Мф. XIX, 16-26: 16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? 17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. 18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. 20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? 21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. 25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? 26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Мк. X, 17-27: 17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. 19 Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. 20 Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. 21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. 22 Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. 23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! 24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! 25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. 26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? 27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Лк. XVIII, 18-27: 18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. 21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. 22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. 23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. 24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! 25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. 26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? 27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
53. О богатом юноше
(Мф. XIX, 16-26; Мк. X, 17-27; Лк. XVIII, 18-27)
Об этом юноше, или князе, как называет его св. Лука, спрашивавшем Господа Иисуса Христа, что ему делать, дабы наследовать жизнь вечную, рассказывают все три первых Евангелиста. Эта беседа, как и дальнейшие, происходили по пути в Иерусалим, куда уже шел Господь на предстоящие Ему страдания. Обращаясь к Господу, юноша назвал Его: «Учитель благий». Господь на это сказал: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог», т.е., если ты обращаешься ко Мне только, как к «учителю», следовательно, как к обыкновенному человеку, то не следует Меня называть благим, ибо это название приличествует только Богу. На его вопрос Господь предложил ему: «Соблюди заповеди». Юноша очевидно предположил, что Господь говорит о каких-то особенных, неизвестных ему заповедях, а потому спросил: «Какия?» Но Господь указал ему на обыкновенные заповеди Десятословия, поименовав только некоторые из них – б, 7, 8, 9 и 5, а затем общую заповедь о любви к ближнему. На это юноша ответил, что все эти заповеди он «Сохранил от юности своей». Надо полагать, что исполнение заповедей он понимал по фарисейски: иначе бы не решился так сказать. Но все же важно, что он считал себя еще не докончившим все, что нужно для спасения: совесть, очевидно, подсказывала ему, что одного такого внешнего исполнения заповедей недостаточно. Тогда Господь раскрыл ему тайну христианского совершенства в словах: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене». В ответ на этот призыв к высшему совершенству юноша отошел от Господа, «скорбя», ибо у него было большое имение. Следовательно, богатство, которым он обладал, стало таким его кумиром, расстаться с которым он не мог. Этот кумир он предпочел даже жизни вечной, к которой, по-видимому, искренно стремился. Имея ввиду эту страсть, порабощающую себе всего человека, а не богатство само по себе, Господь сказал: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное». Евангелист Марк говорит, что «ученики ужаснулись от слов Его». И это понятно, ибо богатство такая вещь, которой все так желают, и по закону, есть знак благословения Божия человеку, а между тем Господь поставляет его таким сильным препятствием на пути к Царствию Божию. Чтобы успокоить учеников и объяснить, в каком смысле Им это сказано, Господь говорит: «Дети, как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие». Как поясняет св. Златоуст, «Христос не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему», ибо грешной природе человека богатство представляет много соблазнов и препятствий к исполнению закона Божия. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» – это народное присловие, доселе употребительное на Востоке, означающее, что дело невозможно или чрезвычайно трудно исполнимо. Некоторые под «верблюдом» понимают тут корабельный канат, делавшийся из верблюжьей шерсти. Другие полагают, что под «игольными ушами» здесь надо понимать очень низкие и узкие калитки, через которые с трудом пролезает верблюд. Не само по себе богатство опасно, но то, если человек на него надеется и все счастье жизни своей в нем полагает, так что богатство становится как бы его кумиром. Но Апостолы все же в волнении недоумевали: «кто убо может спасен быти?» На это Господь, «воззрев на них», т.е. самым взглядом Своим успокаивая их волнение, сказал: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу», т.е., милующая и спасающая благодать Божия сильна сделать и то, чего не может сделать человек одними своими собственными силами: Бог может исцелить богача от препятствующей его спасению язвы любостяжания.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
О пути в Царствие Божие
(Мф. 19:16-30; Мк. 10:17-31; Лк. 18:18-30)
Между Иудеями времён Иисуса Христа было много ревнителей Царства Божия, которые стремились достигнуть его не только обычным путём исполнения Закона, но, как бы чувствуя его недостаточность, искали новых, более совершенных, путей и, пользуясь пребыванием нового замечательного Учителя, спрашивали у Него указания подобного совершенного пути.
Один из начальствующих, человек ещё молодой, вопрошал Иисуса Христа о пути к животу вечному. Но когда указанный ему Спасителем обычный путь исполнения Закона Моисеева оказался, по словам юноши, известным ему и пройденным ещё с юности, то Спаситель — увидев сильную привязанность юноши к своему богатству, препятствующую его духовному совершенствованию — потребовал от юного искателя Царствия Божия, чтобы тот отрёкся от богатства и раздал его бедным.
Но богатый юноша, уже не далёкий от Царствия Божия и похваленный Иисусом Христом за своё строгое исполнение Закона, весьма опечалился при словах Иисуса Христа и удалился, потому что имел очень большое имение, с которым он не мог расстаться. Это удаление юноши дало Иисусу Христу повод указать ученикам, как трудно богатому войти в Царство Божие. «Удобнее, — сказал Он, — верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Когда же изумлённые ученики стали спрашивать Его: кто же при таких строгих требованиях может спастись? Иисус отвечал: невозможное для человека возможно Богу, и опять подтвердил Свои слова…
1) Средствами для достижения Царствия Божия Иисус Христос устанавливает прежде всего, как и в Ветхом Завете, раз на всегда данныя Богом нравственныя заповеди: о любви и служении Богу, о почтении к родителям, о неубийстве, неворовстве и прочем (Лев. 18:5=Рим. 10:5; Гал. 3:12,21). Но для достижения высшаго совершенства исполнения одних этих заповедей недостаточно. Сам юноша, хвалившийся перед Иисусом Христом тем, что он от юности соблюдал все указанныя заповеди, сознавал, что этого недостаточно, и обращался к Иисусу Христу с вопросом о том, чего ещё он не докончил. Указание Иисуса Христа на исполнение Закона, как на средство к достижению жизни, сделано приспособительно к Ветхому Завету и к состоянию юноши, как Иудея, ещё жившаго под Законом и не веровавшаго во Христа. Но когда этот юноша, сознавший сам недостаточность Закона, стал искать новых лучших путей, Иисус Христос указал ему другой, высший путь — добровольную нищету.
2) Добровольная нищета, отречение от имущества и раздача его другим, есть одно из проявлений высочайшего самоотвержения, которое требуется Спасителем от Его последователей, а не единственный путь совершенства. Эта нищета имела важное значение в настоящем случае, в приложении к юноше, который был богат и которому богатство препятствовало возвыситься до самоотвержения. Так что Христос Своими словами о трудности спасения для богатого, по замечанию святого Иоанна Златоустаго, не богатство порицает, а тех, кои пристрастились к нему. Авраам, Иов, Давид, Товит и при земном богатстве были друзьями Божиими и сделались наследниками Царства Небеснаго; а Анания и Сапфира, даже продавшие свои имения, ради приобретения сокровищ Небесных, не получили оных.
3) Для означения трудности богатому войти в Царствие Божие Иисус Христос указывает на трудность прохода верблюда через игольныя ушки. Выражение это заимствовано из народной пословицы, сохранившейся в Талмуде и означавшей какую-либо трудность или невозможность. Самая же пословица, говорят, основана на том, что в древнем Иерусалиме, и вообще на Востоке, под именем игольных ушей разумелась небольшая калитка или дверь, устроенная рядом с большими городскими воротами. В эту калитку проходили пешеходы, иногда прогоняли мелкий скот; но ни одно большое животное, и тем более верблюд, не могли проходить сквозь эту калитку.
Другие читают (κάμελος) вельбуд — толстый корабельный канат, вместо (κάμηλος)=верблюд — и понимают игольныя уши в прямом смысле, то есть что толстаго корабельнаго каната нельзя продеть сквозь ушко обыкновенной швейной иглы. Но и без таких объяснений смысл выражения очевиден. Чрезвычайная трудность или почти невозможность богатому войти в Царствие Божие объясняется тем, что заботы о приобретении или сохранении богатства обременяют дух человека, отягощают его и как бы прикрепляют к Земле, и таким образом затрудняют его шествие по прямому пути добродетели. Кроме того, владение богатством — давая возможность человеку удовлетворять насущныя потребности — в то же время располагает его и к удовлетворению прихотей и порочных желаний, делает его безпечным, самоуверенным, глухим к нуждам и лишениям других людей и подобное. Всё это и препятствует человеку в достижении Царствия Божия…
Примечание.
Юноша назвал Иисуса Христа благим учителем; но Иисус заметил, что благость принадлежит только Богу. А так как юноша не мог признать Его Богом, а только простым человеком, то название благим в его устах было не более, как лестью. Стало быть, этим замечанием Иисус Христос не отрицал Своей Божественности, а только исправлял неправильное употребление Божественнаго имени.