143.1. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть. Притча о двух сыновьях

Мф. XXI, 23 — 32: 23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? 24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; 25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? 26 а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. 27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю. 28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. 29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. 30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. 31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Мк. XI, 27-33: 27 Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины 28 и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? 29 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. 30 Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне. 31 Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему? 32 а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк. 33 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Лк. XIX, 47 — XX, 8: 47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, 48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его. 20 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

6. Беседа в храме:

ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть

(Мф. XXI, 23-27; Мк. XI, 27-33; Лк. XX, 1-8)

Когда Господь вновь пришел в храм и начал, по обычаю, учить, приступили к Нему первосвященники и старейшины с лукавым вопросом: «Коею властью сия твориши, и кто Ти даде власть сию?» – т.е. какое право имеет Он распоряжаться в храме – изгонять торжников и учить. Ясно, что это не вопрос людей, желающих знать истину, а лукавое совопросничество. Как и всегда злобные враги Господа хотели уловить Его в слове. Но Господь, не отвечая прямо на их коварный вопрос, Сам уловляет их в слове. Он спрашивает их: «Крещение Иоанново откуду бе, с небесе ли, или от человек?» Вопрос о крещении Иоаннове был в то время вопросом об его пророческом достоинстве и о Божественном его посланничестве. Иоанн свидетельствовал об Иисусе, как о Мессии, Сыне Божием, вземлющем грехи мира. Признать его посланником Божиим это значило признать Иисуса Мессиею, и тогда сам собою разрешался вопрос, какою властью Иисус творит то, что раздражало Иудеев. Совопросники поставлены были в очевидное затруднение, зная, что народ чтил св. Иоанна, как пророка, и боясь, что народ побьет их камнями, если они решатся сказать, что Иоанн не пророк. Признать же открыто Иоанна пророком, это значило признать и его свидетельство об Иисусе, как о Сыне Божием. И они не решились дать определенного ответа, сказав: «Не вемы». Такой синедрион, который не мог вынести определенного решения на столь важный вопрос, подлежавший именно его ведению, показал себя несостоятельным и не заслуживал ответа Господа. Поэтому и Господь отвечал: «И Я вам не скажу, какою властью сия творю». На это лишнее было и отвечать, ибо они, конечно, прекрасно знали, какой властью Господь действует, но сознательно противились этой власти. Все три синоптика повествуют об этом разговоре совершенно согласно между собой.

7. Притча о двух сыновьях

(Мф. XXI, 28-32)

Продолжая дальше разговор с ними, Господь рассказал им притчу, желая, чтобы они сами над собой произнесли приговор. «У одного человека было два сына» – как видно из дальнейшего, под человеком разумеется Бог, под первым сыном – мытари и блудницы, т.е. вообще люди грешные, а под вторым сыном – книжники и фарисеи, т.е. вообще все, считающие сами себя праведниками. «Пойди, работай в винограднике Моем»: под виноградником понимается церковь, а работа в нем – дела благочестия, исполнение заповедей Божиих. На требования Божий грешники отвечают: «Не хочу» самою жизнью своею, но потом каются, как покаялись мытари и блудницы, после проповеди Иоанна Крестителя, и начинают исполнять волю Божию. Фарисеи и мнимые праведники говорят «иду», т.е. на словах как будто исполняют волю Божию, а на деле нет, ибо не принимают проповеди Господа о покаянии. Не поняв смысла притчи, совопросники естественно на вопрос Господа, который из двух Исполнил волю отца, ответили Ему: «Первый». Тогда-то Господь и раскрыл им значение притчи, направленной к осуждению их. Он указал им, что те люди, которых они презирают, как грешников, оказались более достойными, чем они, войти в Царство Мессии – Церковь Христову.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Ответ Иисуса Христа первосвященникам и притчи к ним

(Мф. 21:23-46; 22:1-14; Мк. 11:27-33; 12:1-12; Лк. 19:47,48; 20:1-19)

Очищение храма Иисусом Христом показалось первосвященникам и старейшинам вторжением в их права, и потому они искали случая, чтобы потребовать от Иисуса ответа в том, какою властию Он всё творит. Предвиделось два различных ответа: или Иисус Христос укажет на Божественную власть; в таком случае от Него могли потребовать свидетельств и знамений свыше; или укажет на права человеческия; тогда они, как получившие власть от Бога, выкажут перед Ним своё превосходство. Молчание же Иисуса могло быть принято за сознание Им Своего безправия и безответности.

Проникая коварство вопрошателей, Иисус Христос в ответ спросил их самих: как они думают о крещении Иоанновом, с Неба ли оно, или от человек, показывая таким образом, что Его власть имеет тот же источник, какой имело и крещение Иоанново. В свою очередь, уразумев значение предложеннаго вопроса, первосвященники совещались, что им сказать Иисусу: сказать, что крещение Иоанна с Неба значило обличить себя в неверии Божественному посланнику; сказать, что оно от человек, несогласно с всеобщим мнением об Иоанне, как о пророке. И отвечали ему: не знаем. На это и Иисус заметил, что и Он не даст ответа на их вопрос.

Для того же, чтобы нагляднее показать им их неправильное отношение к Царствию Божию, Иисус Христос сказал им притчу о двух сыновьях, которым отец предложил работать в винограднике, и из которых один, отказавшись, впоследствии раскаялся и пошёл работать; другой же, напротив, пообещав пойти, не пошёл. По объяснению Самого Спасителя, притча эта означает, что мытари и грешники, не давшие обещания исполнять волю Божию, раскаются и предварят в Царстве Божием тех, которые, дав обет исполнения заповедей, на самом деле преступают их…

1) В вопросе, предложенном Иисусом Христом фарисеям — вместо ответа на их вопрос — прикровенно заключается и ответ. Иоанн пришёл путём праведности — то есть представлял из себя образец оправдания от Закона, какое и они проповедуют; но они не поверили ему, не приняли его строгаго образа жизни и не принесли плодов, достойных покаяния. Таким образом нежелание Иисуса Христа дать ответ на вопрос фарисеев должно было служить к большему укору им в их упорстве или нежелании признавать очевидную истину. Иначе и лучше можно сказать, не потому Иисус Христос не отвечает на их вопрос, что не желает; но потому что знал, что они не пожелают понять и принять Его ответ…

Запись опубликована в рубрике 143.1. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть. Притча о двух сыновьях, _Синопсис, Великий вторник, Страстная седмица. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.