Мф. XIII, 1-58: 1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. 2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. 9 Кто имеет уши слышать, да слышит! 10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. 18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: 19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. 20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. 22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. 23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. 24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 29 Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. 31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. 33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. 34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. 36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. 37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; 39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. 40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! 44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. 45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее. 47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. 49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, 50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. 51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи! 52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. 53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. 54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? 55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? 56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это? 57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. 58 И не совершил там многих чудес по неверию их.
Мк. IV, 1-34: 1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. 2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: 3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять; 4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. 5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; 6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. 7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. 8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. 9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! 10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. 11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; 12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. 13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? 14 Сеятель слово сеет. 15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. 16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, 17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. 18 Посеянное в тернии означает слышащих слово, 19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. 20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат. 21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? 22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. 23 Если кто имеет уши слышать, да слышит! 24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. 25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. 26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, 28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. 30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? 31 Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; 32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. 33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. 34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
Лк. VIII, 4-18; XIII, 18-21: 4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: 5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? 10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. 11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. 17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. 18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. 13 18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? 19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. 20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? 21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.
Притча о сеятеле
(Мф. XIII, 1-23; Мк. IV, 1-20; Лк. VIII, 4-15)
Иисус Христос, находясь в Капернауме, пришел на берег Галилейского озера. К Нему собралось множество народа. Он вошел в лодку и сел, а народ стоял на берегу, и с лодки начал поучать народ притчами.
Иисус Христос сказал: «Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его.
Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги.
Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его.
Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод.
Потом, когда ученики спросили Иисуса Христа: «что значит эта притча?» – Он им объяснил:
Семя есть слово Божие (Евангелие).
Сеятель – тот кто сеет (проповедует) слово Божие.
Земля – сердце человеческое.
Земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа. Диавол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись.
Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры.
Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие.
Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в доброй душе своей и с терпением стараются исполнять все, чему оно учит. Плоды их это добрые дела, за которые они удостаиваются Царства Небесного.
Притча о зерне горчичном
(Мф. XIII, 31-32; Мк. IV, 30-32; Лк. XIII, 18-19)
Иисус Христос учил, что Царство Божие, Царство Небесное, начало и основание которому Он положил на земле (то есть Церковь Христова), вначале мало, а потом распространится по всей земле. Он сказал: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем. Это зерно, хотя и меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».
Много и других притчей говорил Спаситель, поучая народ.
Притча о закваске
(Мф. XIII, 33; Лк. XIII, 20-21)
Господь Иисус Христос разъясняя учение о Царстве Божием сказал: «Чему уподоблю Царство Божие? Царство Божие подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все».
Проста и кратка эта притча, но глубокий двоякий смысл заключен в ней: обще-исторический процесс спасения людей и личный процесс спасения каждого человека.
Исторический процесс: После всемирного потопа от сыновей Ноевых – Сима, Хама и Иафета произошли три расы человеческого рода: семиты, хамиты и иафетиты. Они и есть три меры муки, в которые Христос влагает Свою небесную закваску – Святого Духа, влагает всем расам человеческим, без всякого ограничения и исключения.
Как женщина при помощи закваски превращает обычную естественную муку в хлеб, так и Христос при помощи Духа Святого превращает обычных естественных людей в сынов Божиих, в бессмертных жителей Царства Небесного.
Процесс закваски начался в день Сошествия Святого Духа на апостолов и продолжается до наших дней, и будет продолжаться до скончания века – доколе не вскисло все.
Личный процесс: Спаситель, через крещение во имя Пресвятой Троицы, дает небесную закваску – дары Св. Духа, силу благодати, – душе каждого человека, т. е. главным способностям или силам человеческой души: разуму, чувству (сердцу) и воле («три меры»). Все три силы души человеческой гармонично растут и поднимаются к небу, исполняясь светом разума, теплом любви и славой добрых дел, становясь сынами и дочерьми Божиими, наследниками Царства Небесного.
Господь дал в пример женщину потому, что женщина, как жена и мать, с любовью приготовляет домашний хлеб для чад и домочадцев, тогда как мужчина-пекарь готовит хлеб для продажи, рассчитывая на доход, на выгоду. (По епископу Николаю Велимировичу.)
Притча о пшенице и плевелах
(Мф. XIII, 24-30; 36-43)
Иисус Христос учил, что в Царстве Его на земле (т. е. в Церкви Христовой) до последнего дня мира будут находиться и грешники.
Господь сказал: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя (пшеницу) на поле своем.
Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы (т. е. семена сорных трав, похожих зеленью на пшеницу) и ушел.
Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Увидя это, слуги пришли к владельцу поля и спросили: «Господин! не доброе ли семя сеял ты на поле своем? Откуда же на нем плевелы?»
Он ответил им: «враг-человек сделал это».
Слуги сказали ему: «хочешь ли, мы пойдем выберем их?»
Но господин сказал им: «нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; а во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
Ученики, оставшись наедине с Господом, просили Его объяснить им эту притчу.
Иисус Христос сказал:
«Сеющий доброе семя есть Сын Человеческий (т. е. Сам Господь Иисус Христос).
Поле есть мир.
Доброе семя (пшеница) это сыны Царствия Божия, т. е. люди добрые, благочестивые, принявшие учение Христово.
Плевелы же – сыны лукавого (диавола), т. е. нечестивые, злые люди.
Враг, посеявший плевелы, есть диавол.
Жатва есть кончина мира, а
Жнецы суть Ангелы.
Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет и при кончине века. Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в пещь огненную; там будет плач и скрежет зубов. А праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (в царстве вечной блаженной жизни).
Как часто, при виде возмутительных поступков безнравственных, злых людей, спрашиваем: Господи! Почему Ты не наказываешь теперь же злых людей? Зачем Ты даешь им возможность пользоваться всеми благами мира? Зачем они теснят, угнетают добрых?
На все эти вопросы в этой притче дан ответ: «оставьте расти вместе то и другое до жатвы – до дня Страшного Суда». Такова воля Божия. Потому что Господь дал человеку образ и подобие Свое – свободную волю. Зло возникло в мире по вине творения – диавола, который постоянно и хитро сеет зло в мире – распространяет среди людей неверие и всякие беззакония.
В свободном выборе добра и отклонении от зла человек возвеличивает Бога, прославляет Бога и совершенствуется сам, а терпя страдания от злых получает от Бога высшую награду в Царствии небесном.
Таким образом Бог без всякого принуждения дает людям с доброй волей возможность заслужить вечную, блаженную жизнь в Царствии Небесном, а людям со злой волей – вечные мучения в аду, в преисподней.
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
17. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах:
Притча о сеятеле
(Мф. XIII, 1-23; Мк. IV, 1-20; Лк. VIII, 4-15)
Слово «притча» представляет собой перевод греческих слов: «параволи» и «паримиа». «Паримиа» – в точном смысле означает краткое изречение, выражающее правило жизни (таковы, напр. «Притчи Соломоновы»); «параволи» есть Целый рассказ, имеющий прикровенный смысл и в образах, взятых из повседневного быта людей, выражающий высшие духовные истины. Евангельская притча собственно есть «параволи». Притчи, изложенные в 13 главе Ев. от Матфея и в параллельных местах у двух других синоптиков Марка и Луки, были произнесены при стечении столь многочисленного народа, что Господь Иисус Христос, желая устраниться от теснившей Его толпы, вошел в лодку и из лодки говорил к народу, стоявшему на берегу Геннисаретского озера (моря).
Как поясняет св. Златоуст, «Господь говорил притчами для того, чтобы сделать слово Свое более выразительным, глубже напечатлеть его в памяти и самые дела представить глазам». «Притчи Господа – это иносказательные поучения, образы и примеры для коих заимствовались из обыденной жизни народа и из окружавшей его природы. В Своей притче о Сеятеле, под Которым Он разумел Самого Себя, под семенем проповедуемое Им Слово Божие, а под почвой, на которую падает семя, сердца слушателей, Господь живо напомнил им их родные поля, через которые проходит дорога, местами заросшие колючим кустарником – тернием, местами же каменистые, покрытые лишь тонким слоем земли. Сеяние – прекрасный образ проповедания Слова Божия, которое, падая на сердце, смотря по состоянию оного, остается бесплодным или приносит плод больший или меньший.
На вопрос учеников: «Почто притчами глаголеши им?» Господь отвечал: «Вам дано есть разумети тайны Царствия Небеснаго, онем же не дано есть». Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума их, дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Св. Духа, а все остальные не были способны к принятию и пониманию этих истин, причиной чего было их нравственное огрубление и ложные представления о Мессии и Его царстве, распространяемые книжниками и фарисеями, о чем пророчествовал еще Исайя (6:9-10). Если показать таким нравственно испорченным, духовно-огрубевшим людям истину, как она есть, не облекая ее никакими покровами, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат ее. Только облеченная в приточный покров, соединенная с представлениями о предметах хорошо знакомых, истина становится доступной восприятию и пониманию: ненасильственно, сама собой загрубелая мысль возносилась от видимого к невидимому, от внешней стороны к высшему духовному смыслу. «Кто имеет, тому дано будет, и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» – присловие неоднократно повторяемое Господом в разных местах Евангелия (Матф. 25:29; Луки 19:26). Смысл его тот, что богатый при усердии более и более богатеет, а бедный при лености и последнее теряет. В духовном смысле это значит: вы, Апостолы, с дарованным вам уже познанием тайн Царствия Божия, можете проникать все глубже и глубже в тайны, понимать их все совершеннее; народ потерял бы и то скудное знание сих тайн, какое еще осталось у него, если бы при откровении сих тайн не дать ему в помощь приточной речи, более для него пригодной. Св. Златоуст разъясняет это так: «Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все; а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что, как ему кажется, он имеет». У кого ум так омрачен, а сердце огрубело во грехе, что он не понимает Слова Божия, у того оно ложится так сказать на поверхности ума и сердца, не пустив корней внутрь, как семя на Дороге, открытое для всех проходящих, и лукавый — сатана или демон – легко его похищает делает бесплодным слышание; каменистую почву представляют собой те люди, которые увлекаются проповедью Евангелия, как приятной новостью, иногда даже искренно и чистосердечно, находят удовольствие в слушании его, но сердце их холодно, неподвижно, твердо как камень: они не в силах, ради требований евангельского учения, изменить свой привычный образ жизни, отстать от своих излюбленных, вошедших в привычку грехов, вести борьбу с искушениями, претерпевать за истину евангельскую какие-либо скорби и лишения – в борьбе с искушениями они соблазняются, падают духом и изменяют своей вере и Евангелию; под тернистой почвой разумеются сердца людей, опутанных страстями – пристрастиями к богатству, к наслаждениям, вообще ко благам мира сего; под доброй землей разумеются люди с добрыми чистыми сердцами, которые, услышав Слово Божие, твердо решились сделать его руководством всей своей жизни и творить плоды добродетели». «Виды добродетелей различны, различны и преуспевающие в духовной мудрости» (Блаж. Феофилакт).
Притча о плевелах
(Мф. XIII, 24-30; XIII, 36-43)
«Царство Небесное», т.е. земная церковь, основанная небесным Учредителем и приводящая людей к небу, «подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». «Спящим же человеком», т.е. ночью, когда дела могут быть невидимы никем – здесь указывается на хитрость врага – «прииде враг его и всея плевелы», т.е. сорные травы, которые, пока малы, всходами своими очень похожи на пшеницу, а когда вырастут и начинают уже отличаться от пшеницы, то выдергивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы. Учение Христово сеется по всему миру, но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной ниве мира живут поэтому вместе с достойными сынами Отца небесного (пшеницею) и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит их, оставляя их до «жатвы», т.е. до Страшного Суда, когда жители, т.е. Ангелы Божий, соберут плевелы, т.е. всех делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную, на вечные адские муки; пшеницу же, т.е. праведников, Господь повелит собрать в житницу Свою, т.е. в Царствие Свое небесное, где праведники воссияют, как солнце.
Притча о невидимо растущем семени
(Мк. IV, 26-29)
Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, совершаемое силою благодати Божией.
Притча о зерне горчичном
(Мф. XIII, 31-32; Мк. IV, 30-32; Лк. XIII, 18-19)
На Востоке горчичное растение достигает величины громадных размеров, хотя зерно его чрезвычайно мало, так что у евреев того времени была далее поговорка: «мал, как горчичное семячко». Смысл притчи тот, что, хотя начало Царства Божия по-видимому мало и неславно, но сила, в нем сокрытая, побеждает все препятствия и преобразует его в царство великое и всемирное. «Сею притчею», говорит св. Златоуст «Господь хотел показать образ распространения проповеди евангельской. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, впрочем как сила в них сокровенная была велика, то она (проповедь) распространилась на всю вселенную». Церковь Христова, в начале малая, для мира неприметная, распространилась на земле так, что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под сенью ее. Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божией, в начале едва приметное, все более и более охватывает душу, которая и делается потом вместилищем разнообразных добродетелей.
Притча о закваске
(Мф. XIII, 33-35; Мк. IV, 33-34; Лк. XIII, 20-21)
Точно такой же смысл имеет притча о закваске. «Как закваска», говорит св. Златоуст: «над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы (Апостолы) преобразите целый мир». Точно так же и в душе каждого отдельного члена Царства Христова: сила благодати невидимо, но действительно объемлет постепенно все силы его духа и преображает их, освящая их. Под тремя мерами некоторые разумеют три силы души: ум, чувство и волю.
Притча о сокровище, скрытом в поле
(Мф. XIII, 44)
Человек узнал о кладе, который находится в не принадлежащем ему поле. Чтобы им воспользоваться, он прикрывает клад землей, продает все, что имеет, покупает это поле и тогда вступает в обладание этим кладом. Подобную драгоценность представляет для мудрого и Царство Божие, понимаемое в смысле внутреннего освящения и духовных даров. Затаив у себя эту драгоценность, последователь Христов всем жертвует и от всего отрекается, чтобы ею обладать.
Притча о драгоценной жемчужине
(Мф. XIII, 45-46)
Смысл притчи тот же, что и предшествующей: для приобретения Царства Небесного, как высочайшей драгоценности для человека, надо жертвовать всем, всеми своими благами, какими только обладаешь.
Притча о неводе, закинутом в море
(Мф. XIII, 47-50)
Эта притча имеет тот же смысл, что и притча о пшенице и плевелах. Море – мир, невод – учение веры, рыбари – Апостолы и их преемники. Этот-то невод собрал от всякого рода – варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы разумеется кончина века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба в неводе отделяется от худой. Надо обратить внимание на то, что Христос Спаситель часто пользуется случаями – указать на различие в будущей жизни праведников и грешников. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, которые, как напр. Ориген, думают, что все спасутся, даже и диавол.
Толкуя притчи Господни, надо всегда иметь в виду, что поучая притчами, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия, только в общем, а не в частностях, не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.
Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни, после последнего Страшного Суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле царство верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божие, открывшееся с приходом Христа Спасителя на землю, неприметно вселяется в души людей и подготовляет их на земле к наследованию имеющегося открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи.
В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа в 77 псалме ст. 1-2: «Отверзу в притчах уста моя». Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно и из того, что следующие слова: «Изреку сокровенное от создания мира» приличествуют только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку: сокровенные тайны царствия Божия ведомы, конечно, только ипостасной Премудрости Божией.
Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их «книжниками», но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только «старое ветхозаветное», да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному, способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и «старое» пророчество, и «новое» учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим, и Новым Заветом, ибо истины и того, и другого Богооткровенны.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Притчи Иисуса Христа о проповеди Евангельской
(Мф. 13:1-53; Мк. 4:1-34; Лк. 8:4:18)
Возвещая народу наступление Царства Божия на Земле и сея в сердцах людей спасительныя семена Слова Божия, Иисус Христос предлагал Своё учение самым различным образом: то положительно требуя и заповедуя исполнять определённыя правила, то советуя возвышаться к совершенству путём добровольных самоотречений, то ублажая ревностных исполнителей закона, то обличая суемудрых нарушителей его.
Он предлагал Своё учение и в продолжительных беседах с книжниками и учителями закона, и в доступных для детскаго и народнаго понимания притчах, как бы во исполнение древняго пророчества (Псал. 77:2); в самом же деле для того, чтобы глубже и сильнее запечатлеть Свои слова в сердцах простого народа, ищущаго прежде всего наглядности и общедоступности в учении своих учителей.
а) О сеятеле и семени.
В тот же день, выйдя из дома, в котором Он остановился, находясь в Капернауме, Спаситель направился к берегу Галилейскаго моря, но народ вновь начал собираться вокруг Него, так что Иисус Христос вынужден был войти в лодку, и из неё стал поучать народ притчами.
Желая показать действие евангельской проповеди на сердца людей, Он говорил о том, как сеятель сеял в поле семена, и как одни из них упали при дороге и были потоптаны прохожими и выклеваны птицами; другия упали на каменистую почву и, взошедши, были пожжены Солнцем; третьи попали в терние и, когда возросли, были заглушены им; наконец, четвёртыя пали на добрую землю и дали обильный плод в 100, 60 и 30 крат.
Указав ученикам — по их вопросу — причину приточнаго или прикровеннаго способа наставления Своих слушателей в огрубении сердца и намеренном упорстве людей, Он предлагает им значение притчи, сравнивая Себя с сеятелем, учение Своё с добрым семенем, а сердца людей и их восприемлемость — с различными почвами. Затаптывание семени на пути прохожими и выклёвывание птицами приписывает диаволу, иссушение на каменистой почве — непостоянству и недостатку терпения во время скорбей, заглушение корня другими растениями — житейским заботам; а прорастание добраго семени — вниманию и охотному принятию Слова Божия.
1. Притча — παραβολή, иносказательное повествование, в котором, под образом действительнаго или вымышленнаго события рассказывается, с целью наставления, о другом действительном событии или действии. В этом смысле она сходится с басней и по образу замысла и по цели; но вместе с тем притча резко отличается от басни:
а) Тем, что говорит о предметах мира духовнаго и предлагает истины нравственно-религиозныя; басня предлагает истины житейская и практическая, не религиозныя.
б) В притче неудобна и недопустима ни шутка, ни насмешка, ни остроумие; басня сильна остроумием, занимательна шутливым тоном, страшна насмешкой.
в) В притче предметы сохраняют свои естественныя отношения, и если берутся из мира животных или растений, то не меняют своих правильных отношений к человеку, как в притчах о пастыре и овцах, о неводе и рыбах, о зерне горчичном и прочем; в басне животным и неодушевлённым предметам приписываются неестественныя свойства и действия. В Священном Писании только две басни: о деревьях, избравших себе царём терние (Суд. 9:8 и далее), и о тернии, просившем у кедра в замужество своему сыну дочь его (4 Цар. 14:9); но они принадлежат не священным писателям, а людям практическим, и содержат практическия истины, а потому не имеют никакого сходства с притчами Спасителя. То, что называется притчей в книге Притчей, а иногда и в Новом Завете (врачу, исцелися самъ!), есть собственно пословица — παροίμια, и заключает лишь результат наблюдения и житейской мудрости народа, имеет значение практическое и выражает одну простую мысль, только намёк на притчу в собственном смысле.
Есть ещё в Новом и Ветхом Завете и аллегории, которыя имеют сходство с притчами. Но в аллегориях внутренний смысл не отделяется от внешняго образа и близко соединяется с ним, так что может быть легко заметен без объяснения; например у пророка Исаии аллегория о винограднике, перенесённом Богом из Египта; в Новом Завете притча Спасителя о виноградной лозе и ветвях, о двери и тому подобное. Сюда принадлежат и краткия сравнения Иисуса Христа о духовном рождении, о свете, об источнике воды и прочее. В притче смысл сокрыт, так что его не легко разгадать. Этим объясняется различие святоотеческих толкований на притчи, оставленныя в Священном Писании необъяснёнными.
2. Употребление притчей объясняется наклонностью Восточных народов, и в частности Иудеев, к наглядному и образному способу выражения своих мыслей, чему способствовало богатство и разнообразие внешней природы; а значение приточнаго обучения открывается из того, что сказанное в притче могут принять все без различия в степени понимания и образования слушатели; как наглядное, оно скоро может быть усвоено и дальше сохранено; как не явно высказанное может только возбуждать мыслительную деятельность и скорее может быть истолковано приспособительно к понятиям и взглядам всех.
Иисус Христос присоединяет ещё одну причину приточнаго изложения Своего учения — это ослепление Иудейскаго народа. Желая подействовать и на эту огрубевшую массу, Иисус Христос предлагает притчу, чтобы она своим незаметным влиянием предрасполагала к усвоению высоких нравственных истин сразу не удобопонятных для целой массы. Отвечая ученикам на вопрос: почему Он говорит народу в притчах — Иисус Христос сказал, что им дано, то есть они достойны и способны ведать тайны Царствия Небеснаго, а другим этого не дано — и приводит слова пророка Исаии (6:9-10), которыя указывают на черезвычайное огрубение израильтян и явное нежелание видеть и слышать истину, чтобы под влиянием услышаннаго не обратиться.
Видно, следовательно, желание всегда оставаться в подобном состоянии. Эти выражения представляют как бы нежелание Божие, чтобы эти люди наконец сознали свою нечистоту и исправились; но подлинный текст не позволяет так думать о Боге. Здесь Иисус Христос как бы хотел показать ученикам пример того, как приемлется Слово Божие сердцами людей и каких плодов можно ожидать с одной стороны от окаменелых сердец массы израильскаго народа, и с другой — от умягчённых сердец Апостолов.
3. На том основании, что Иисус Христос объясняет значение притчей Своим ученикам наедине, а для народа оставляет их не разъяснёнными, некоторые полагали, что в учении Иисуса Христа, как и у древних языческих философов и основателей Иудейских религиозных сект, есть различие между эзотерическим и экзотерическим учением — то есть думали, что одно Он предлагал народу, другое — избранным ученикам; одни знали немногое из Его учения, другие были посвящены во все тайны и глубины его.
Но такое мнение несправедливо, потому что различие между учением, передаваемым народу, и тем, которое раскрывалось ученикам наедине, состояло только в относительной полноте и ясности; одним предлагалось менее пространно и прикровенно, другим — обширнее и яснее; но это зависело от степени восприемлемости слушателей, а не от различия предметов. Кроме того, и такое различие в сообщении истин было только временное. То же учение, которое сначала предлагалось только избранным ученикам, впоследствии в полноте и ясности предлагается всем без различия, и как среди ближайших учеников Христовых, так и вообще в Церкви никогда не было и речи о каком-нибудь тайном, сокровенном учении. Только у некоторых еретиков, например, у гностиков, были какия-то тайныя глубины, по справедливости названныя у Апостола сатанинскими (Апок. 2:24).
б) О плевелах.
В другой притче Иисус Христос представляет, как к тому же доброму семени, в отсутствии господина, враг его присеял плевелы (семена сорных и негодных трав) и как господин, узнав о том через своих верных слуг, не позволил им исторгать плевелы раньше жатвы, чтобы не повредить корней добраго семени, а по наступлении жатвы повелел жнецам собрать плевелы в связки и сжечь огнём, а добрыя семена собрать в житницы.
Этот сеятель есть Сам Иисус Христос, а враг Его — дьявол. Оба они сеют в мире свои семена, и как Сыны Царствия, так и сыны диавола растут на одном поле, щадимые долготерпением и мудростью Промыслителя мира до дня кончины мира. Тогда Ангелы ввергнут плевелы в огонь вечный, а в житницах Отца Небеснаго добрыя просияют как Солнце.
Примечание. Чтобы не повредить вместе с плевелами и добрых растений, Господь запрещает исторгать их: прекрасное успокоение для тех, которые возмущаются слишком сильным распространением зла и злых! Господь медлит наказанием их, чтобы не пострадали и добрые. Но где одни плевелы или очень много их, внимательный господин жатвы истребляет их.
в) О семени, которое растёт само по себе
В третьей притче Иисус Христос показывает, как посеянное человеком зерно всходит, растёт и созревает, помимо воли и наблюдения человека, который в это время может спать и заниматься другими делами, и только когда созреет жатва, он посылает жнецов, чтобы собирать плоды. Этим Иисус Христос показывает, что как зерно, предоставленное самому себе, действием одних сил природы, развивается и достигает зрелости, так и Слово Божие, павшее в душу человека, действием сверхъестественных сил Божиих, помимо воли и сознания человека, совершает в нём спасительный переворот и приносит святые плоды.
Примечание. Эта притча приводится только у Евангелиста Марка (4:26-29).
г) О зерне горчичном и о закваске.
Действие проповеди Своей на сердца людей и распространение Царства Божия на Земле Иисус Христос изобразил в двух притчах:
1. Под видом малаго зерна горчичнаго, которое, несмотря на свою относительную малость, даёт большое растение, под которым могут укрываться птицы Небесныя; и
2. Под видом закваски, которую женщина вложила в три меры муки, и всё тесто взошло.
Эти две притчи Иисус Христос оставил без объяснения, но смысл их уже был сам собой понятен ученикам после того, как были объяснены две первыя притчи. Как зерно горчичное — малое и едва заметное для глаз, будучи посеяно, делается большим деревом, так и Царство Божие на Земле, первоначально малое и незаметное, со временем расширилось, возросло в великое сеннолиственное дерево, под которым ищут защиты и покрова многие народы Земли: так и слово Божие, запавшее в сердце человека, мало-помалу возрастает в душе его в великое дело, покоряет себе мысли и чувства человека. Или как закваска мало-помалу заквашивает всё тесто; так и проповедь слова Божия овладевает всем существом человека и делает его верным хранителем благодатнаго семени.
Название горчичнаго семени в Евангелии принадлежит растению, отличному от нашей горчицы. Оно действительно черезвычайно мало, но вырастающее из него растение достигает величины дерева и очень легко может служить для укрывательства Небесных птиц; живёт несколько лет.
д) О сокровище и о жемчужине.
Высокое значение Царства Божия для человека и необходимость особенных действий со стороны его к достижению Царства Божия выражено в притчах о сокровище, которое сокрыто в поле и ради которого нашедший его человек продаёт всё имущество, чтобы иметь возможность купить поле, где найдено сокровище, и в притче о драгоценной жемчужине, которую купец приобретает ценой всего своего имущества.
Смысл сих притч таков, что Царствие Божие есть для человека высочайшее и драгоценнейшее благо, и что для приобретения его человек не должен жалеть ничего.
е) О неводе.
Ещё подобно Царство Божие неводу, который, будучи закинут в море, извлекает на берег множество рыб — и больших и малых, и первые из них собираются рыбаками в сосуды и сберегаются, а последние выбрасываются вон.
Смысл этой притчи определил Сам Иисус Христос, сказав, что так будет в скончание века: изыдут Ангелы и отлучат злых от среды праведных. Посему невод есть учение Христово, рыболовы — Апостолы, море — мир, рыбы разнаго рода — люди, уловляемые проповедью Апостолов: Иудеи и язычники, фарисеи и мытари, праведники и грешники; отделение хороших рыб от худых есть Страшный Суд по кончине века. В конце Спаситель говорит, что всякий книжник, научившийся Царствию Небесному, подобен человеку домовитому, который выносит из своей сокровищницы и старое и новое.
Под книжником здесь разумеется в самом обширном смысле всякий сведущий в Священном Писании Ветхаго Завета, какими были и ученики Христовы, хотя они были люди не книжные. Иисус Христос Своим замечанием хочет выразить ту мысль, что ученики, зная учение Ветхаго Завета о Царстве Мессии и теперь от Него научившись, в чём должно состоять это Царство Небесное на Земле и как его достигать — они должны уподобиться добрым хозяевам, которые с благоразумием и предусмотрительностью употребляют на пользу другим и себе и старое, и новое, хранящееся в их кладовых. Так и они, сделавшись истинными книжниками — то есть проповедниками Царства Божия, должны благоразумно износить из сокровища своего сердца и ветхозаветное и новозаветное учение о Царстве Небесном.