Мф. VIII, 23-27: 23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. 24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. 25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. 26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. 27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
Мк. IV, 35-41: 35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. 36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. 37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. 38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? 39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. 40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? 41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
Лк. VIII, 22-25: 22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. 23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. 24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. 25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?
Руководство к изучению Четвероевангелия
Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.
Укрощение бури
(Мф. VII, 23-27; Мк. IV, 35-41; Лк. VIII, 22-25)
Однажды Иисус Христос вместе со Своими учениками переправлялся на лодке через Галилейское озеро. С ними плыли и другие лодки. Во время плавания Иисус заснул на корме. Между тем поднялась сильная буря. Волны били в лодку так, что она наполнялась водою, а Иисус Христос все еще спал. Ученики испугались, разбудили Господа и говорят Ему: «Господи! спаси нас, погибаем!»
Иисус Христос встал, запретил ветру и сказал воде: «умолкни, перестань».
И тотчас ветер утих и озеро успокоилось. Сделалась великая тишина.
Потом, обратившись к ученикам, Он сказал: «что вы так боязливы? Где ваша вера?»
Они же, и все бывшие там, в страхе и удивлении говорили друг другу: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?!»
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
19. Укрощение бури на море
(Мф. VIII, 23-27; Мк. IV, 35-1; Лк. VIII, 22-25)
Когда они отплыли, утомленный дневными трудами Иисус заснул на корме. Поднялась страшная буря, какие нередко бывали на Геннисаретском озере, окруженном горами с оврагами, которое недаром поэтому окрестные жители называли морем. Ученики, почти все рыбаки этого озера, привыкшие бороться с его бурями, выбились из сил, и в отчаянии начали будить своего Учителя: «Спаси нас, погибаем!» С одной стороны, это выражение страха за свою жизнь, но с другой – и надежды на могущество Господа. По Ев. Марку, ученики даже позволили себе укорить Господа: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» На это и Господь упрекнул их в маловерии, а затем властными словами: «Умолкни! Перестань!» мгновенно прекратил бурю. И ученики, и «люди», вероятно плывшие на соседних лодках, с изумлением говорили: «кто это, что и ветры, и море повинуются Ему?»
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Утишение бури на море
(Μф. 8:23-27; Мк. 4:35-41; 8:22-25)
Своё удаление из Капернаума Иисус Христос ознаменовал новым чудом. Переправляясь с учениками на другую сторону озера, Он заснул на корме на возглавии, а между тем поднялась большая буря, волны заливали корабль, так что он уже погружался в воду. Привычные к бурям и волнам, ученики Христовы на сей раз испугались; в их душе тоже поднялась буря помышлений сумнительных.
Опасаясь погибнуть, они разбудили спавшаго Учителя, прося о помощи. Иисус Христос, пробудившись ото сна сначала утишил бурю душевную, упрекнув учеников в маловерии, потом запретил ветрам и морю, и — по слову Его — быстъ тишина велия на море, так что бывшие в корабле, поражённые чудом, в недоумении вопрошали: Кто есть Сей, яко и ветры и море послушают Его?
В утишении бури Иисусом Христом сказалась древняя власть человека над Землёй и Ея стихиями и возстановление этой власти Иисусом Христом, а в упрёке Своим ученикам в боязливости указан и путь к достижению такой власти над Землёй, именно в вере (Мф. 17:20), ученики названы боязливыми и маловерными, потому что знали из многих опытов силу Иисуса Христа и несмотря на то, в Его присутствии страшились, что могут погибнуть, ибо считали, что погружение Спасителя в сон было забвением Его о них. Это же чудо должно служить для последователя Христова указанием на то, что не нужно бояться восстающих на него бурь житейских, но с твёрдой верой надеяться, что Господь сохранит его от погибели. Вместе с тем следует помнить, что самая большая опасность для верующаго есть его собственное сомнение: сумняйся, — по свидетельству Апостола, — уподобися волнению морскому, ветры возметаемому и развеваемому (Иак. 1:6).
Разность в сказании об этом событии у Матфея и у других евангелистов зависит от того, что евангелисты берут разные моменты события. Матфей говорит, что Иисус Христос, пробудившись, прежде упрекает учеников в неверии, потом утишает бурю; Марк и Лука говорят прежде об утишении бури, потом об упрёке Иисуса Христа ученикам в неверии. Из чего видно, что и после того, как утихла буря, Иисус Христос повторил и продолжал Своё обличение ученикам, так как под влиянием страха немногие, вероятно, были способны понять силу и значение этого упрека; а когда миновала внешняя опасность, тогда стали более внимательны к обличению Учителя.
Матфей, очевидец чуда и непосредственно слышавший обличение Учителя и видевший действие Его мощнаго слова на стихию, передаёт нам сам момент чуда, тогда как Марк и Лука, передающие событие по рассказам очевидцев, старались сохранить все подробности его, не держась в этом случае строгаго порядка событий.