоку от Мертвого моря, где принял начальствование над войсками. Там он услышал об Иоанне, как о пророке, привлекающем к себе множество народа, и, рассчитывая найти в нем поддержку для себя, послал за ним. Но вместо поддержки он услышал от Иоанна неприятное для себя обличение: «не подобает тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Эти слова в особенности раздражили против него Иродиаду, которая употребляла все свое влияние, чтобы побудить Ирода убить Иоанна. Но Ирод, опасаясь народа, не решился умертвить Иоанна, а только заключил его в крепость Махеру. По свидетельству Евангелиста Марка, Ирод даже уважал Иоанна, как мужа праведного и святого, многое делал, слушаясь его. Видимо, как все слабохарактерные люди, он входил в сделки со своей совестью, надеясь некоторыми добрыми делами, предпринимаемыми по совету Иоанна, загладить свой главный грех, против которого особенно вооружался Иоанн. Он даже с удовольствием слушал Иоанна, но от греха своего не отставал, и в конце концов, в угоду злой Иродиаде, лишил его свободы. Так окончилось служение Иоанна, последнего из ветхозаветных пророков.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Заключение Иоанна Предтечи в темницу
(Мф. 14:3-5; Мк. 6:17-20; Лк. 3:19-20=Ин. 3:24)
Дело приготовления к принятию Мессии, начатое Иоанном, было уже почти кончено. Проповеданный им Мессия явился и уже начал Свою проповедь. Сам Иоанн свидетельствовал, что ему надлежало теперь умаляться. Промысл положил к тому и внешния причины. Ирод Антипа, живший в незаконной связи с женою ещё живаго брата своего — Ирода Филиппа, Иродиадою — обличаемый Иоанном, заключил его в темницу в крепость Махерунт (в 60 стадиях от Иордана), где он впоследствии и был умерщвлён. Если же Ирод не сразу умертвил Иоанна, то потому, что, как передают евангелисты, опасался возмущения народа, который чтил Иоанна как пророка.
Примечание. Иосиф Флавий (Древн. 18:5,1-4) разсказывает, что Иоанн призывал Иудеев к добродетели и благочестию, и употреблял крещение, как внешний знак очищения души правдою. Причиной заключения Иоанна в темницу Иродом Флавий полагает то, что к нему стекались толпы народа, так что Ирод опасался народнаго возстания. Но очевидно, что это не могло быть причиною заключения Иоанна в темницу, так как, по словам того же Флавия, он был добродетельный муж и в его проповеди ничего не было политическаго. Сам Флавий говорит, что многие из народа считали поражение войска Ирода — в сражении с Аретой, царём Петры Аравийской и тестем Ирода, мстившим Ироду за удаление дочери его и взятие в жены Иродиады — наказанием Божиим за умерщвление Иоанна.