143.3. Притча о званных на брачный пир царского сына

Мф. XXII, 1-14: Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. 10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. 11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. 13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14 ибо много званых, а мало избранных.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

9. Притча о званных на брачный пир царского сына

(Мф. XXII, 1-14)

Эта притча, по содержанию и основной мысли, сходна с притчей о званных на вечерю, изложенной в 14 главе Евангелия от Луки (16-24). Но эти притчи несомненно произнесены в разное время. Притча о званных на вечерю была рассказана Господом в доме фарисея в день субботний, задолго еще до Его торжественного входа в Иерусалим, а эту притчу Господь изложил после Своего входа в Иерусалим, вернее всего во вторник. Главная мысль притчи о званных на вечерю та, что многие, ради житейских попечений, откажутся от Царства Божия. Притча же о браке Царского сына находится в связи с притчей о злых виноградарях. В обеих этих притчах, при том и следующих одна за другой непосредственно, говорится о слугах, из которых одни были подвергнуты оскорблениям, другие убиты, а также о злой гибели оскорбителей и убийц. И здесь, как в первой притче, под образом званных надо понимать народ Иудейский, а под слугами Царя – ветхозаветных пророков. Под истреблением убийц и сожжением их города необходимо разуметь гибель Иудейского народа и разрушение Иерусалима. Призывание на брачный пир всех кто встретится, это – призвание в Царство Божие всех людей, которое последовало тогда, когда Иудеи отвергли апостольскую проповедь (см. Деяния. 13:46). На брак – в Царствие Божие – призываются все: и добрые и злые, ибо для вступления в него не нужна ни святость, ни заслуги: в него призываются не за дела, а по милосердию Призывающего. Суд – установление различия между добрыми и злыми, достойными пребывать в Царствии Божием и недостойными – будет потом, позже. Поэтому, кто раз призван, должен ходить достойно своего звания, быть облеченным в брачную одежду. В древности цари и князья на Востоке имели обычай давать приглашенным специальную парадную одежду, в которой те и должны были являться на пир. Так и каждому призываемому в Царство Христово дается при крещении светлая одежда чистоты духовной. Пренебрегший этой одеждой и вошедший на духовный пир в одежде, оскверненной грехами, достоин осуждения и наказания. По толкованию св. Златоуста, «войти в нечистой одежде означает, имея нечистую жизнь, лишиться благодати. Поэтому и сказано: он же молчал… Не имея, чем защитить себя, он осудил самого себя и подверг чрезвычайному наказанию». Как не пожелавшего надеть предложенную ему от Царя одежду выгоняли из ярко освещенных палат царского пира наружу во внешнюю (кромешную) тьму, где он от холода и досады скрежетал зубами, так на Страшном Суде будут извергнуты из сонма спасаемых в Церкви Христовой нераскаянные грешники, загрязнившие своей греховной нечистотой одежду крещения. Общая заключительная мысль этой притчи с притчей св. Луки: «Мнози бо суть звани, мало же избранных» – означает то, что призываются в Царство Христово многие, все, кто отзовутся на проповедь Евангелия, но истинными членами этого Царства делаются не все званные, только избранные из них. Так, все Иудеи призывались в Церковь Христову, хотя и призваны были, но истинных христиан оказывалось среди них и будет оказываться немного.

Выслушав все это, посрамленные Господом члены синедриона начали совещаться, какие бы меры принять им против Него и замыслили послать людей, которые бы могли уловить Его в слове, дабы легче было обвинить Его и предать суду.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Притча о браке Царскаго сына

(Мф. 22:1-14)

Учение, высказанное в притчах о двух сыновьях, о злых виноградарях и об отверженном камне, Иисус Христос с новою силою высказывает в новой притче к первосвященникам и фарисеям, и с тою же целию.

В Царском доме приготовляется брачное пиршество для именитых людей Царства, которые заранее были приглашены на пир; но когда всё было готово и званные приглашались явиться на пир, они не захотели прийти; на новый зов отвечали оскорблением, побоями и даже смертию некоторым посланным Царя, и сами занялись каждый своим делом. Наказав дерзких подданных за отказ от пира и оскорбление посланных сожжением самого города возмутившихся, Царь велел звать на пир всех встречных и прохожих. Но когда начался пир и во время пира Царь вошёл к гостям, то увидел одного в худой одежде, в непочтительном виде и приказал выбросить его вон в тьму кромешную. Притчу Иисус Христос заключил возглашением: мнози суть званы, мало же избранных.

1) Притча о браке Царскаго сына отличается от подобной притчи о великой вечери (Лк. 14:16 и далее) и местом, где она произнесена, и подробностями разсказа. Та притча произнесена в доме Симона фарисея, за трапезой; эта в храме. Там пиршество устраивается богатым человеком для друзей и знакомых; здесь Царём для подвластных вельмож и при том по случаю брака своего сына. Там приглашённые только отказываются от пира под разными предлогами и за то лишаются чести быть на пире; здесь приглашённые оскорбляют и даже убивают посланных Царя и за то строго наказываются. И здесь и там место приглашённых занимают бедные и худородные; но там нет и речи о брачной одежде, о госте, явившемся в неприличном виде, об извержении его во тьму кромешнюю; здесь все эти подробности есть. Наконец, та притча произнесена задолго до страданий Иисуса Христа, то есть когда Он ещё не окончательно разошёлся с Иудейской синагогой; эта была произнесена незадолго до страданий Иисуса Христа, когда синагога окончательно разорвала свои связи с Галилейским Пророком и постановила запретить всякое сношение с Ним, а Его Самого обрекла на смерть.

2) Приглашенные на брачный пир к Царскому сыну, как можно судить по которым данным, были не простые подданные государства, но важныя лица, всей вероятности, находившияся в вассальных отношениях к Царю, или начальники областей, сатрапы, которые на Востоке очень часто делались самостоятельными князьями, возмущались против своих властителей и отлагались от них и потому неприход этих лиц на пир Царя был очевидным возмущением против него. За это Царь и повелел убийц тех казнить смертью, а город их сжечь.

3) Когда собрались на брачный пир нищие и худородные и сам Царь вошёл к возлежащим, то нашёл в числе гостей одного в небрачной одежде, котораго повелел, связав по рукам и ногам, выбросить во тьму кромешнюю. В объяснение того обстоятельства, что Царь требует от нищаго приличной одежды, обращают внимание на то, что у Восточных Царей был обычай: всем гостям, по надобности выдавать из Царской кладовой особо приготовленную одежду, в которой они являлись на пиршество. Поэтому, появление гостя в небрачной одежде показывало полное неприличие и небрежность гостя по отношению к звавшему.

Но и без предположения такого обычая (выдавать гостям готовую одежду), появление гостя в неприличном виде на брак к Царю заслуживало полнаго осуждения, потому что гость хорошо знал, к кому и для чего его зовут, и несмотря на то явился не в брачной одежде. Что он имел возможность явиться в другом виде, доказывают другие гости, такие же худородные и нищие, как и он, но которые нашли, однако же, возможность явиться достойными Царскаго пира. Ещё более доказывает его молчание при вопросе о том, как он вошёл на пир.

По объяснению Самого Иисуса Христа, эта притча изображает призвание в Царство Небесное. Небесный Царь устрояет на Земле великое торжество по случаю брака Сына Своего и издавна призвал к участию в этом пире ближайших друзей Своих — народ Израильский. Когда настало время пира, когда приблизилось время явления Сына Человеческаго на Земле и устроение Царства Божия, Господь послал рабов Своих — Иоанна Крестителя и Апостолов — проповедать наступление Царства Мессии; но призванные не захотели прийти на этот зов. Господь вновь, после Своего Воскресения и вознесения, посылает Своих рабов к приглашённым на пир и, хотя и знает об их нежелании идти на зов, повелевает слугам настойчиво и определённо объявить о том, что всё готово к пиру и что только их дожидают, в надежде, что они одумаются и явятся на пир. Действительно, Апостолам повелено усиленно и мужественно проповедать наступление Царства благодати; но наследники Царствия, некогда бывшие возлюбленные Божии, не только каждый занялся своими работами и предпочёл их пиру Царскому; но и самих посланных изгнали, оскорбили, убили. Так и было с Апостолами, первыми проповедниками приближения Царствия Божия. Их гнали Иудеи, оскорбляли, заключали в темницы; некоторых убили; и они, по слову Господа, пошли на распутия мира сего, к худородным и отверженным, к язычникам и Самарянам, и стали принимать в Церковь, к общению Небесных даров, Еллинов и Варваров.

Но и между сими призванными в Царство благодати обрелись и обретутся люди, не имеющие брачной одежды, не облечённые в ризу праведности и обновления духа, а вошедшие в Церковь в рубище страстей, пороков и прежняго нечистаго жития. Посему таковые будут низвергнуты вон, когда придёт Господин брачнаго пира. Удалённые из светлой горницы, они будут брошены во тьму кромешнюю, в ад, где будет вечный скрежет зубов.

Заключение притчи: много званных, а мало избранных, вполне разъясняет смысл притчи и отношение ея к народу Израильскому, который неоднократно был призываем Господом через посланников Божиих и из котораго только немногие воспользовались этим призванием. Так, во время странствованія по пустыне из 600 тысяч званных только два человека вошли в землю обетованную. Лучше же всего относить это избрание ко времени пришествия Сына Человеческаго на Землю и устроения Его брачнаго пира на Земле, потому что в это время из всего народа Иудейскаго едва несколько тысяч последовало за Христом и приняло проповедь Апостольскую, так что сами Апостолы должны были оставить Иудеев и идти с проповедью к язычникам, Таким образом ещё при жизни их оправдалось изречение Спасителя: мнози суть званы, мало же избранных. Оправдывается оно и всегда и над всеми, потому что из многаго числа призванных ко спасению и вступающих в Церковь только немногие остаются верными своему призванию и спасаются.

И последнее явление Сына Божия и суд над земнородными представляются у Тайновидца под образом брака Агнца (Откр. 19:7 и далее; 21:2 и далее), куда опять собраны будут уже все народы и все племена земныя — но где из множества живых и мёртвых, призванных в Царство Божие, немногие только удостоятся войти в славу Сына Царскаго.

Запись опубликована в рубрике 143.3. Притча о званных на брачный пир царского сына, _Синопсис, Великий вторник, Страстная седмица. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.