Мф. X, 1-42: 1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. 5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6 а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7 ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. 9 Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10 ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. 11 В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12 а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13 и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. 14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. 16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. 17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. 19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20 ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. 21 Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. 23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. 24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? 26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. 27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. 28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. 29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю безволи Отца вашего; 30 у вас же и волосы на голове все сочтены; 31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. 32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. 34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36 И враги человеку — домашние его. 37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. 39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. 40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. 42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Мк. VI, 7-13: 7 И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. 8 И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, 9 но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. 10 И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. 11 И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. 12 Они пошли и проповедовали покаяние; 13 изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.
Лк. IX, 1-6: 1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, 2 и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. 3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; 4 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь впуть. 5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. 6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
25. Христос посылает двенадцать Апостолов на проповедь
(Мф. X, 1-42; Мк. VI, 7-13; Лк. IX, 1-6; XII, 11-12)
Жалея все эти массы народа, не имеющего пастырей, и не имея возможности всех всегда водить за Собой, Господь посылает на проповедь им Своих учеников. Это послание отличается от того, которое последует по воскресении Христовом. Тогда Господь пошлет Апостолов во весь мир, проповедовать Евангелие «всей твари» и, научая все народы вере во Христа, вводить их в Его Царство чрез таинство крещения. Теперь Господь посылает их только к «погибшим овцам дома Израилева», т.е. к одним евреям. Он повелевает Апостолам при этом проповедовать лишь «приближение Царства Небесного», но еще не вводить в это Царство. Это – проповедь предуготовительная, ибо Апостолы еще не облеклись «силою Свыше», данной им впоследствии через сошествие Утешителя – Духа Святаго. Господь посылает Апостолов по два, как для того, чтобы они могли поддерживать друг друга, так и для того, чтобы евреи больше верили их свидетельству, ибо закон Моисеев гласил, что свидетельство двух есть истинно (Иоан. 8:17; Втор. 19:15). Зная, что от Апостолов будут требовать знамений, как доказательств истинности их проповеди, Господь дал им власть над нечистыми духами и силу творить чудеса исцелений и воскрешения мертвых. Ради успеха проповеди предостерегает их от сребролюбия и от всякой заботы о пище, одежде и жилище, — говоря, что «делатель достоин мзды своея», и, следовательно, Бог не допустит, чтобы служители Его, отрекшиеся от всякой заботы о себе, ради вверенного им служения, были лишены необходимого для жизни. В каждом городе или селении они должны останавливаться лишь в таком доме, пребывание в коем не могло бы вызвать на них нареканий, чтобы, как говорит бл. Иероним, «недоброю славою принявших Апостолов не посрамить достоинства самой проповеди», и не переходить из дома в дом, как свойственно людям легкомысленным. «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему!» Это было обычное у евреев приветствие, но желать мира это еще не значит – дать мир. Поэтому Господь поясняет, что их желание мира действительно принесет мир тому дому или тому городу, где примут их радостно и с чистым сердцем; в противном случае это приветствие останется без плода, «и мир ваш к вам возвратится».
А если кто откажет Апостолам в гостеприимстве, они должны отрясти прах от ног своих. Евреи думали, что самая земля и пыль, по которой ходят язычники, нечиста, и ее надо отрясать. Давая такое повеление, Христос хотел сказать, что такие евреи подобны язычникам; что «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской», этим городам, наказанным за свое крайнее нечестие и разврат, «в день суда, нежели городу тому» – что отвергшие проповедь о Христе, как положительный закон Божий, преступнее тех, которые, не получив положительного закона Божия, отвергли лишь требования естественного закона совести, не столь ясного и категоричного.
Господь посылает Своих Апостолов первоначально только к евреям потому, что евреи были избранным народом Божиим, которому был обещан Мессия еще ветхозаветными пророками, и среди которого Он и явился. Далее следуют наставления, относящиеся к Апостольскому служению вообще. Господь предупреждает Апостолов о тех опасностях, которым им придется подвергаться: говорит, что они будут чувствовать себя столь же беззащитными, как овцы, окруженные кровожадными волками. «Будите убо мудри, яко змия», т.е. будьте осторожны, не подвергайте, без крайней необходимости, жизнь свою опасности, распознавайте, где надлежит сеять слово Божие, а где воздержаться от этого, по заповеди: «не давайте святыни псам», сами же «будите цели, яко голубие», т.е. таковы, чтобы никто не мог вас упрекнуть в чем-либо предосудительном. Господь предрекает, что Апостолам придется свидетельствовать о Нем и перед владыками и царями, имея в виду не это их временное посольство, а будущую их всемирную уже апостольскую деятельность, и подвергнуться многим преследованиям со стороны неверующих. Не следует тревожиться и предаваться раздумью, что и как говорить на суде в таких случаях, ибо Св. Дух сам будет внушать необходимые слова. Ненависть к евангельской проповеди и к проповедникам и исповедникам ее будет столь сильна в людях мира сего, названных выше волками, что перед ней не устоят самые крепкие и священные для человека узы родства.
Все это точно исполнилось в эпоху гонений на христиан, когда действительно брат брата предавал на смерть, и когда все истинные последователи Христовы испытали на себе самую лютую и бесчеловечную ненависть врагов христианства. Выдержавший до конца, т.е. до смерти, все эти гонения и не отрекшийся от Христа «спасется», т.е. достигнет вечного блаженства в Царствии Небесном. Апостолы не должны сами неосмотрительно жертвовать своею жизнью, нужною для спасения столь многих, а потому, если их гонят в одном городе, им не возбраняется бежать в другой. «Не имате скончати грады Израилевы, дондеже приидет Сын Человеческий» – в параллельном этому месте добавлено: «во Царствии Своем»; здесь речь идет не о втором славном пришествии Христовом на суд при кончине мира. Пришествие Иисуса Христа во Царствии Своем есть то же, что открытие этого Царства, а открытие Царства Христова совершилось Его воскресением и ниспосланием Св. Духа на Апостолов, после чего они пошли уже во весь мир с проповедью об открытии этого Царства.
Следовательно это изречение Господа имеет такой смысл: «Вы не успеете обойти с проповедью о приближении Моего Царства всю Палестину, как уже наступит час открытия Моего Царствия через Мои страдания, воскресение из мертвых и ниспослание Духа Святаго».
Отправляя Апостолов на эту предварительную проповедь, которая могла быть полезна и им самим, как «некоторое училище ратоборства, в котором они приготовили бы себя к подвигам евангельской проповеди в целом мире», по выражению св. Златоуста (Толк. на Матф. 32), Господь указывает им на краткость времени, находящемся в их распоряжении, ибо уже приближается час Его крестных страданий и отхода из этого мира. За свой труд Апостолы не должны ожидать почестей, а наоборот должны быть готовы к оскорблениям, ибо, если евреи Самого Господа грубо поносят, называя Его Веельзевулом, то тем более будут поносить Его учеников – «Несть ученик над учителя своего, ниже раб над господина своего». «Не убойтесь убо их», т.е., когда они будут клеветать на вас, «ничтоже бо есть покровено, еже не открыется», т.е. их вера и невинность со временем откроются ясно. «Еже глаголю вам во тьме, рцыте во свете, и еже во ушы слышите, проповедите на кровех» – то, о чем Я беседовал с вами наедине и в небольшом углу Палестины, вы должны будете проповедовать по всему свету, всенародно, с кровель домов. Апостолы не должны бояться «убивающих тело, души же не могущих убить», ибо без воли Божией ничего с ними не случится, так как промысел Божий простирается на все – даже на малых птиц и на волосы на голове человека. «Не две ли птицы ценятся единым ассарием» – указание на малоценность, как бы ничтожность этих птиц, ибо «ассарий» – 1/10 часть динария, или около 2 копеек. Кто не взирая на клевету и гонения, будет твердо исповедовать Христа перед людьми, Того и Христос исповедует, как Своего верного раба, на суде Отца Небесного, а кто отвержется Христа, от того и Он тогда отречется. «Не приидох воврещи мир, но меч» – надо понимать, конечно, не буквально, а в том смысле, что несогласия и вражда между людьми является необходимым следствием пришествия Господа на землю, так как злоба людей поднимет ожесточенную вражду против Царства Божия, его проповедников и последователей. «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» и т. д. означает, что для служения Христу надо жертвовать всеми земными привязанностями, даже семейной любовью. «И иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин» – образ взят от римского обычая, по котором осужденные на Распятие сами должны были нести свой крест До места казни – это значит, что мы, сделавшись учениками Христовыми, должны во Имя Его переносить всякие испытания и страдания, даже самые тяжкие и унизительные, если и такие угодно будет Богу послать нам. «Обретый душу свою, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» – кто блага земной жизни предпочитает благам Царства Небесного, кто жертвует будущими благами ради благ земных, кто идет даже на отречение от Христа, чтобы только сберечь свою земную жизнь, тот погубит свою душу для жизни вечной; а кто жертвует ради Христа всем, вплоть до самой жизни своей, тот сбережет свою душу для жизни вечной.
Наставляя и утешая Апостолов, Господь Иисус Христос упомянул и о той награде, какая ожидает всех, которые примут их во Имя Его: «Иже вас приемлет Мене приемлет: а иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя». Дальнейшие слова значат, что кто примет Апостолов, как пророков или как праведников, тот получит награду, какую получат пророк или праведник; кто даже напоит учеников Христовых, томимых жаждою, хотя бы чашей холодной воды, и тот не останется без награды.
Окончив наставления 12-ти Апостолам, Иисус пошел проповедовать по городам Галилеи, а Апостолы, разделившись по два, пошли по селениям, «проповедуя покаяние. Они изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли». Из ответа их на вопрос Господа, заданный им уже на Тайной вечери (Луки 22:35), видно, что они во время этой проповеди своей не имели нужды ни в чем необходимом. По-видимому, они собрались вновь все к Господу, когда Он узнал о смерти Иоанна Крестителя.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Отправление Апостолов на проповедь
(Мф. 10:1-42; Мк. 6:7-13; Лк. 9:1-6)
Укрепив 12 избранных учеников Своих в вере в Себя, открыв им тайны Царствия Божия (Мф. 13:11), основываемаго Им на Земле, Иисус Христос посылает их по два к погибшим овцам дома Израилева проповедовать приближение Царства Небеснаго и, в доказательство наступления его и разрушения царства диавола и греха, повелевает им исцелять все недуги и изгонять бесов, для чего даёт им власть над духами нечистыми. Как посланники Небеснаго Царя, как Раздаятеля высших благ и высших прав, они должны были подавать эти блага туне и не должны были заботиться ни о чём земном, необходимом для них, как для земных путников.
При входе в город или селение они должны были отыскивать достойных людей и возвещать им и через них мир. Но при этом они не должны забывать, что являясь овцами среди волков и соблюдая меры благоразумной осторожности в случаях гонений на них, они не должны ничего опасаться за себя и за своё дело: Дух Отца Небеснаго будет глаголать в них в затруднительных случаях, и Бог Отец не попустит даже и одному волосу упасть с головы их. Впрочем, если бы кому пришлось исповедать свою любовь к Иисусу Христу, тот удостоится величайшей награды от Отца Небеснаго и, напротив, отрёкшийся от Христа будет отвергнут Им перед Отцом Небесным.
Отсюда естественно выходит, что любовь к Богу должна быть выше всякой любви, и что кто примет их, не потеряет награды своей.
Апостолы, как замечают евангелисты, пошли и проповедовали покаяние, указывая в нём средство для вступления в Царство Божие, и исцеляли больных, помазуя их маслом, чем доказывалось наступление этого Царства.
В посольстве Апостолов на проповедь и в даровании им полной власти над духами нечистыми и над болезнями сказалось высочайшая власть Самого Иисуса Христа и превосходство Его перед всеми ветхозаветными пророками. Он не только Сам проповедует и совершает чудеса, но и другим даёт эту власть, и они действуют во имя Иисуса Христа и притом в такой силе и обширности, как ни один из пророков, бывших до Него.
В наставлениях, данных Апостолам, при отправлении их на проповедь, Иисус Христос показал не только предвидение проницательнаго Учителя, предугадывающаго, что с ними может случиться, но полное предопределение их судьбы, основанное на Божественном ведении свойств мира, в который они шли, и действия проповедуемаго ими слова, которое, будучи живым и действенным, как обоюдоострый меч, должно пройти в каждом человеке до разделения души и тела, членов и мозгов (Евр. 4:12), и даже в семействах произвести разделение, которое должно кончиться враждой самых ближайших членов семьи к тем, которые примут это слово.
Но тем не менее, ни затруднения в ответах перед судилищами, ни гонения Иудейских синагог и языческих властей, ни вражда родных, ни любовь к ним и к собственной жизни — не должны быть для Апостолов препятствием к проповеданию, а для мира к слушанию их слова, если ни те, ни другие не хотят лишиться высочайшей награды от Отца Небеснаго.
Как Царство Божие первоначально должно было открываться в народе израильском — для того избранном и подготовлявшимся — так и проповедь о приближении сего Царства должна была быть предложена сынам Царствия, а потом уже от них, через них и после них, прочим народам. Посему, как Сам Иисус Христос говорит, что Он нестъ послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева (Мф. 15:24), так и ученикам Своим повелевал на путь язык не ити и во град Самарянский не входити, но ити паче ко овцам погибшим дому Израилева.
Сие запрещение проповедовать язычникам и Самарянам объясняется:
а) Недостаточностью подготовки самих проповедников, не убо бе пришёл в мир Дух Святый, Его же хотяху приимати верующии во Имя Его (Ин. 7:39); и Который должен был научить учеников и наставить их на всякую истину (Ин. 16:13;)
б) Трудностью проповеди язычникам — не подготовленным откровениями, обетованиями и пророчествами к пониманию тайны воплощения Сына Божия — и Самарянам, ослеплённым предубеждениями против Иудеев (Лк. 9:52,53=Ин. 4);
в) в особенности же предубеждениями самих Иудеев против язычников и Самарян (Ин. 7:35 и беседа с Самарянкой Ин. 4), из опасения, чтобы сами Иудеи не отвергли проповедников, если бы узнали, что они ходят к отверженным, по их мнению, язычникам и нечистым Самарянам.
Как проповедники мира и любви, Апостолы и продолжатели их дела должны при входе в город или селение приветствовать благословением мира, хотя и обычным у Иудеев, но только у проповедников Евангелия получившим своё настоящее значение, так как они только вносили в душу человека мир с самим собой и примирение с Богом. Но если приветствуемый не был достоин мира, то мир возвращался к Апостолам, то есть мирное благожелание оставалось недействительным, как бы возвращалось к благожелателям. Но самое большее наказание тем, кои не приняли Апостолов, было удаление их от негостеприимнаго дома или города и отрясение праха от ног их, как бы во свидетельство того, что между ними и отвергшими их нет ничего общего.
Следствием же такого удаления должна была быть столь печальная участь, какая не постигла даже отверженные города Содом и Гоморру. Участь эта настолько несчастна, насколько Апостолы выше Лота — проповедника покаяния отверженным городам, и насколько условия узнания истины у Иудеев выше таких же условий в погибших городах.
Апостолы не должны брать с собой в путь ничего, кроме посоха, то есть дорожной палки (Мк. 6:8) — жезла же, символа власти и чести, который может служить для нападения или защищения, не должны брать (Мф. 10:10).
Посланники Евангелия должны отличаться свойствами, которыя ставили бы их выше мира, среди котораго они посланы проповедовать, и которые обезпечивали бы успех самой проповеди. Так как люди враждебно должны были отнестись к ним — быть для них волками — то Апостолы, в противоположность им, должны отличаться кротостью и незлобием, как и Сам их Учитель (Мф. 11:29), быть овцами среди волков. Но при этом они должны быть благоразумными или мудрыми, как змеи, и невинными, или простыми незлобивыми — как голуби, чтобы, как замечает блаженный Иероним, по благоразумию избегать коварства, а по простоте не делать зла. Мудрость без простоты может превратиться в хитрость или коварство; простота без мудрости — в наивность.
Змея поставляется в пример благоразумия, потому, как объясняют толкователи, что она в минуты опасности всем своим телом закрывает свою голову от ударов; или же потому, что каждую весну, как бы при начале новой жизни, она сбрасывает с себя ветхую кожу и является в обновлённом виде. По сему подобию, Апостолы должны употреблять все силы для защиты своей веры в Иисуса Христа — Главу Церкви — и совлекаться ветхаго человека для начала новой жизни. Невинность же голубей ставится в пример, потому что, — по замечанию толкователей, — голуби отличаются постоянством взаимной привязанности и отсутствием всякаго чувства хищничества в отношении к добыванию себе корма и враждебности к другим особям своей породы, тогда как такая враждебность часто замечается между самыми кроткими из птиц.
Посылая учеников на проповедь, Иисус Христос не определяет ни пространства, которое они должны были обойти, ни времени, какое они должны были употребить на это обхождение городов Израилевых. Но конечный предел времени означен пришествием Самого Сына Человеческаго в Царствии Своём: не имате скончати грады Израилевы, дондеже приидет Сын Человеческий. Но о каком пришествии здесь речь? Так как посольство Апостолов на проповедь было временное — пробное — и должно было окончиться еще при жизни Спасителя, то и обещаемое пришествие Его было лишь откровением славы Его, торжественным явлением Его народу Израильскому.
Таким явлением, конечно, было Воскресение Его из мертвых. И потому смысл этого обещания Иисуса Христа будет такой: Вы ещё не успеете обойти всех городов Израильскаго царства, как наступит время торжественнаго проявления Божества Сына Человеческаго в страдании, смерти и Воскресении Его.
В виду же того, что в проповеди Апостолов предъизображена Иисусом судьба проповедников всех времён, то в пришествии Сына Человеческаго можно видеть и Второе Славное Пришествие Его на Суд над неправедными гонителями.
И во-первых, это суд над Иерусалимом, который совершён рукой Римлян через 35 лет после крестной смерти Иисуса Христа, когда ещё Апостолы не успели обойти с проповедью всех городов Израиля, и во-вторых, Последнее Страшное Пришествие Иисуса Христа для Суда над всем Миром, когда проповедано будет Евангелие всей твари.
При изображении будущей участи учеников, Иисус Христос представляет им в пример Свою собственную участь и замечает, что по естественному порядку вещей: несть ученик над учителя своего, ниже раб над господина своего, то есть участь учеников Иисуса Христа не может быть лучше участи их Учителя: аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его (Мф.10:25). Третье утешение Апостолам в предстоящих им страданиях заключается в том что гонители, хотя бы простёрли свои гонения до убийства, не могут сделать им существеннаго вреда — то есть души не могут убить. И потому Апостолы должны бояться не их, но Бога, Который может и душу и тело ввергнуть в геенну огненную (Мф. 10;28=Иак. 4:12).
Проповедуемое Апостолами учение Евангелия — будучи само по себе учением любви и мира — должно было возбудить против себя самую ожесточённую борьбу со стороны тех элементов, которые всегда были враждебны любви и истине. Потому оно должно было произвести разделение между самыми ближайшими членами семейства, должно было внести в мир не мир, но меч.
Впрочем, это не означает, что само Христианство должно было обнажить меч для распространения и поддержки или защиты своего учения, как это случилось в магометанстве; но что против него будет поднят меч сильными мира сего. Христианство рождает не Савлов, но Павлов — не инквизиторов, но мучеников.
Важность и высоту Своего учения Христос определяет важностью Своего лица — конечно, как Единороднаго от Отца. В таком Своём достоинстве Он, как породивший человека, давший ему жизнь и определивший его участь, пришедший ныне для его спасения, а в конце веков имеющий прийти для суда над ним — Он выше всех и всего для человека и должен пользоваться самой высшей и сильнейшей его любовью — больше чем отец или мать, больше, чем самыя дорогия для человека существа на Земле. И потому, забывший о таком значении для него Его Творца и Искупителя и любящий родителей или детей больше, чем Христа, тот недостоин быть Его учеником и последователем, тот недостоин тех Небесных благ или наград, которыя уготованы Христом для любящих Его.
Вместе с любовью Сын Божий требует от верующих в Него взять крест свой и последовать за Ним. То есть, любящий Христа, подобно Ему Самому, ради Его и из подражания Ему, должен обречь себя на все страдания и лишения и быть готовым к терпеливому перенесению их. Иначе, он не будет достоин Христа, как не любящий Его.
Несение Креста составляет такую трудную обязанность, на исполнение которой не у всякаго достанет решимости; между тем исполнение её составляет одно из необходимых условий спасения, так что обретый душу свою — сберегающий жизнь свою, щадящий себя для настоящей временной жизни — погубит душу свою в будущей вечной жизни; и наоборот, иже погубит душу свою Мене ради, кто не пощадит и жизни своей для Христа, тот обрящет душу свою, обрящет для нее спасение в будущей жизни.
Первая проповедь Апостолов была о покаянии, как и Иоаннова, потому что они только уготовляли путь Христу и Его Евангелию, только изглаждали стропотная в пути гладки, только исправляли искривлённое, и притом лишь в Израиле, который давно подготовлялся к принятию Мессии. После совершения Иисусом Христом Дела Спасения, после сошествия Святаго Духа, они уже будут проповедовать и Евангелие (=радостную весть) о Спасителе и Спасении.
Евангелист Марк свидетельствует, что Апостолы, обходя города и селения Израильския с проповедью, мазаху масло многи недужныя и исцелеваху. Это ясное указание на употребление елея с молитвой и верой для исцеления больных, которое впоследствии послужило основанием для таинства Елеосвящения (=Иак. 5:14).