Мф. XXI, 18-22: 18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. 20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? 21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
Мк. XI, 12-26: 12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; 13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. 14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. 15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. 17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. 18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. 19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. 20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. 21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. 22 Иисус, отвечая, говорит им: 23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет. 24 Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам. 25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. 26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
3. Проклятие бесплодной смоковницы
(Мф. XXI, 18-19; Мк. XI, 12-14)
Два Евангелиста свв. Матфей и Марк рассказывают, что после торжественного входа в Иерусалим, Господь провел со своими учениками ночь в Вифании, а утром на другой день, идя опять в Иерусалим, по дороге увидев смоковницу, пожелал вкусить от нее плодов, но ничего не нашел на ней, хотя она и одета была листьями, и сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода во век». «И абие изсше смоковница», чему чрезвычайно поразились ученики. Евангелисты говорят, что Господь «взалкал» и потому искал плодов. Это не должно удивлять, ибо Господь Иисус Христос, по Своей человеческой природе, был подвержен всем немощам человеческого естества, и во всем был подобен нам, кроме греха. Ведь Он был не только Бог, но БОГОЧЕЛОВЕК. Характерно, что для удовлетворения Своих человеческих потребностей Он никогда не пользовался Своим Божественным всемогуществом и силою, а прибегал в таких случаях к обычным человеческим средствам, отвергнув раз навсегда первое диавольское искушение о претворении камней в хлебы. Св. Марк замечает при этом, что на смоковнице не было плодов, потому что еще было не время. За что же тогда смоковница подверглась проклятию? За то, что она видом своим обманывала, вводила в заблуждение. На смоковнице листья являются обычно после плодов, а эта смоковница своим зеленеющим видом обещала плоды проходящим по дороге путникам, в то время как в действительности на ней ничего, кроме одних листьев, не было. По учению Церкви смоковница эта была символом представителей и руководителей иудейской ветхозаветной церкви – первосвященников, книжников и фарисеев, которые имели только внешний вид исполнителей Закона Божия, а действительных плодов веры не приносили. Господь обрек их на иссушение в наказание за их лицемерие, и предрек, как мы увидим дальше, что «отъимется от них Царствие Божие и дастся языку творящему плоды его» (Матф. 21:43).
5. Засохшая смоковница и поучение о силе веры
(Мф. XXI, 20-22; Мк. XI, 20-24)
Св. Марк подробнее и раздельнее, чем св. Матфей, описывает обстоятельства проклятия Господом бесплодной смоковницы. Он и говорит, что только на другой день, очевидно, когда Господь вновь шел с учениками из Вифании в Иерусалим тою же дорогою, что и накануне, ученики обратили внимание на то, что смоковница засохла. В ответ на выраженное учениками по этому поводу удивление, Господь поучает их о силе веры, говоря, что, если они будут иметь веру Божию, преодолевая все сомнения, то смогут творить еще большие чудеса: «Аще и горе сей речете: двигайся и верзися в море, будет». В примере горы, конечно, только представляется, что для веры, свободной от сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верою, чтобы получить. Св. Марк добавляет к этому в 25-26 стихах, что условием действенности молитвы является прощение ближним. Непрощение ближним есть оскорбление любви Божией, а потому при непрощении не может быть ни истинной твердой веры, ни действенной поэтому молитвы.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Проклятие безплодной смоковницы
(Мф. 21:18-22; Мк. 11:12-14,20-24)
Избрав близкую к Иерусалиму Вифанию местом последняго Своего убежища — и от шума (особенно в сии дни переполненнаго народом города), и от преследования Своих врагов (первосвященников), Иисус Христос ежедневно на ночь удалялся из Иерусалима в Вифанию и каждое утро возвращался опять в Иерусалим для проповеди и чудотворений.
На другой же день, по торжественном входе в Иерусалим, Он, возвращаясь из Вифании, побуждаемый голодом, подошёл к стоявшей на пути смоковнице, но плодов на ней не обрел, не убо бе время смоквам, и проклял безплодную смоковницу, чтобы от нея никто уже не вкушал плодов во веки. На другой день ученики увидели засохшую смоковницу и удивились силе проклятия Иисуса, что подало повод Иисусу указать снова ученикам на силу веры, могущей и горы переставлять.
Жестокое по-видимому обращение Иисуса Христа со смоковницей, на которой не оказалось плодов, когда ещё не наступило время их, на самом деле было только символическим изображением Суда Божия, который должен был постигнуть безплодный народ Иудейский.
Алкавший совершить волю Отца Небеснаго на Земле Сын Божий три года приходил к этому народу, ища от него плодов покаяния и добродетели, и не обретал. Только роскошные листья внешней обрядности и лицемерной добродетели украшали это дерево, насаждённое Богом, и уже приближалось время, когда секира должна была лечь при корне этого древа, чтобы посечь его; но долготерпеливый Владыка ещё медлил Своим Судом над неисправимым народом; а теперь, когда и в последнее лето посещения Своего Он не обретает нужных плодов, грозный приговор должен поразить сенолиственное, но безплодное древо. Евангелист Лука (13:6-9) сохранил нам и ту притчу, в которой Господь под видом безплодной смоковницы изобразил нравственную порчу Израиля.
Объясняя причины строгаго Суда Божия над бездушным деревом, толкователи обращают внимание на то, что на смоковнице плоды появляются прежде листьев и остаются на дереве иногда всю зиму до появления новых плодов и новых листьев, так что Господу естественно было искать плодов на дереве даже тогда, когда ещё не наступило время плодов. Отсутствие их на дереве, покрытом листьями, уже само собою было признаком безплодия смоковницы и внутренней порчи дерева. Поэтому, грозный Суд Спасителя был только выражением близкой гибели дерева, которая не замедлила бы, хотя приближение ея и скрываемо было обилием листьев.