Мф. XI, 1-19: 1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их. 2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? 4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6 и блажен, кто не соблазнится о Мне. 7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? 8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. 9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. 10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. 12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. 14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. 15 Кто имеет уши слышать, да слышит! 16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, 17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. 18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. 19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.
Лк. VII, 18-35: 18 И возвестили Иоанну ученики его о всём том. 19 Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? 20 Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам? 21 А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. 22 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; 23 и блажен, кто не соблазнится о Мне! 24 По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? 25 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. 26 Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. 27 Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его. 29 И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; 30 а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него. 31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? 32 Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. 33 Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. 34 Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. 35 И оправдана премудрость всеми чадами ее.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
11. Посольство от Иоанна Предтечи к Господу Иисусу Христу и свидетельство Господа об Иоанне
(Мф. XI, 2-19; Лк. VII, 18-35)
Св. Иоанн Креститель не мог сомневаться в Божественном достоинстве Господа Иисуса Христа (см. Иоан.1:32-34). Тем не менее, он посылает двух учеников своих, находясь уже в темнице, ко Иисусу Христу с вопросом: «Ты ли еси грядый или иного чаем?» Ответ на этот вопрос нужен был не Иоанну Крестителю, а ученикам его, которые, слышав многое о чудесах Господа, недоумевали, почему же Он не провозглашает Себя открыто Мессиею, если Он действительно Мессия. Но Господь не дает на этот вопрос прямого ответа, ибо с именем Мессии у евреев были связаны надежды на земную славу и величие. Только тот, в ком душа была очищена от всего земного учением Христовым, мог и достоин был слышать и знать, что Иисус воистину есть Мессия-Христос. Поэтому, вместо ответа, Он, как бы ссылаясь на пророчество Исайи (35:2-6), обращает их внимание на совершаемые Им чудеса, как на доказательство Своего Божественного посланничества и прибавляет: «Блажен, кто не соблазнится о Мне», т.е. не усумнится в том, что Я — Мессия, видя Мой уничиженный вид. Дабы кто-либо не подумал, что сам Иоанн сомневался о Иисусе, Господь, по отшествии учеников его, стал говорить народу о высоком достоинстве и служении Иоанна, как величайшего из всех пророков «Мний же во Царствии Небеснем болий его есть» — слова, указывающие на превосходство христианства над высочайшей ветхозаветной праведностью. «От дней Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е. Вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша». Здесь «закону и пророкам», т.е. ветхозаветной Церкви, противопоставляется Церковь Христова новозаветная. С Иоанном, стоявшим на рубеже двух заветов, закончился имевший лишь временное предуготовительное значение Ветхий Завет, и открылось Царство Христово, куда входят все, употребляющие для этого усилие. Основываясь на пророчестве Малахии 4:5, относящемся несомненно ко второму пришествию Христову, евреи ждали перед приходом Мессии пророка Илию. Но про Иоанна Малахия пророчествовал лишь как про Ангела, который приготовит путь Господу (3:1). Ангел же, предрекший Захарии рождение Иоанна, сказал, что он «идет пред Господом духом и силою Илииною», но не будет самим Илиею. Сам Иоанн на вопрос иудеев: «Илия ли еси ты?» отвечал: «Несмь». Смысл слов Христовых: «И аще хощете прияти, той есть Илия хотяй прийти» таков: «если вы понимаете буквально пророчество Малахии о пришествии Илии перед пришествием Мессии, то знайте, что тот, кому должно придти перед Мессией, уже пришел: это — Иоанн. Отнеситесь с особым вниманием к этому моему свидетельству об Иоанне: «Имеяй уши слышати, да слышит». «Кому уподоблю род сей», т.е. книжников и фарисеев? Они подобны капризным своенравным детям, которым никак не могут угодить их товарищи. Фарисеям и книжникам, ждавшим Мессию, как великого Царя-Завоевателя, не мог угодить призывавший их к печали и сокрушению о своих грехах великий постник Иоанн; но не мог им угодить и Иисус Христос, Который в противоположность Иоанну, чтобы спасти грешников, не отказывался разделять с ними трапезу. «И оправдися премудрость от чад своих». Эти слова так объясняет бл. Феофилакт: «Когда уже, говорит Христос, ни Иоаннова, ни Моя жизнь не нравится вам, и вы отвергаете все пути спасения, то Я — Премудрость Божия — оказываюсь правым не пред фарисеями, а пред чадами Своим. Эти «чада премудрости» — простой иудейский народ, кающиеся мытари и грешницы, уверовавшие во Христа и всем сердцем принявшие Его Божественное учение: они «оправдали» Бога и премудрость Его, т.е. показали на себе, что Господь верно и премудро устроил спасение людей. Им открылась премудрость Божия, недоступная гордым фарисеям.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу, свидетельство Господне об Иоанне и обличение неверующих городов
(Мф. 11:1-30; Лк. 7:18-35; 10:13-22)
Посланный свидетельствовать о свете, Иоанн не переставал свидетельствовать об Иисусе Христе и находясь в темнице. Но ученики его — разделявшие плотские взгляды своих современников на Царство Мессии — недоумевали о том, идти ли им за крестившимися у их учителя или ожидать иного Мессию, сообразнаго с их плотскими мечтами.
Иоанн, услышав о многих чудесах, совершаемых Иисусом Христом, и желая дать своим ученикам последнее, как бы наглядное свидетельство о проповеданном им Христе, посылает двух из них из темницы к Иисусу с вопросом: Ты ли еси грядый*, или иного чаем? Вместо ответа Иисус Христос совершил перед посланными несколько чудес и повелел им сказать Иоанну: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, и нищим благовествуется (или, как в некотором издании, нищие благовествуют). И блажен, кто не соблазнится о Мне.
По отшествии же посланников Иоанна, Иисус свидетельствовал об Иоанне перед народом как о величайшем из пророков, как о предтече, или Илии — посланном уготовать путь перед Мессией, как о величайшем из рождённых жёнами человеке, и обличил современный род Иудеев, который, удостоившись чести видеть двух величайших людей на Земле, в приёме их выказал совершенно детския понятия: Иоанна — величайшаго постника и строгаго подвижника — считал бесноватым, а Мессию, не ведущаго такой строгой жизни, считал другом грешников и мытарей — то есть равным им грешником…
1. Вопрошение Иоанном Иисуса происходило не от того, что Иоанн сам не знал, кто таков Иисус Христос, или что он усомнился в своём прежнем веровании в Него, как думают некоторые толкователи, и не для того, чтобы возбудить Иисуса Христа к объявление себя Мессией в смысле народном; но — как утверждает Златоустый и в чём согласны все лучшие толкователи — для уверения своих учеников в действительности мессианскаго значения Иисуса Христа. Они неоднократно вступали в спор с учениками Его (Ин. 3:25) и, когда Иоанн указывал на полученное им откровение о месиаанском значении Его (Ин. 1:33), они — ослеплённые общими их современникам предрассудками — не соглашались признать в лице Иисуса Христа Мессию и, вероятно, требовали доказательств, за которыми Иоанн и отправил их к Самому Иисусу, а Иисус представил им оные в Своих чудесах.
Однако, чтобы кто не подумал, будто вопрос происходил от сомнения самого Иоанна, Иисус Христос — впрочем, только по уходе учеников Иоанновых — указал народу на высокий характер и служение Иоанна.
Он говорил, что Иоанн не может колебаться от всякаго ветра сомнений, как трость в пустыне, что как строг он в своём образе жизни, в одежде, так строг и в своих суждениях, что он не пророк только, но выше пророков, или, как называет его Малахия (3:1), Ангел лица Господня, то есть ближайший к Самому Господу, предтеча Его. По этому своему значению и назначению, Иоанн является и большим из всех рожденных женами, как завершивший собою период естественнаго развития и возрастания Человечества и приготовления людей к принятию Мессии.
Но в Новом Завете, в Царстве Небесном — к которому принадлежат рождённые не от крови и плоти, но от Бога — и меньший будет больше, чем Иоанн, то есть, как ни велик Иоанн сравнительно с предшествовавшими ему пророками Ветхаго Завета, но меньший из провозвестников Новозаветной Церкви имеет гораздо высшая понятая о религии, чем самый величайший пророк Ветхозаветной Церкви — Иоанн. И понятно, почему: до Иоанна закон и пророки только предвещали наступление будущаго Царства Небеснаго на Земле; а от дней Иоанна оно уже усиленно возвещается (βιάβεται — Лк. εύαγγελίβεται), и нуждницы (βιασταί = употребляющие усилия к преодолению препятствий) восхищают его. Поэтому Иоанна, о котором было предвозвещено, что он придёт перед явлением Мессии, справедливо можно назвать Илией, хотя на самом деле он не был Илия.
2. Называя Иоанна большим от рожденных женами, Иисус Христос указывал на плотское рождение и обыкновенное, Человеческое, величие Иоанна, как пророка, как провозвестника Небеснаго Царства, и тут же для определения истиннаго величия прибавил: «мний в Царствии Божии — болий его есть». Этот мний (о μικρότερος), по мнению Златоустаго, Илария, Феофилакта, Евфимия Зигабена, есть Иисус Христос, как пришедший после Иоанна и как почитаемый таковым у учеников Иоанновых; но этот малейший (о̉ μικρότερος — лицо определённое) больше в Царствии Божием, чем самый величайший из пророков, потому что Он и основатель и глава этого Царства. Подобно сему и слова: «в рожденных женами болий» — понимаемая в смысле «всех людей» — не касаются Иисуса Христа, как рожденнаго не женой, но Девой, и притом от Духа Святаго.
3. Свидетельство об Иоанне Иисус Христос закончил словами: имеяй уши слышати да слышит. Произнесением сих слов Он приглашает народ не подражать фарисеям и законникам, которые отвергли волю Божию о себе, не приняв крещения Иоаннова (Лк. 7:30). Он говорит, что этот род никем недоволен; посему его можно уподобить детям, которые, разделившись на две партии, устраивают такую игру, что когда одни поют весёлыя песни, другие плачут, или когда плачут, те смеются (Кирилл Александрийский, Феофилакт). Так и род сей: когда пришёл Иоанн ни ядый, ни пияй, и глаголете: беса имать; прииде Сын Человеческий, ядый и пияй, и глаголете: сей человек ядца и винопийца, друг мытарем и грешником. И оправдися премудрость от чад своих; то есть Божественная Премудрость оказывается правой перед чадами, перед почитателями своими. Никто не может упрекнуть её в том, что она неправильно поступает с чадами своими относительно призвания к Царствию Божию; потому что перед избранным для того народом являются провозвестники Царствия, самаго противоположнаго характера, каковы, например, Иоанн и Иисус Христос — и между тем Иудеи ни того, ни другого не приняли. Впрочем, выражение: и оправдана премудрость чадами ея (εδικαιώθη ή σοφία) в отношении к лицу Иоанна и Иисуса Христа, может означать, что их поведение оправдано (=подтверждено, одобрено) теми, которые принимают (и понимают) их учение=чадами их. Но также премудрость Божия подвергается нареканию у мнимых чад ея=Иудеев, не принявших ни Иоанна, ни Иисуса (тогда: ‘εδικαιωθη=осуждается, порицается)…