138. Притча об ушедшем на войну и об умноживших таланты

Мф. XXV, 13-30: 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. 14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Лк. XIX, 11-28: 11 Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. 12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; 13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. 14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. 15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. 16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. 17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. 18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. 19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. 20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, 21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. 22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; 23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? 24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. 25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин. 26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. 28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

59. Притча о десяти минах или о талантах

(Лк. XIX, 11-28; Мф. XXV, 14-30)

Находясь еще в доме Закхея, Господь тут же рассказал притчу о десяти минах, которая имеет много сходства с изложенной у Евангелиста Матфея притчей о талантах. При всем их большом сходстве, есть между этими притчами и существенные различия; притом, как видно из Евангелия от Матфея, притча о талантах была рассказана Господом значительно позже, в связи с его беседами о втором Его пришествии, кончине мира и Страшном Суде. Тем не менее, основная идея обеих притчей одна и та же, а потому можно их рассматривать параллельно. В притче о минах речь идет о человеке высокого рода, который отправлялся в дальнюю страну для того, чтобы получить себе царство и снова возвратиться. Образ взят, видимо, от положения в то время царской власти в Иудее. Иудейские цари должны были отправляться для утверждения в своем царском достоинстве в Рим. Так делал Архелай, сын Ирода Великого, так же поступил и Ирод Антипа, тетрарх Галилеи. В притче о талантах речь идет просто о человеке, отправлявшемся в чужую страну. В обеих притчах под этим лицом подразумевается Христос, от Которого многие евреи ждали в то время открытия на земле славного царства Мессии. В притче о минах господин дает десяти рабам Десять мин – каждому по мине, дав им приказ, чтобы серебро было пущено в оборот. Мина – 100 драхм, около 25 рублей. В притче о талантах господин, уходя, передал рабам все свое имение, вручая каждому такую часть, с которой он был бы в силах управиться. Один талант это около 60-ти мин. Конечно, в обеих притчах под рабами подразумеваются ученики и последователи Христовы, которые получают от Господа, как разнообразные дарования, так и разные внешние блага, которые они должны использовать и умножать во славу Божию, на пользу ближним и во спасение своей души. Далее в притче о минах мы находим обстоятельство, подобного которому нет в притче о талантах. Граждане возненавидели этого высокорожденного человека и послали вслед за ним посольство, сказав: «не хощем сему, да царствует над нами». Здесь черта, напоминающая недавний случай с Архелаем, ездившим в Рим. Иудеи, не любившие его, отправили в Рим посольство из 50 человек, просить, чтобы он не был утвержден царем, хотя и напрасно. В отношении к Господу Иисусу Христу здесь имеется в виду отвержение Его еврейским народом, как своего Мессии, но напрасно, ибо Он остался, как их, так и всего мира Царем и Судией, Который потребует отчета от рабов Своих и накажет не хотевших признавать Его власти. Под возвращением господина в обеих притчах разумеется Второе Пришествие Христово, когда каждый должен будет дать отчет на Страшном Суде, как он использовал данные ему Богом дарования и внешние блага. Умножавшие свои мины и таланты удостоятся похвалы и получат каждый соответствующую своему усердию награду. Скрывший свою мину или талант будет наказан, как «раб лукавый и ленивый», не пожелавший трудиться над данными ему дарами благости Божией, в котором благодать Божия остается бесплодной. Обвинения ленивым рабом своего господина в жестокости это – обычное самооправдание грешника, по греховности своей потерявшего чувство сыновства к Богу и представляющего Бога поэтому жестоким и несправедливым. Кто делает доброе употребление из своих благ, тот приумножает их; нерадивый же и беспечный лишается и того, что имеет. Поэтому: «всякому имеющему дастся, а у неимеющаго отнимется и то, что имеет»*. Притча о минах оканчивается угрозой сурового наказания еврейскому народу за непризнание Господа Иисуса Христа Мессией. Закончив притчу, Господь пошел далее по направлению к Иерусалиму.

*«Кто имеет, тому дано будет, и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» – присловие неоднократно повторяемое Господом в разных местах Евангелия (Матф. 25:29; Луки 19:26). Смысл его тот, что богатый при усердии более и более богатеет, а бедный при лености и последнее теряет. В духовном смысле это значит: вы, Апостолы, с дарованным вам уже познанием тайн Царствия Божия, можете проникать все глубже и глубже в тайны, понимать их все совершеннее; народ потерял бы и то скудное знание сих тайн, какое еще осталось у него, если бы при откровении сих тайн не дать ему в помощь приточной речи, более для него пригодной. Св. Златоуст разъясняет это так: «Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все; а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что, как ему кажется, он имеет» (из главы 17. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах).

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Притчи о последнем суде

(Мф. 25:1-30)

Свою беседу о Втором Пришествии Иисус Христос закончил увещанием к духовной бдительности и поучал сей важной истине в притчах о десяти девах и о талантах…

б) Притча о талантах.

Необходимость внешней деятельности или добрых дел, при вере и бдительности, Иисус Христос раскрыл в притче о талантах.

Некоторый человек, отправляясь в чужую страну, поручил имение своё работникам. Одному из них он дал пять талантов, другому два и третьему один — каждому по силе его. Первый и второй тотчас употребили данные таланты в дело и увеличили их вдвое; а третий закопал серебро своего господина и не приобрёл на него ничего.

По возвращении господина домой, слуги, употребившие данные таланты в дело и приобретшие на них прибыль, были похвалены господином и награждены за верность в малом; а раб ленивый, скрывший талант в землю, представил его господину без всякой прибыли, и ещё упрекнул его в жестокости и алчности к приобретению того, что ему не принадлежало.

За это господин осудил его, приказав отнять у него данный талант и отдать имеющему 10 талантов, а непотребнаго раба бросить в тьму кромешную для мучения.

Притча о талантах имеет близкое соотношение к притче о девах. В той притче изображена необходимость внутренней деятельности для верующаго, веры и бодрствования духовнаго; в притче о талантах указывается необходимость добрых дел и внешней готовности Христианства к встрече Небеснаго Судии.

Разсматриваемая безотносительно к последней судьбе человека, эта притча может показывать значение самодеятельности человека в деле образования своих природных дарований (талантов), а равно в пользовании и употреблении даров жизни и счастия, предоставляемых Богом на долю каждаго и возлагающих на каждаго обязанность пользоваться ими во благо себе и на служение другим.

Разделение даров господином, по притче, было неравномерное, но вполне соответствовало силе каждаго, то есть зависело не от произвола раздаятеля, но от способности восприемлющаго. Этим определялась более обширная деятельность, а вместе ответственность одного, и ограниченный круг действий и обязанностей другого; не унижался в дарованиях и деятельности и третий, поскольку и один талант может быть употреблён в дело и принести пользу; но он не умел пользоваться и тем малым, что ему было дано.

Восприемлемость каждаго определяется как естественными предрасположениями и силами, так и степенью веры и свободной самодеятельности; то есть дары Божии не навязываются человеку и не связывают его личной свободы. А потому и ответственность за употребление или неупотребление этих даров лежит исключительно на человеке.

Возвращение господина и разсчёт с рабами притча относит через долгое время, показывая, что рабы в этот промежуток успели окончательно определить значение порученнаго им имущества и употребить его в дело с полною осмотрительностию и усердием; а равно и раб, скрывший свой талант, имел возможность изменить своё решение относительно такого употребления даннаго ему сокровища в приложении к делаемым из притчи выводам, долгое время отсутствия господина обнимает всю жизнь человека и загробное его состояние; возвращение господина соответствует Второму Пришествию Господа; разсчёт с рабами есть Страшный Суд, с его последствиями для верных работников и лукавых.

Упрёк раба господину в том, что он жесток и корыстолюбив оказывается совершенно незаслуженным и несправедливым уже потому, что первые два раба не упрекают своего господина в том, в чём упрекает его ленивый раб. Господин даже прежде суда над ленивым рабом поставляет двух первых слуг господами над многими городами, в награду за их верность в малом. Такое обращение было бы непонятно, если бы господин разделял свои таланты с корыстною целию, или если бы, вручая таланты работникам, требовал, чтобы они принесли ему известный рост.

Лукавый раб осуждается не за расточение имущества господина, как неправедный управитель, а за то только, что не употреблял в дело и скрыл в землю данный талант. Таким образом подвергнутся осуждению не только расточители имущества господина, или лица, наносящия явный вред его интересам, но и лица, не приносящая ему пользы.

В приложении к нравственной жизни это значит, что перед Богом достойны осуждения не только явные злодеи, хищники и прочие, но и ленивые и безпечные рабы.

Верных работников господин не только похваляет и награждает поставлением над большим количеством имения, но и приглашает внити в радость господина своего, что, по изъяснению некоторых, означает полное освобождение от рабства. Когда в древности господин сажал рядом с собою раба, то делал через это его свободным. Иисус Христос, прощаясь со Своими учениками, говорит им, что с сих пор Он уже не называет их рабами, а друзьями (Ин. 15:15=Лк. 12:37).

Сравнение притчей о девах и талантах приводит к тому заключению, что как ложная самоуверенность глупых дев гибельна для них, так гибельна и для лениваго раба неуверенность в своих силах и в справедливости господина. Глупыя девы слишком легко смотрели на служение Господу; ленивый раб считал служение Ему очень тяжёлым. И те и другой были осуждены.

Запись опубликована в рубрике 138. Притча об ушедшем на войну и об умноживших таланты, _Синопсис, На обратном пути из заиорданской страны в Иерусалим, От третьей Пасхи до четвертой - Пасхи Страданий. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.