Мф. XIX, 27-30: 27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? 28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. 29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. 30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Мк. X, 28-31: 28 И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. 29 Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, 30 и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. 31 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Лк. XVIII, 28-30: 28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. 29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, 30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
54. Апостолы, оставившие все ради Христа, наследуют Жизнь Вечную
(Мф. XIX, 27-30; Мк. X, 28-31; Лк. XVIII, 28-30)
В связи с ответом Господа богатому юноше св. Апостол Петр от лица всех Апостолов предложил Господу вопрос, какая будет награда им за то, что они все оставили и последовали за Христом. Были они люди бедные и немногое имели – сети, уды, лодки да бедные жилища, но это немногое было их все, что они действительно оставили ради последования за Христом, и этим явили подлинное самоотвержение. Может быть, Апостолы сомневались, могут ли они стать совершенными при своей бедности. На это Господь успокоил их, сказав, что не только они, но и всякий, кто ради Него и Евангелия, оставит все, к чему привязан своей душой, получит великую награду и притом не только в будущей жизни, но еще и в этой земной жизни. Оставивший свой дом или родных получит во сто крат домов и родственников в лице истинных христиан и их жилищ. Действительно, в первые века христианства, во время гонений, это предречение Господа исполнялось буквально: все христиане составляли как бы одну семью, все были братья и сестры во Христе, и дом каждого из них был всегда открыт для каждого христианина, был для него как бы его собственным домом взамен оставленного ради Христа. Отрекшийся ради Христа и Евангелия от своего дома и своей семьи, вступал в дом каждого христианина, как в свой собственный и находил в нем для себя как бы новую семью: и отца, и мать, и братьев, и сестер, и детей. Но главная награда это, конечно, в веке грядущем – жизнь вечная. Под «паки бытием» разумеется обновление мира, которое откроется воскресением мертвых, всеобщим судом и преобразованием неба и земли. Тогда Апостолы будут участвовать в прославлении Богочеловека Иисуса Христа, принимая участие в суде Его над израильским народом и над всеми людьми свидетельством и ходатайством.
Евреи, как избранный народ Божий, считали себя «первыми» среди других рассчитывали быть первыми и в будущей жизни. Но Господь сказал, что многие из них, конечно, за неверие в Него, как Мессию, окажутся в будущей жизни последними, как покаявшиеся мытари и грешники, а также и язычники, окажутся первыми.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
О пути в Царствие Божие
(Мф. 19:16-30; Мк. 10:17-31; Лк. 18:18-30)
… богатый юноша, уже не далёкий от Царствия Божия и похваленный Иисусом Христом за своё строгое исполнение Закона, весьма опечалился при словах Иисуса Христа и удалился, потому что имел очень большое имение, с которым он не мог расстаться. Это удаление юноши дало Иисусу Христу повод указать ученикам, как трудно богатому войти в Царство Божие. «Удобнее, — сказал Он, — верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Когда же изумлённые ученики стали спрашивать Его: кто же при таких строгих требованиях может спастись? Иисус отвечал: невозможное для человека возможно Богу, и опять подтвердил Свои слова.
Апостол Пётр, глубже других понявший значение указываемаго Спасителем пути для достижения Царствия Божия и необходимости неоднократно требуемаго Им самоотвержения и всякаго рода лишений, спросил Иисуса: какая же награда будет нам, Апостолам, оставившим всё и последовавшим за Тобою? Иисус обещал им величайшую честь — какой только может удостоиться человек, именно: во Второе Пришествие Сына Человеческаго, когда Он приидет судить живых и мёртвых и воссядет на Престоле славы Своея, тогда воссядут и они на 12-ти престолах и будут судить 12-ть колен Израилевых.
Всем же другим последователям Своим, которые подобно Апостолам отрекутся от всего ради имени Его, Он обещал сторицею воздать за все лишения и дать им жизнь вечную. Но при этом Иисус Христос заметил, что как часто в жизни бывает, так и в деле спасения будет, что первые станут последними, а последние первыми; то есть первые по общественному положению, первые по призванию к Царствию (каковыми были тогда Иудеи), сделаются последними по времени вступления в Царствие Божие, или последними в Царстве Божием.
И наоборот, последние по общественному положению (мытари, грешники, язычники) сделаются первыми, будут предварять сынов Царствия на лоне Авраамовом. В приложении к самим Апостолам это было предостережение; чтобы они сами не думали, что, будучи первыми по времени званными в Царство Божие, они должны быть в нём первыми и по достоинству…
4) Всяк иже оставит дом или 6ратию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имене Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит. Это не значит, что спасение невозможно в семействе, в обществе, в мире, или при обладании имуществом, но — как говорит Климент Александрийский: «если у кого из нас есть неверующий отец или сын, или брат, и если кто-нибудь из них препятствует нам жить по вере и достигать жизни на Небе: то мы должны прервать с ним единение и общение… Будет ли говорить тебе богопротивное брат или сын, или жена, или кто-нибудь другой, пусть в лице твоём одержит победу Христос, ради тебя подвизающийся». (Из сочинения «Какой богач спасётся»)…