Мк. I, 14-15: 14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
Лк. IV, 14-15: 14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. 15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
6. Прибытие Христа Спасителя в Галилею и начало Его проповеди
(Мф. IV, 13-17; Мк. I, 15; Лк. IV, 14-15; Ин. IV, 43-45)
О приходе Господа в Галилею и начале Его проповеди нам говорят все четыре Евангелиста. Придя в Галилею, Он оставил Свой отечественный город Назарет, свидетельствуя, что пророк не имеет чести в своем отечестве, и поселился в Капернауме приморском, находившемся на территории колен Завулонова и Неффалимова, в чем св. Матфей видит исполнение древнего пророчества Исаина 9:1-2. Галилеяне хорошо приняли Его, ибо и они ходили на праздник в Иерусалим и видели все, что Иисус там сделал. Скоро молва о Нем разнеслась по всей стране, и Он всюду учил в синагогах их, начав Свою проповедь словами: «Покайтеся, приближися бо Царство Небесное!»
Замечательно, что это были те же самые слова, которыми начал свою проповедь и Иоанн Креститель. Новое Царствие, новые порядки, какие пришел водворять в людях Господь Иисус Христос, так отличны от прежней их греховной жизни, что людям действительно было необходимо оставить все прежнее и как бы снова родиться через покаяние, т.е. через полное внутреннее изменение. Покаяние и есть такая полная перемена мыслей, чувств и желаний.
С тех пор как Господь возвратился из Иудеи в Галилею, Галилея стала обыкновенным местом Его действий. Это была страна, небольшая по территории, но очень многолюдная по населению, в состав которой входили не только иудеи, но и финикияне, и аравийцы и даже египтяне. Отличное плодородие этой страны всегда привлекало в нее многочисленных переселенцев, которые составили один народ с местным населением. Господствующая вера была иудейская, хотя много было в ней и язычников, почему она и называлась «Галилеей язык». Все это было причиной, с одной стороны, большого религиозного невежества галилеян, с другой стороны, и большей их свободы от религиозных предрассудков иудеев, в частности, относительно лица Мессии. Ученики Спасителя все были из Галилеи, а другим Его последователям легко было повсюду ходить за Ним по этой необширной плодородной стране. Этими соображениями и можно объяснить причины, почему Господь избрал Галилею преимущественным местом Своего служения. И мы видим, Что галилеяне действительно оказались более восприимчивыми к Его проповеди, нежели гордые иудеи.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Пребывание в Капернауме и избрание четырёх учеников
(Μф. 4:13-22; Мк. 1:16-20; Лк. 5:1:11)
«И свет во тьме светит», — говорит Евангелист Иоанн об Иисусе Христе, указывая на Его проповедь в таких местах, которыя в религиозном и нравственном отношениях были странами тени смертной и ничем почти не отличались от стран языческих, омрачённых нравственным растлением и неведением Бога истиннаго. Такою страною во время пришествия Христова были древние пределы колен Завулона и Неффалима, носившие название Галилеи языческой — по множеству язычников, живших там. И вот в эту страну, в оправдание пророчества Исаии, внёс Свой великий Божественный свет Солнце — Христос, пришедший просветить всякого человека, грядущего в мир.
Оставив родной город Назарет, где Его проповедь не была принята, Он пришел в Капернаум и здесь основал Своё постоянное местопребывание. Положение Капернаума при море — или озере — Галилейском (Генисаретском, Тивериадском), на торговом пути из Палестины в Дамаск, Его удаление от Иерусалима — центра строгого фарисейского соблюдения Закона — и пребывание в нём многих язычников делали Капернаум очень удобным местом для проповеди Иисуса Христа и для распространения более верных понятий о Царстве Мессии между людьми не предубеждёнными…
Примечания.
…
5. Проповедь Свою, Иисус Христос начал подобно Иоанну словами: покайтеся, приближи бо ся Царствие Небесное (Μф. 4:17), потому что наступление этого Царства должно было последовать по совершении Мессией дела Спасения — по открытии тех средств, которые предложены были для достижения этого Царства по усвоении самими людьми спасительного учения и заслуг Иисуса Христа верою в Него.
Впрочем, со стороны Иисуса Христа оно уже наступило в явлении Его на Земле, в Его учении, привлекавшем к себе множество народа, в Его чудесах, которыми побеждалось царство тьмы.