Святитель Феофан Затворник является одним из выдающихся русских архиереев XIX века. Он оставил после себя обширное литературное наследие, привлекающее внимание многих исследователей. Творения свт. Феофана являются ярким свидетельством высоты его архипастырского подвига, каждая строка которых – свидетельство о его личности. Память перенесения мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002) совершается в субботу 16 июня/29 июня (ст.ст./н.ст).
На Поместном Соборе Русской православной церкви в 1988 году, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей; в деянии Собора отмечалось: «Глубокое богословское понимание христианского учения, а также опытное его исполнение, и как следствие сего, высота и святость жизни святителя позволяют смотреть на его писания как на развитие святоотеческого учения с сохранением той же православной чистоты и богопросвещённости». 29 июня 2002 года состоялось перенесение мощей святителя Феофана из храма деревни Эммануиловки (Шацкий район Рязанской области), где они хранились с 1988 года, в Вышенский женский монастырь. 14 марта 2009 года мощи были перенесены из Успенского собора в Казанский собор Вышенского монастыря.
Труды Феофана Затворника
Деятельность Феофана Затворника разделяется 1872 годом — до и после ухода в затвор.
До затвора написаны:
- Сборник проповедей «Слово архимандрита Феофана» (1859).
- Книга лекций «Путь ко спасению» (1868—1869) о православном образовании и воспитании (в том числе юношества).
На протяжении всего затвора (до самой смерти) в монастыре написаны:
- «Собрание писем» (полностью издано после смерти в 1898—1901 годах) — размышления о христианской жизни, преодолении соблазнов и слабодушия, конечных судьбах человечества.
- Монументальный перевод наиболее авторитетного патристического сборника — «Добротолюбия».
- Перевод сочинения «Невидимая брань».
- «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться».
(Свободная энциклопедия Википедия).