Мф. XXIV-XXV: 1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. 2 Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено. 3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? 4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят. 6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8 всё же это — начало болезней. 9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13 претерпевший же до конца спасется. 14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. 15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,- 16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. 19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! 20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. 22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. 23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте. 24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. 25 Вот, Я наперед сказал вам. 26 Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне»,- не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах»,- не верьте; 27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы. 29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. 32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. 34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; 35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; 37 но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38 ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39 и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого; 40 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41 две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. 42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. 43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. 44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. 45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? 46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- 50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. 25 1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. 14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Мк. XIII, 1-37: 1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! 2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. 3 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: 4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? 5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. 7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть,- но это еще не конец. 8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней. 9 Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. 10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие. 11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. 12 Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. 13 И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. 14 Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно,- читающий да разумеет,- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 15 а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; 16 и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. 17 Горе беременным и питающим сосцами в те дни. 18 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. 19 Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. 20 И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни. 21 Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там,- не верьте. 22 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. 23 Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё. 24 Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, 25 и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. 26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. 27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. 28 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. 29 Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. 30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. 31 Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. 33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. 34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. 35 Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; 36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. 37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
Лк. XXI, 5-38: 5 И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: 6 придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено. 7 И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? 8 Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. 9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. 10 Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; 11 будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. 12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13 будет же это вам для свидетельства. 14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. 16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18 но и волос с головы вашей не пропадет,- 19 терпением вашим спасайте души ваши. 20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, 22 потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. 23 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24 и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. 25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; 26 люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, 27 и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. 28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. 29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: 30 когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. 31 Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. 32 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; 33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. 34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, 35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; 36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. 37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. 38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.
Предсказание Иисуса Христа о кончине мира и о втором Его пришествии
(Ин. VI, 24-29; Мф. XXIV, 3-44; Мк. XIII, 3-37; Лк. XVII, 20-37, XXI, 7-36)
Иисус Христос предсказал о том, что ожидает в будущем весь наш мир и всех людей. Он учил, что наступит конец миру, и земная жизнь человеческого рода окончится; тогда Он во второй раз придет на землю, и воскресит всех людей (тогда тела всех людей снова соединятся со своими душами и оживут), и произведет тогда Иисус Христос суд над людьми и воздаст каждому по делам его. «Не дивитесь этому, – говорил Иисус Христос, – ибо наступает время, в которое все, находящееся в гробах, услышат голос» Сына Божия и услышавши оживут; и выйдут из могил – одни, которые творили добро, для вечной, блаженной жизни, а другие, делавшие зло, для осуждения».
Ученики Его спрашивали: «скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего (второго) пришествия и конца мира?»
В ответ на это Иисус Христос предупреждал их, что прежде пришествия Его, во славе, на землю, наступят такие тяжелые для людей времена, каких еще не бывало от начала мира. Будут разные бедствия: голод, мор, землетрясения, частые войны. Умножатся беззакония; вера ослабеет; у многих не станет любви друг к другу. Появится много ложных пророков и учителей, которые будут обольщать людей и развращать их своим пагубным учением. Но сперва будет проповедано Евангелие Христово по всей земле, во свидетельство всем народам.
Перед самою же кончиною мира будут великие, ужасающие знамения в небе; море возшумит и возмутится; уныние и недоумение овладеет людьми, так что они будут издыхать от страха и от ожидания бедствий для всего мира. В те дни, после скорби той, солнце, померкнет, луна не даст света своего, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются. Тогда явится на небе знамение Иисуса Христа (крест Его); тогда восплачут все племена земные (от страха суда Божия) и увидят Иисуса Христа, идущего на облаках небесных с силою и славою великою. Как молния блистает на небе от востока до запада (и сразу видима бывает повсюду), так (видимо для всех, вдруг) будет пришествие Сына Божия.
О дне же и часе Своего пришествия на землю Иисус Христос не сказал ученикам Своим; «о том знает только Отец Мой Небесный», – сказал Он, и учил быть всегда готовыми к встрече Господа.
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
15. Беседа Господа с учениками на горе Елеонской о его Втором Пришествии и кончине мира
(Мф. XXIV, 1-51; Мк. XIII, 1-37; Лк. XXI, 5-38)
Выйдя из храма, Господь направился с учениками на гору Елеонскую. По дороге Он предрек разрушение храма, что и исполнилось в 70 г., когда Иерусалим был взят римлянами и превращен в развалины, а несколько позднее при имп. Траяне были уничтожены и последние следы его. Несмотря на желание самого римского военачальника Тита сохранить храм, как чудо искусства, определение Божие не могло не сбыться: от случайно брошенной одним римским воином горящей головни храм сгорел дотла. С горы Елеонской открывался прекрасный вид на Иерусалим и храм, и ученики наедине с Господом продолжили начатую беседу о будущности их. Ученики Христовы полагали, что Иерусалим будет стоять до скончания века, а потому и задали Господу двойной вопрос, как один: «когда сия (т.е. разрушение Иерусалима и храма) будут, и что есть знамение твоего пришествия, и кончина века?» Отвечает Господь также, по-видимому, не разделяя эти два события, сообразно их возрениям. В пророческом созерцании события близкие и отдаленные представляются иногда как бы на одной картине в перспективе, как бы сливаются, особенно, если одно событие ближайшее служит прообразом другого отдаленнейшего. Здесь несомненно то, что разрушение Иерусалима и ужасы, которые будут сопровождать его, являются прообразом тех ужасов, которые будут иметь место при кончине мира перед Вторым Пришествием Христовым. И вместе с тем Господь дает ясно понять, что Второе Пришествие Его и кончина мира последуют очень не скоро после разрушения Иерусалима. Первым признаком приближения суда Божия Господь поставляет явление лже-христов. Историк И. Флавий свидетельствует, что перед падением Иерусалима действительно появилось множество лжемессий-обольстителей. Вторым признаком будут войны, как близкие, так и отдаленные («слышания бранем»). Но и эти войны и природные бедствия будут только началом грядущих мучительных ужасов, которые, по своей тягости, сравниваются Господом с болезнями рождения. Третьим признаком Господь полагает жестокое гонение на Его учеников и последователей, о чем и повествуется в кн. Деяний и о чем свидетельствует история, как напр. гонение при Нероне и др. Одно имя «христиан» действительно было ненавистно язычникам, в результате чего явились неисчислимые сонмы мучеников за Христа. «Тогда соблазнятся мнози», т.е. отступят от веры во Христа и будут предавать, т.е. выдавать на смерть и мучения своих братьев, чтобы спасти себя. Явятся лжепророки. Во время осады Иерусалима римлянами эти лжепророки обещали иудеям помощь с неба. «Претерпевый до конца, той спасется» – кто претерпит все бедствия, не изменив Христу и не поддавшись лжеучителям, тот заслужит вечное спасение. Четвертым признаком приближения суда Божия будет проповедь Евангелия во всем мире. Евангелие будет проповедано «во свидетельство всем языком», т.е. Христос не ранее придет, чем будет проповедано Евангелие, проповедь которого тогда станет обличительным свидетелем на суде против тех, которые, слышав ее, не уверовали. «Тогда приидет кончина». Ближайшим образом здесь имеется в виду гибель Иерусалима, но все эти признаки будут предуказывать и приближение кончины мира, и Страшного Суда.
Эти признаки общи для того и другого события. Так: 1) Суд над Иерусалимом наступил, как последствие его беззаконий и оскудения в нем любви («изсякнет любы многих» за «умножение беззакония»); точно также и кончина мира наступит, как результат умножения беззаконий в мире и оскудения любви среди людей, которые забудут, что они – братия во Христе; 2) Как последние дни Иерусалима, так и время перед кончиной мира будет характеризоваться появлением большого количества всевозможных ложных учителей; 3) Иерусалим пал после того, как Господь сделал все для его спасения: он был оглашен евангельской проповедью: точно также и кончина мира произойдет лишь после того, как все народы мира будут оглашены евангельской проповедью, дабы на Страшном Суде, подобно Иудеям, быть безответными. Далее Господь перечисляет специальные признаки, касающиеся уже собственно гибели Иерусалима. «Мерзость запустения», о которой предсказывал еще прор. Даниил в 9:27, – это римские войска, носившие изображения императора и орлов, которым воздавали божеские почести, идолы, внесенные ими в полуразрушенный храм. «Да бегут в горы», где много было пещер и убежищ, чтобы скрыться от римлян. «Иже на крове, да не сходит…» кровли домов были плоские, удобные для прогулок и для уединений: во время бедствия находящиеся на кровле должны бежать сразу наружу, не тратя времени на то, чтобы спуститься внутрь дома, дабы взять что-нибудь. Точно также и находящиеся в поле должны бежать не возвращаясь домой, «взяти риз своих», ибо в поле работали обыкновенно без верхних одежд. Историк Евсевий свидетельствует, что иерусалимские христиане, вспомнив это предупреждение Господа, действительно бежали при приближении римлян в Пеллу и другие заиорданские города и благодаря этому спаслись от всех ужасов, постигших осажденный город. Господь убеждает молиться о том, чтобы эти бедствия не наступили в такое время, когда нельзя далеко убежать. В субботу, по толкованию иудейских книжников, можно было отправляться в путь не дальше 2000 локтей, или около версты. «Будет бо тогда скорбь велия…» т.е. такие великие бедствия, что погибли бы все, если бы среди иудеев не было «избранных», т.е. уверовавших во Христа, ради которых сократятся «дние оны». Историк И. Флавий свидетельствует, что действительно «все несчастия, какия постигли народы от начала мира, были ничто сравнительно с теми, какия обрушились на иудеев». В продолжение осады Иерусалима в нем и его окрестностях погибло более миллиона людей. Множество умирало от голода, который был столь велик, что одна мать убила и съела свое собственное дитя. Громадное количество иудеев было распято на крестах и таким образом исполнилось страшное заклятие их, когда они требовали от Пилата распять Господа: «кровь Его на нас и на детях наших» (Матф. 27:25). Все эти бедствия были исполнением пророчества, изреченного еще Моисеем (Втор. 28:49-57). Осаждавший Иерусалим Тит первоначально хотел принудить иудеев к сдаче города голодом, но дела империи потребовали его скорейшего возвращения в Рим, и он решил взять город штурмом, вследствие чего и сократилось время бедствий для осажденных. Далее Господь вновь переходит к речи о Своем Втором Пришествии. «Востанут бо лжехристи и лжепророцы, и дадят знамения велия и чудеса…» – тут разумеются ложные чудеса, которыми будут вводиться в заблуждение иногда и праведники. Такие чудеса будут творить, по Ап. Павлу (2 Сол. 2:9-10) и по Апокалипсису (13 гл.), антихрист и слуги его. Явление Сына Человеческого будет подобно молнии, т.е. для всех непререкаемо очевидным. В противоположность лжемессиям, которые будут скрываться то в пустыне, то в потаенных комнатах, истинный Мессия, открывая Свой суд над миром, сделает его ощутительным и страшным повсюду, где будут духовно-мертвые грешники, подобно тому, как орлы слетаются всюду, где находятся трупы. «Абие по скорби дний тех»… бедствия, постигшие Иерусалим, кончатся, и люди предадутся беспечности, о которой говорится дальше (Матф. 24:37-39). Св. Лука добавляет к этому, что «Иерусалим будет попираем языки (т.е. язычниками), дондеже скончаются времена язык», т.е. от разрушения Иерусалима до Второго Пришествия Христова должно пройти значительное количество времени, в течение которого, по учению Ап. Павла, полное число язычников войдет в Церковь Христову, станет новым, духовным Израилем (Рим. 11:25).
«Но в тыя дни, по скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего» – эти слова не указывают с такой определенностью, как 24 ст. 21 главы от Луки (о том, что Иерусалим в течение какого-то длительного промежутка времени будет попираем язычниками), на значительность промежутка времени между разрушением Иерусалима и кончиной мира, но, однако, дают понять, что после разрушения Иерусалима наступят совершенно другие дни, которые превзойдут всякое сравнение по страшным событиям, какие тогда совершатся. Греческий текст этого стиха дает основания к такому перифразу: «Не думайте, что за гибелью Иерусалима немедленно последует Мое пришествие и кончина мира. Нет: иначе. Для этого наступят другие дни. Тогда солнце померкнет и луна не даст света своего и т. д.» У св. Матфея употреблено слов «абие», но оно в Свящ. Писании обычно означает не «немедленно сейчас же, вслед за тем», а только: «внезапно», «вдруг», как это и переведено в русском тексте. Под этим древлепророческим «абие», говорит Еп. Михаил, иногда сокрываются целые века. «Силы небесныя подвигнутся», т.е. произойдет потрясение всего мироздания. Характерные черты этого страшного времени указывает в гл. 21: ст. 25-26 св. Лука: на земле будет уныние народов и недоумение: море возшумит и возмутится, люди будут изнывать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную. «Тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси» – св. Златоуст считает, что это будет знамение Креста, который явится перед приходом Самого Христа Спасителя, как впереди земного Владыки выносят его стяг. Это и будет то знамение, которое заставит неуверовавших во Христа иудеев и всех безбожников, в порыве слишком позднего и уже бесплодного раскаяния, невольно воскликнуть: «Благословен грядый во Имя Господне». И все неверующие «тогда восплачутся», увидя, как они прежде заблуждались, живя во тьме неверия. «И узрят Сына Человеческаго, грядущаго на облацех, небесных с силою и славою многою». По гласу таинственной трубы последует воскресение мертвых, и Ангелы соберут со всех концев земли всех людей. Еще Моисей созывал иудеев на собрания, приказывая трубить в серебряные трубы: этот способ созыва обратился в обычай и употреблялся иудеями во все последующее время (Лев. 25:9; Числа 10:2; Суд. 3:27), почему Спаситель и употребляет этот знакомый всем евреям образ, для обозначения некоего действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут «избранных Его от четырех ветров», т.е. со всех концов земли. Ангелы соберут, как «избранных» для вечной славы, так и «всех творящих беззаконие» (ср. 13: 41) для вечного мучения. «От смоковницы же научитеся притчи…» как о наступлении лета судили по ветвям смоковниц, в изобилии росших на горе Елеонской, вместе с маслинами, так и о приближении кончины мира надо судить по тем знамениям времен, которые перед тем перечислил Господь. «Не мимо идет род сей, дондеже вся сия будут» – «сие» противополагается здесь «тому», о чем говорится даль– те в ст. 36. Разрушение Иерусалима действительно произошло еще при поколении современников Господа. Но это выражение можно относить и к кончине мира: тогда под «родом сим», как толкует св. Златоуст, можно понимать «Род ищущих Господа» (Псал. 23:6), род уверовавших во Христа, который, несмотря на все ужасы, сохранится до скончания века. «Небо и земля прейдут, словеса же мои не мимо идут» – это утверждение непреложности изреченного пророчества. Видя, как в точности исполнилось предречение Господа о разрушении Иерусалима, никто не может сомневаться и в том, что также точно исполнится и пророчество о Втором Пришествии Его. «О дни же том и часе никтоже весть», по св. Марку даже «Сын», конечно, как человек, а не как Бог. По св. Луке, люди будут жить беспечно, как во времена Ноевы перед потопом, и день Второго Пришествия Христова найдет внезапно, как свет на всех живущих по всему лицу земли (Луки 17:26-27 и Лук. 21:34-35). Это уподобление последних дней дням Ноя мы находим и у св. Матфея. «Тогда два будета на селе»… эти слова показывают, как быстро и решительно произойдет разделение между праведниками и грешниками, хотя бы они находились в момент Второго Пришествия Христова близко друг к другу и за одними занятиями, хотя бы даже спали на одной постели (Лук. 17:34). «Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет» – отсюда естественно вытекает необходимость постоянного бодрствования: Господь желает, чтобы мы не спали духовно, не были беспечны, но были бы внимательны к признакам времен и были всегда готовы к сретению Его, ведя добродетельную жизнь. По своей неожиданности и внезапности, пришествие Господне нередко сравнивается с приходом вора. Следующая затем притча о верном и нерадивом приставниках или рабах имеет целью еще сильнее внушить необходимость постоянного духовного бодрствования. Эта притча имеет особенно близкое отношение к духовным пастырям и гражданским начальникам, которые поэтому должны бояться нерадения в исполнении своих обязанностей, помня, что они должны будут дать отчет в своей деятельности.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Беседа Иисуса Христа с учениками о судьбе Иерусалима и о последних днях мира
(Мф. 24:1-51; Мк. 3:1-37; Лк. 21:5-38)
В то время, как Иисус Христос, произнеся последнее Своё слово о храме, оставил его уже навсегда, ученики Его, не понимая значения только что сказанного Им о храме, или может быть желая возбудить в Учителе чувство сожаления к одному из лучших национальных памятников, хотели обратить внимание Его на великолепную картину храма, ярко освещённую лучами заходящего солнца, и просили Его посмотреть, каково здание и какие камни. В ответ на это Иисус Христос прямо сказал, что наступит время, когда не останется от этого здания камня на камне.
Ученики же, убеждённые в том, что храм должен существовать до самого конца мира, которому будет предшествовать пришествие Мессии в Царской славе, поняли предсказание Иисуса Христа о разрушении храма за предсказание близкого наступления Его земного Царствования и кончины мира, а с нею и разрушения храма. И потому, когда Иисус Христос сел на горе Елеонской против храма, четверо из Его учеников (Пётр, Иаков, Иоанн и Андрей), предложили Ему вопрос о том, когда это будет и какой признак Его пришествия и кончины века.
Но Иисус Христос ответил, что они не должны ожидать скорого пришествия Его в качестве Царя, так что если кто будет объявлять о таком пришествии Мессии, то это будет обман. Имеющие случиться в недалёком будущем войны, глады, моры и землетрясения не будут при-знаком близкаго пришествия Его: это будет только началом бедствий, которыя должны обрушиться на Иерусалим.
Против последователей Христа начнутся гонения, которыя введут многих в соблазн; но только претерпевший до конца будет спасён! В продолжении этого времени Евангелие будет проповедано между всеми народами, и тогда наступит конец того царства и того домостроительства, которое до сих пор было предметом особого попечения Божия о избранном народе.
Иерусалим будет окружён войсками. На месте святе явится мерзость запустения, предреченная Даниилом. Верные, находящиеся в Иудее, должны бежать в горы. Бедствия постигнут так скоро, что не будет возможности ни воротиться в дом, ни приготовиться к побегу. Особенно тяжело будет состояние женщин беременных и питающих детей сосцами.
Бедствия будут такие, о каких не слыхано было от начала Мира. Но Господь сократит дни страданий ради небольшого числа избранных. Опасность для верных будет увеличена ложными известиями о появлении Христа то в одном, то в другом месте. Но такие известия обманчивы уже потому, что пришествие Сына Человеческого будет внезапное и всеобщее, подобное молнии. На такое явление Сына Человеческого быстро соберутся, как орлы к трупу, все избранные (Мф. 24:28).
Явление Сына Человеческого будет внезапное. Светила Небесныя померкнут и звезды будут с Небесе спадающе, и силы яже на Небесех подвижутся; на Небе явится знамение Сына Человеческаго, грядущаго с силою и во славе; Ангелы будут посланы с трубным звуком собрать избранных от всех стран Света; но день Его Пришествия сокрыт будет и от них и от всех сотворённых существ.
Как внезапен был потоп при Ное, так внезапно будет и Пришествие Сына Человеческого. И потому верные должны быть бдительны и благоразумны. Как верный раб, поставленный господином над слугами, когда найден будет в точности исполняющим волю его, получит награду от него; напротив, раб неверный и жестокий, в отсутствии господина обижающий слуг, по приходе господина подвергнется тяжкому наказанию за свою жестокость; так и последователи Христовы должны бодрствовать и молиться о том, чтобы избежать грядущих бедствий и сделаться достойными предстать пред лице грядущего Судьи.
За судьбою храма и в связи с нею предречена и судьба Иерусалима и избранного народа. Но так как эти события должны были предзнаменовать и обстоятельства кончины Мира, а по понятию тогдашних Иудеев должны были произойти в ближайшее друг за другом время, то Иисус Христос вместе с ним предрёк и последнюю судьбу мира и указал признаки, как падения Иерусалима, так и кончины мира.
Первым признаком приближения времени кончины Иерусалима Иисус Христос указал появление ложных мессий. Ожидание Мессии, особенно в дни отягощения Римского владычества, у Иудеев было так сильно, что они готовы были видеть Мессию во всяком человеке, коего деятельность и обстоятельства жизни отличались чем-нибудь необыкновенным; готовы были признать Мессией всякого проходимца и обманщика, который решался обмануть верования и надежды своих соотечественников и выдать себя за Мессию. Так было при появлении Иоанна Крестителя (Ин. 1:19 и далее); так было и с Самим Иисусом Христом, от Котораго ждали и требовали доказательств Его мессианства, хотя в слепоте и предубеждении не могли отличить истинных признаков Его мессианскаго значения от мнимых, раввинами придуманных и не оказавшихся во Христе.
Евангелист Лука в книге Деяний и Иосиф Флавий в своих Древностях Иудейского народа упоминают о нескольких лжемессиях, появлявшихся перед временем Иисуса Христа и разрушения Иерусалима, например, о Февде (одном, или даже двух=Деян. 5:36; Флав. 20:5,1), об Иуде Гавлонитянине из Галилеи (Деян. 5:37=Флав. 18:1,1); о каком-то Египтянине (Деян. 21:38=Флав. 20:8,6) и других.
У раввинов — современников Христа — составилась целая наука, если можно так сказать, о признаках Мессии, по которым они думали с пунктуальною точностью узнать и указать народу грядущего Мессию; и эти-то — большею частью обязанные своим происхождением вымыслу книжников — признаки Мессии и служили главным образом к узнаванию Христа.
Другим признаком приближения конца Иерусалима Иисус Христос указывает известия о войнах (разумеется вне Палестины), о голоде, о моровых поветриях, о землетрясениях. Книга Деяний Апостольских (11:28), Флавий (18:9,8; 20:2), Тацит (Annal. 12:43), Светоний и другие историки упоминают о такого рода бедствиях, действительно предшествовавших времени Иудейской войны с Римлянами.
Для верующих во Христа признаком означенных времён падения Иерусалима будут служить гонения на них и всеобщая ненависть против Христиан, естественно имеющая возбудиться с распространением Евангелия, которое до того времени будет проповедано всем народам. История показывает, что действительно ещё до падения Иерусалима Евангелие было проповедано всему тогда известному миру. Один Апостол Павел прошёл с проповедью от Аравии до далёкой Испании; а другие Апостолы и их ученики, как говорит неложное предание, прошли до Ливии, Индии, Парфии, Колхиды, Скифии, Сарматии и может быть ещё далее: так что с уверенностью сказать, что все тогдашние народы слышали благовествование о Христе (Рим. 10:18). Вместе с тем и на проповедников — как и на последователей Евангелия — обрушивались гонения, как от Иудеев, так и от язычников; а в 64-м году Нерон воздвиг первое государственное гонение на Христиан, за которым почти непосредственно началась последняя Иудейская война (66-й год), кончившаяся падением Иерусалима.
Ближайшим признаком наступления конца Иерусалима для верующих Иисус Христос указал на мерзость запустения (возбуждающую отвращение пустоту) на месте святом, согласно предсказанию Даниила (9:27). Так как совершенное запустение святого места (храма или города) произошло только после падения Иерусалима — а Спаситель предсказывает, что такое запустение будет предшествовать окончательному падению Иерусалима — то под мерзостью запустения можно разуметь, согласно со Златоустым, присутствие на святом месте предметов, возбуждавших омерзение Иудеев, например поставление знамён с орлами Римскими в храме и, может быть, изображений самих идолов, как это было по взятии Иерусалима (О Иуд. войне, 6:6,1).
Присутствие самих войск Римских во дворе храма, по мнению Иудеев, было осквернением храма и, следовательно, мерзостью. Евангелист Лука выражается так: когда увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его, и тем самым прямо указывает, что мерзостью запустения называется окружение города войсками Римскими. Христиане, по сказанию историков и предания, увидев начало осады, поспешили уйти в Пеллу — город, лежащий по ту сторону Иордана, в горах (Евсев., Ц. Ист. 3:5; Епиф., Ерес. 1:123).
Указывая на признаки приближающихся бедствий для Иерусалима и народа Иудейскаго, Иисус Христос говорит Своим ученикам: молитесь, чтобы бегство ваше не случилось зимою или в Субботу. Во время восстания Маккавеев враги Иудеев воспользовались покоем Субботы и истребили очень многих Иудеев, не хотевших ради Субботы защищаться от нападения (1 Мак. 2:31-38). Того же можно было ожидать и во время последней Иудейской войны. От такого именно случая предостерегает Иисус Христос Своих последователей. Другой случай — зимнее время, вообще тяжёлое для бедствующего люда, и ещё более тяжёлое для спасающихся бегством, и стало быть для людей, по необходимости остающихся без приюта под открытым Небом. В Палестине зима главным образом состоит в продолжительных непрерывных дождях, идущих кряду по несколько недель. В такое время оставаться без крова, без тёплой одежды, без пищи составляет уже само по себе бедствие, а во время войны тем более.
Бедствие, которое должно было постигнуть народ Иудейский перед падением Иерусалима, называется великою скорбью, какой не было от начала мира и впредь не будет. По словам Флавия — очевидца последних событий — страшные бедствия, постигшие Иудеев в последние годы существования Иерусалима и храма, были так велики, что с ними не могло сравниться ни-какое бедствие.
Еще задолго до окончания войны, вся почти Иудейская страна подпала под власть Римлян: города один за другим переходили в руки победителей, тысячи народа гибли от меча, голода и мора. Неотвратимо надвигались Римляне на Иерусалим, представлявший ещё тень свободного города. Сотни тысяч Иудеев стеклись в него на последний праздник Пасхи — руководимые обуявшим всех тайным желанием принять участие в национальном торжестве свержения Римскаго ига — а на самом деле приведённые рукою Промысла на грозный суд за кровь Богочеловека.
Железное кольцо осады обхватывало Богоотступный город, и попавшим него уже не было выхода. Тысячи крестов, с распятыми на них беглецами, невольно напоминали Иудеям о кресте и крови Голгофского Распятого.
В городе, во дворе храма и самом храме, под предлогом защиты их, свирепствовали и разбойничали шайки зилотов, Идумеян и сикарей. Голод, доводивший осаждённых до употребления в пищу кала животных и съедения детей матерями, мор, наполнявший улицы и площади города трупами не погребённых, отчаяние Иудеев, не позволявшее им внимать ни предложениям Римлян, ни увещанием первосвященников и благоразумных людей, ни предречениям пророков, ни знамениям Небесным, ожесточение Римлян, раздражённых упорным сопротивлением: всё соединилось на главу Иудеев и гибель Иерусалима. Иерусалим падает, Храм, вопреки приказанию победителя, загорается от случайно брошенной головни, и от него не остаётся камня на камне. Город превращается в развалины.
Из миллионного населения его едва 17 000 отводятся в плен, а остальные погибают от меча и мора. Сами язычники содрогаются от мысли о тех бедствиях, который постигли преступный город, и гордый вождь победителей, в смирении перед Промыслом Божьим, избравшим его в орудие Своего гнева, отказывается от титула Иудейского, которое готовилось ему, как триумфатору, сенатом и народом Римским. Самобытное царство Иудейское пало, народ рассыпался и рассеялся по всем странам Мира; немногие предметы священного поклонения Иудеев отнесены в Рим, как трофеи победителя, и там вскоре забыты, затерялись, исчезли навсегда. Однако, история народа-богоборца на этом не кончается.
Начавшееся в дни современного Богочеловеку рода исполнение гнева Божия над преступным градом и народом не прекращается и доселе, не прекратится и до тех пор, дондеже скончаются времена язык: Иерусалим попирается то язычниками, то крестоносцами, то магометанами; храм находится в опустении, и самые попытки восстановить его вели и ведут к исторжению последних камней из основания его.
Народ Иудейский, рассеянный по лицу Земли, с печатью отвержения на челе, презираемый и преследуемый всеми, без родины и отечества на Земле, без священства и жертвы, без веры и чаяний в будущем, народ этот, если и наслаждается, по милости последователей Христа или Магомета, покоем и правами, то разве только для того, чтобы сильнее чувствовать их лишение. Гнев Божий видимо тяготеет над ним, и скорби его умножаются на Земле. И будет так, пока не кончатся времена язык, пока всяк народ не исповесть Христа распята; тогда и Израиль возревнует о спасении и обратится к некогда отверженному им Мессии (Рим. 11:25 и далее). Тогда кончится и скорбь его великая.
И абие по скорби дний тех Солнце померкнет и Луна не даст света своего и прочее, и явится знамение Сына Человеческого, предвестие Его славного Второго Пришествия. Это пророчественное абие не показывает, что Второе Пришествие Христово должно последовать непосредственно за падением Иерусалима, так как оно относится к скорби, начавшейся в 60-х годах нашей эры и ещё не кончившейся над Иудейским народом. Не показывает это абие и того, что в пророческом представлении Иисуса Христа оба события — падение Иерусалима и конец мира — сливались как бы в одно событие: потому-то действительность разделила их настолько, что теперь смешивать их нельзя, хотя оба события по сходству признаков и могли в пророческой картине быть представлены, как события, одно другому служащее прообразом.
Второму Пришествию Иисуса Христа будут предшествовать великие знамения Небесные; помрачение Солнца и Луны, падение звёзд с Неба, движение или лучше смятение, самих сил Небесных, Ангелов.
Совокупность этих явлений означает вообще полное изменение законов природы. Фактическая возможность такого изменения подтверждается астрономическими свидетельствами о великих переворотах, происходящих в Солнечной системе и в звёздном мире. Вечно горящее и не сгорающее Солнце догорит наконец, померкнет и потеряет часть своей притягательной силы; вследствие чего Земля и другие планеты сорвутся со своих путей и в своём движении представят вид падающих звёзд. С движением светил Небесных подвигнутся и Ангелы, или как обитатели их, по мнению некоторых, или как свидетели и слуги величайших событий мира, или как существа, подлежащия Суду наравне с людьми по кончине мира.
Само Пришествие Иисуса Христа будет не духовное или аллегорически понимаемое, а чувственное, действительное. Оно будет состоять не в распространении Евангелия и признании Иисуса Христа Судьёю народов — что могло случиться ещё до падения Иерусалима или тотчас по падении. Но вся беседа Спасителя заставляет думать здесь о действительном вторичном Пришествии Его: и намерение Его предостеречь учеников от ложных мнений о пришествии в качестве земного Царя, и тон речи догматически-исторический, а не приточный, и указание признаков в природе видимой, и неоднократные, прежде и после, и сообщения Иисуса Христа и затем Его Апостолов о действительном Пришествии Его для Суда.
Явлению Сына Человеческого для Суда будет предшествовать явление Ангелов с громогласною трубою. У Иудеев в дни великих праздников, и в частности в так называемые судные дни, народ созывался звуком трубы. В подобие этого, на Страшный Суд будут созываться все народы посредством трубнаго звука — конечно, не чувственнаго.
Желая успокоить пытливость учеников и вместе предостеречь их от напрасных ожиданий, Иисус Христос указывает верные признаки кончины Иерусалима. Как приближение лета можно узнать по ветвям, которые весной становятся мягки и покрываются листьями, так и приближение кончины Иерусалима можно узнать по вышеуказанным признакам: окружение Иерусалима войсками, проповедь Евангельская. И заключает Иисус Христос: не прейдёт род сей дондеже вся сия будут. Род сей, современный Иисусу Христу, явится свидетелем и разрушения Иерусалима. Другие же, по связи и относят и эти слова ко Второму Пришествию Христову, и понимают род сей в приложении вообще к Иудеям, то есть, что род Иудейский не прекратится, пока не сбудется предсказанное о пришествии Иисуса Христа.
О дне Страшного Суда, по словам Спасителя, никто не знает, даже и Сын Человеческий, и конечно только по-человечности: потому что по Божеству Он был и есть Бог всеведущий. Агносты и ариане полагали, что Иисус Христос, как не Бог, или как низший Бог, не знает дня Страшнаго Суда и по естеству Своему. Но Тот, Кто знает, как, Кем и над кем будет совершён Страшный Суд и к каким последствиям он приведёт, Тот, конечно, мог знать, когда произойдёт этот Суд. Если же Он говорит о Своём неведении, то по смирению и по сознанию Своего человеческаго естества, которому недоступно и многое другое.