39. Ответ ученикам Иоанна о посте

Мф. IX, 14-17: 14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? 15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. 16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. 17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Мк. II, 18-22: 18 Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? 19 И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, 20 но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. 21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. 22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.

Лк. V, 33-39: 33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? 34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? 35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. 36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. 37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; 38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. 39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976) 
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

15. Призвание Матфея

(Мф. IX, 9-17; Мк. II, 13-22; Лк. V, 27-39)

… Потерпев в этом поражение, фарисеи переносят свои обвинения на учеников Господа, и в этом к ним присоединяются ученики Иоанна Крестителя, которые, как мы уже говорили, считали своего учителя выше Иисуса и относились с завистью ко все возраставшей славе Господа. Св. Иоанн Креститель был строгий постник и, конечно, приучил и учеников своих к такому же строгому постничеству. Вероятно, в это время он уже был посажен в темницу, и ученики его еще усилили, по этому случаю, свой пост. Фарисеи же обратили их внимание на то, что ученики Христовы не соблюдают столь строго установленных постов, и вот они спрашивают Господа: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» На это Господь отвечает им словами их учителя: «Могут ли сыны чертога брачного печалиться, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься». Это значит: «Ведь ваш учитель назвал Меня Женихом, а себя другом Жениха, которому надлежит радоваться. Поэтому и Мои ученики, как друзья Жениха, как сыны чертога брачного, радуются, пока Я с ними, и с этой радостью несовместим слишком строгий пост, как выражение скорби, печали. Когда наступят эти дни, и они останутся одни в мире, тогда и будут поститься». В память этих слов Господа, наша св. Церковь и установила пост Страстной седмицы, примыкающий к Посту св. Четыредесятницы, и пост по средам и пятницам, именно в те дни, когда отнялся от нас Жених – дни предательства Его, страданий и крестной смерти. Говоря, что для учеников Его еще не настало время поститься, Господь развивает дальше эту мысль словами: «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают. Но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое». По толкованию св. Златоуста, новая заплата и новое вино это строгий пост, строгие требования вообще, а старая одежда и старые мехи это немощность, слабость учеников, еще неподготовленных к несению больших подвигов. «Я нахожу неблаговременным», как бы так отвечает Господь, «налагать на Моих учеников, еще слабых, пока они не обновлены, не возрождены благодатью Св. Духа, бремя строгой жизни и тяжких заповедей». Здесь Господь защищает Своих учеников от нареканий с истинно-отеческой любовью и снисхождением к ним.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Призвание Матфея

(Μф. 9:9-17; Мк. 2:14-22; Лк. 5:27-39)

… желая показать в Себе пример милости к падшим, Иисус Христос указывает на естественное правило благоразумия, призывающего врача к больным, а не к здоровым, и в подтверждение Своего мнения указывает на слова пророка: милости хочу, а не жертвы (Осия 6:6), которыми восхваляется внутреннее расположение человека к добродетели, а не внешнее проявление благочестия в жертвах и делах обрядового Закона.

В опровержение такого учения Иисуса, ученики Иоанна Крестителя, опираясь на авторитет своего учителя — величайшаго постника — и на похвальный, по общему мнению, обычай фарисеев, указывают на посты свои и фарисейские и спрашивают: почему Иисус Христос не повелевает Своим ученикам, а, следовательно, и Сам не желает, соблюдать посты. В ответ на сие Иисус Христос, сравнивая Себя, по знакомому им учению Иоанна, с женихом, а Своих учеников с сынами брачными, говорит, что как сим последним не прилично поститься, пока жених с ними, так не приличен пост и для Его учеников во время Его пребывания на Земле.

Затем, притчами о ветхой одежде, залатанной новыми лоскутьями, и о новом вине, влитом в старые мехи, указал на несовместимость новозаветнаго учения со старыми обрядовыми формами; причём добавил, что если ученики Иоанновы и фарисейские не принимают Его учения, то потому же, почему пивший старое вино не захочет тотчас пить новаго, думая, что старое лучше.

Примечание.

Стих 15. Иисус Христос не отвергал постов — как и других обрядов — но считая пост признаком печали, считал его неприличным времени Своего обращения с учениками. Для поста было назначено другое время — разлука с Учителем. И Церковь Христианская заповедует пост или во дни, когда она воспоминает страдания Иисуса Христа, или во дни покаяния во грехах, которые разлучают нас с Богом.

Стихи 16-17. Новая заплата на ветхом платье=новое Христианское учение на обветшавшей обрядности Ветхого Завета. Оно разорвало бы эту обрядность, если бы было приставлено к ней — и потому Христос предпочёл удалить её от Своего учения.

Новые мехи — это ученики Христовы, носители и проповедники Христианскаго учения. Ученики Иоанна и фарисеи, выросшие в сознании необходимости внешних средств для спасения, не могли быть носителями Христова учения. Иисус Христос избрал другие, новые мехи — учеников, которые были чужды ветхой закваски фарисейскаго учения. И Матфей, бывший мытарь, делается таким носителем…

А беседа Иисуса с учениками — фарисейскими и Иоанновыми — открывает истинное значение поста и преимущество нового учения перед ветхим и несовместимость нового духа с обветшавшими формами законной обрядности.

Запись опубликована в рубрике 39. Ответ ученикам Иоанна о посте, _Синопсис, В Галилее, От первой Пасхи до второй. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.