Мф. XIX, 13-15: 13 Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. 14 Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. 15 И, возложив на них руки, пошел оттуда.
Мк. X, 13-16: 13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. 14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. 16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.
Лк. XVIII, 15-17: 15 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. 16 Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. 17 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.
Благословение детей
(Мф. XIX, 13-15; Мк. X, 13-16; Лк. XVIII, 15-17)
Многие приносили к Иисусу Христу своих детей, чтобы Он прикоснулся к ним, возложил на них руки с молитвою, благословил их. Ученики же Христовы не допускали их, думая, что не стоит из-за детей беспокоить Учителя.
Но Иисус Христос, увидев это, вознегодовал и, подозвав учеников, сказал: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».
И, обняв детей, Иисус Христос возложил на них руки и благословил их.
Из этого мы должны понять, что невинность, незлобие, простота и доброта души, которые свойственны прежде всего детям, вводят человека в Царство Небесное.
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
52. Благословение детей
(Мф. XIX, 13-15; Мк. X, 13-16; Лк. XVIII, 15-17)
Из трех Евангелистов, сообщающих об этом событии, подробнее всех повествует св. Марк, который говорит, что Господь «вознегодовал» на учеников Своих за то, что они не допускали к Нему детей. Сколь велика, следовательно, была любовь Господа к детям, если Он, с величайшей кротостью и терпением переносивший людские неправды, вознегодовал на учеников Своих. Любовь Свою к детям Господь объясняет указанием на достоинства их, и эти достоинства ставит примером для подражания всем, желающим войти в Царствие Небесное, говоря, что «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него», т.е. Царствие Божие надо принять в свое сердце с таким же чистым, невинным и непорочным расположением духа, каково оно бывает у малых, еще нравственно не испорченных детей. «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» – отсюда вывод, что великий грех совершают те родители и воспитатели, которые не приводят детей ко Христу, научая их вере христианской, и еще больший грех тяготеет на тех из них, которые намеренно отклоняют детей от пути веры.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Благословение детей
(Лк. 18:15-17; Мф. 19:13-15; Мк. 10:13-16)
Иисус Христос не отталкивал и самых малых членов Царства Божия, какими представлялись в глазах некоторых мытари, и какими считали ученики Христовы детей. Но Он, требуя для Царства Божия детской простоты и чистоты, с любовию принимал детей и благословлял их. На учеников же, однажды возбранявших матерям приводить детей к Нему, вознегодовал за это и напомнил им, что таковых есть Царствие Божие, и что даже все верующие должны быть подобны детям, чтобы воспринять Царствие Божие.
1) Ученики возбраняли приводить детей к Иисусу Христу, считая их неспособными понимать и воспринимать высокия истины Царствия Божия, и потому не хотели обременять Своего Учителя таким по-видимому не важным делом, как благословение детей. Исправляя их понятия, как и во всём, Иисус Христос указал и высокое значение принадлежащих по преимуществу детскому возрасту свойств невинности и простоты, и важность благословения детей, как членов Царства Божия.
2) К Иисусу Христу матери приносили своих детей, чтобы Он помолился о них и благословил их. Трудно угадать прямую причину, побудившую матерей просить благословения своим детям у великаго Галилейскаго Пророка; но скорее всего этим они выразили и свою веру в Божественную и чудодейственную силу Иисуса Христа, силу, могущую сделать их детей счастливыми в жизни, то есть способными совершать великия дела добродетели, и своё желание сохранить в душе своих детей память о важном случае в их жизни, когда они, ещё будучи младенцами, были на руках у великаго Человека и получили от Него благословение. Есть прекрасное и поучительное предание, что знаменитый учитель Церкви и священномученик II-го века, Игнатий Богоносец († в 108-м году), назван так именно потому, что в младенчестве своём был одним из тех счастливых детей, которых Богочеловек Иисус Христос носил на руках (Θεοφο’ρος). Хотя сам святой Игнатий своё прозвание Богоносца объясняет тем, что он всегда носил в сердце своём Христа Бога, но предание имеет тот смысл, что ношение дитяти на руках Христом сделало его как бы способным носить Христа в сердце своём; что следовательно благословение пророка делает детей пророками, то есть способными понимать и открывать волю Божию людям и прежде всего обнаруживать это на самих себе.