131. Притча о нанятых в виноградник работниках

Мф. XX, 1-16: Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. 10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; 11 и, получив, стали роптать на хозяина дома 12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. 13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? 16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976) 
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

55. Притча о работниках в винограднике, получивших равную плату

(Мф. XX, 1-16)

Эта притча имеет целью уяснить, как может оказаться, что «последний будет первым». Сделает это милосердие, благость Божия. Царствие Божие представляется здесь под образом домохозяина, нанимающего работников в свой виноградник. Сговорившись с первыми, нанятыми им поутру по «пенязью (или по динарию) на день», он при расплате дал по динарию же и всем остальным, которые начали работу не с утра, а позже: с 3-го, 6-го, 9-го и даже с 11-го часа. Пришедшие первыми начали роптать на такую расплату, считая ее несправедливой, но домохозяин на это возразил: «Друг, я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе, разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»

«Пенязь», или динарий, равнялся десяти римским ассам, одной греческой драхме или нашим 25 копейкам, что составляло на востоке обычную поденную плату. День у евреев делился на 12 часов, которые отсчитывались с утра, начиная от восхода солнца. Смысл этой притчи тот, что Господь Сам распоряжается наградами за служение Ему: люди не могут входить с Ним в какие-либо договоры или заключать условия. Вознаграждает Господь людей единственно по Своей благости. Надо знать также, что в деле спасения человека так мало делается самим человеком, что о возмездии по долгу не может быть и речи. Господь вознаграждает не по долгу, а по благодати: следовательно, с полной свободой, по Собственному Своему усмотрению. Поэтому, кто меньше подвизался, может получить не меньше много подвизавшегося. В этом заключается надежда грешников, которые одним покаянным вздохом, исходящим из глубины души, могут привлечь милосердие Божие и благодать, очищающую их грех. Какая была цель этой притчи? Петр только что спрашивал: «вот мы оставили все и последовали за Тобой: какая нам за это будет награда?» Господь не обличил сразу этой гордости младенствующего ума, а как бы наоборот – даже обещал Апостолам высокую награду, но сейчас же рассказанной притчей показал, что награда зависит не от заслуг человеческих, а исключительно от милости Божией, что может даже получиться так, что первые по заслугам получат последнюю награду, а последние по количеству заслуг, призванные Господом в последний момент жизни могут получить первую награду. В заключение притчи Господь сказал: «Мнози бо суть звани, мало же избранных», т.е., хотя и многие, собственно все призываются к вечному блаженству в Царствии Небесном, избранными для этого блаженства оказываются лишь некоторые, немногие. Конечно, как и во всяких притчах, и в этой притче не следует отыскивать значения каждой отдельной черты: важна лишь основная идея, основная мысль ее, что человек награждается Богом не по количеству заслуг своих, а единственно по милосердию Божию.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Притча о работниках в винограднике

(Мф. 20:1-16)

В подтверждение Своего учения о первых и последних и в предостережение Апостолов от опасности самомнения, Небесный Учитель сказал притчу о домохозяине, который, наняв работников для своего сада в начале дня — по динарию за день — потом последовательно призвал для работы в своём саду и в 3-й, и в 6-й, и в 9-й, и в 11-й часы дня праздно стоявших на торжище людей; по окончании же дня заплатил и пришедшим последними по динарию, и первым не прибавил ничего к условленной плате, а на недовольство их таким, по-видимому, несправедливым распределением платы отвечал указанием на свою благость и на своё право раздавать свои дары по своему произволу, хотя бы и не заслужившим их, но без нарушения справедливости к тем, которые сами, при условии о плате, оценили свой целодневный труд не дороже динария.

О предмете притчи разногласят толкователи. Обыкновенно относят её к разновременно званным в Царство Божие. Одни (Ириней, Ориген, Иларий) относят к Ветхому и Новому Завету, приравнивая делателей, званных в разные часы дня, к Адаму, Ною, Аврааму, Моисею, а напоследок к Апостолам, из которых первые больше потрудились под законом естественным и Моисеевым, а последние при обилии благодати снискали равное с первыми благоволение. Другие (Златоустый, Иероним) относят к различным возрастам званных: юности, мужеству, преклонным летам и старости.

Но кажется, лучше всего признать, что в этой притче сделано предостережение Апостолам, которые, не понимая тайн Царствия Божия, воображали, что они по своей близости к Мессии, как первые званные в Его Царство, будут первыми в Царстве Небесном и должны будут получить наивысшую награду от Него то есть впадали в общий Иудейский грех относительно Мессии. Иисус Христос, в лице Петра, к которому обращена вся речь, научает Апостолов и всех верующих, что смирение есть главное условие получения награды от Бога. Званные в последний час дня работники смиренно заявили о том, что они не были никем наняты на работы и без всякаго договора пошли в виноградник, предоставив самому господину оценить их труд. Первые же кичливо гордились своим целодневным трудом и ставили свою заслугу выше последних; но они получили только мзду свою.

Запись опубликована в рубрике 131. Притча о нанятых в виноградник работниках, _Синопсис, На обратном пути из заиорданской страны в Иерусалим, От третьей Пасхи до четвертой - Пасхи Страданий. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.