Мф. XXI, 33 — 46: 33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. 34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. 37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. 42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? 43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
Мк. XII, 1-12: 1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. 2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника. 3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. 4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. 5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. 6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. 7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. 8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. 9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. 10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; 11 это от Господа, и есть дивно в очах наших. 12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
Лк. XX, 9-19: 9 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время; 10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. 11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. 12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. 13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. 14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. 15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника? 16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет! 17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? 18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 19 И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
Руководство к изучению Четвероевангелия
Прот. Серафим Слободской (1912-1971)
По книге «Закон Божий», 1957.
Притча о злых виноградарях
(Мф. XXI, 1-17; Мк. XI, 1-19; Лк. XIX, 29-48; Ин. XII, 12-19)
Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам народа, сказал им такую притчу.
«Был некоторый Хозяин дома, Который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, Он послал своих слуг к виноградарям, чтобы взять Свои плоды. Но виноградари, схватив слуг Его, одного избили, другого убили, а иного побили камнями.
Еще послал Он других слуг, больше прежнего. Но и с ними поступили так же.
Наконец, послал Он к ним единственного Сына Своего, возлюбленного, говоря: «постыдятся они Сына Моего».
Но виноградари, увидев Сына, стали говорить между собой: «это наследник. Пойдем, убьем Его, и завладеем наследством Его». И, схватив Его, вывели вон из виноградника и убили».
Сказав эту притчу, Спаситель спросил их: «итак, когда придет Хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»
Они ответили Ему: «злодеев этих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои».
Господь Иисус Христос подтвердил ответ их, сказав: «Потому говорю вам, что отнимется от вас Царство Божие, и отдано будет народу, приносящему плоды его».
Тогда первосвященники и фарисеи с книжниками поняли, что Спаситель говорил про них. В ярости они хотели Его схватить, но побоялись народа, потому что народ почитал Его за пророка.
Объясняется эта притча так. Хозяин дома, это Бог. Виноградник это народ еврейский, избранный Богом для сохранения истинной веры. Ограда виноградника – Закон Божий, данный через Моисея; Точило, куда стекал сок винограда – жертвы (в Ветхом завете, прообразовавшие крестную жертву Иисуса Христа); башня – храм иерусалимский. Виноградари – первосвященники, книжники, начальники еврейского народа. Слуги Хозяина – Св. Пророки. Сын Хозяина – Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Стоявшие во главе еврейского народа первосвященники, книжники и начальники получили власть для того, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя, а они употребляли эту власть только для своей выгоды. Бог посылал к ним пророков, но они гнали и убивали их. Так они оказались пророкоубийцами, а потом и убийцами апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя из своего города, распяли. И потому отнято было от них Царство Божие и отдано народу иному, Церкви Христовой, составившейся из язычников.
Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.
8. Притча о злых виноградарях
(Мф. XXI, 33-46; Мк. XII, 1-12; Лк. XX, 9-19)
Притчу эту передают нам все три синоптика совершенно одинаково. Некоторый хозяин, под которым разумеется Господь Бог, устроил «виноградник», под которым надо понимать ветхозаветную церковь. Обнес его «оградой», под которой толкователи понимают закон Моисеев и все вообще учреждения, назначенные для того, чтобы предохранять избранный народ Божий Иудеев от влияния язычества; выкопал в нем «точило» – бассейн или яма, в которой выжимался сок, построил «башню», назначавшуюся для сторожей, которые охраняли виноградник от воров и животных. Под «точилом» и «башней» свв. отцы разумеют алтарь и храм. Сделав все нужное для благоустроения виноградника, хозяин «отдал его виноградарям», как было в обычае, с тем, чтобы они уродившиеся плоды сполна и в известном условленном количестве доставляли хозяину. Под «виноградарями» разумеются иудейские народные начальники, по преимуществу первосвященники и члены синедриона. Затем хозяин отлучился: это значит, что Господь вверил им всю полноту власти над еврейским народом, с тем, чтобы они потом представили ему плоды своего управления – показали бы, что они воспитали народ так, как следовало, в духе закона Божия. Через некоторое время хозяин послал своих «слуг», под которыми надо понимать пророков. Но злые виноградари, «емше рабов Его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша» – так поступали начальники иудейского народа с посланниками Божиими пророками. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свою личную корысть и интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях. Об этом свидетельствует вся ветхозаветная священная история (Иерем. 44:4-б; 2 Пар. 24:20-21; 36:16; Нем. 9:26 и др.). Наконец, хозяин послал к ним «сына своего» (по Марку, единственного и возлюбленного); последним чрезвычайным посланником Божиим к Иудейскому народу был Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос. «Сей есть наследник», сказали злые виноградари: «приидите, убием Его, и удержим достояние Его». Господь Иисус Христос называется «наследником» в том смысле, что все предано Ему Отцем Его (Матф. 11:27). Первосвященники и старейшины Иудейские решили убить Его, чтобы не лишиться своей власти над еврейским народом («Емше Его изведоша вон из винограда, и убиша» – так начальники Иудейские убили Господа Иисуса Христа, выведши Его из Иерусалима, который был священным средоточием ветхозаветной церкви, за стенами его. Закончив притчу, Господь пожелал, чтобы слушатели сами произнесли над собою приговор, что они действительно и сделали, по св. Матфею, а по св. Марку, Господь, с Своей стороны, подтвердил правильность этого приговора. А по св. Луке, Первосвященники и старейшины, уразумев, что этот приговор они изрекли сами над собой, затем сказали: «Да не будет», этого с нами. Под «пришествием» хозяина надо понимать здесь не Второе Пришествие Христово, ибо далее говорится о том, что Он, т.е. Бог, «виноград предаст иным делателем» (следовательно, земная жизнь людей еще будет продолжаться), а разрушение Иерусалима, отмену первосвященнического служения и власти синедриона, и значения книжников и фарисеев. Тогда призваны будут на дело обработки виноградника Божия «иные делатели» – Апостолы и их преемники, пастыри Христовой Церкви. В заключение притчи Христос применяет к себе 22-23 стихи 117 псалма, называя Себя Камнем, который отвергли строители, т.е. вожди Иудейского народа, но Который сделался «Главою угла» – стал краеугольным камнем величественного здания новозаветной Церкви. Пришествие в мир Самого Сына Божия было «от Господа» и «есть дивно» в очах человеческих, с точки зрения человеческой. Называя Себя камнем, Господь указывает на два вида людей, которые не уверуют в Него и которые подвергнутся за это наказанию: одни, для которых Он будет Камнем претыкания, т.е. соблазна, другие, которые, оставаясь нераскаянными, ожесточенно восстали против Господа и начали бороться против распространения Его Царства. Вина вторых тяжелее. Преткнувшегося о камень и разбившегося можно восстановить и исцелить, сотрение же выражает окончательную гибель, которая и постигнет всех ожесточенных противников Христовых. В результате такого непокорства Иудеев, назначенных первоначально быть избранным народом Божиим, «Отъимется от них царствие Божие, и дастся языку творящему плоды Его», т.е. новому народу Божию – всем будущим членам Царства Божия, или Церкви Христовой, которые представляются здесь, как один народ – новый Израиль. Поняв весь глубокий смысл притчи до конца «первосвященники и фарисеи… старались схватить Его, но побоялись народа», т.е. возможности народного возмущения, которое могло бы быть вызвано в защиту Господа, почитавшегося пророком.
А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.
Ответ Иисуса Христа первосвященникам и притчи к ним
(Мф. 21:23-46; 22:1-14; Мк. 11:27-33; 12:1-12; Лк. 19:47,48; 20:1-19)
… В другой притче Иисус Христос ещё нагляднее представил вождям Иудейскаго народа их нравственное состояние и отношение к идее Царства Божия, на которое они считают себя в праве. Господин, насадивший виноградник, устроивший всё необходимое в нём и обнёсший его оградою, поручает его виноградарям, и когда пришло время собирания плодов, посылает к ним одного за другим слуг для сбора прибыли от плодов; но виноградари прогоняют посланных, оскорбляют, бьют и даже убивают. Долготерпеливый хозяин посылает к ним своего сына, разсчитывая, что они хотя его постыдятся; но они сговариваются и убивают самого сына его, в надежде завладеть его наследством. Притча оканчивается вопросом к фарисеям, что должен будет сделать со злыми делателями хозяин винограда, когда придёт. Фарисеи отвечали: злых зле погубит, а виноградник отдаст другим делателям, которые отдадут ему плоды в своё время. После сего, прибавляют Евангелисты, первосвященники и книжники искали схватить Его, но не осмелились наложить на Него руку, боясь народа.
В этой притче Господь, подобно древним пророкам, под знакомыми народу образами, представил народ Иудейский, заботу Божию о нём, духовныя дарования и преимущества его, преступное отношение руководителей народа к Богу и к народу, предсказал их величайшее, вскоре имеющее совершиться, преступление над Ним Самим и Суд Божий над Иудеями, произнесённый против себя устами самих преступников. Виноград, насаждённый Самим Господином, это народ Иудейский, избранный Господом и ограждённый Законом и другими учреждениями Ветхаго Завета: обрезанием, священством, пророчеством, обетованиями и откровениями; ограда — Закон; башня и точило — другия учреждения Ветхаго Завета; виноградари — руководители народа, в руках которых остался виноградник в то время, когда Господь отлучился, то есть перестал открывать народу Свою волю непосредственно через пророков. Плоды, которых требовал от них Господин, покаяние и исполнение Закона. Слуги, посылаемые хозяином для сбора плодов, есть пророки и избранники Божии, проповедники покаяния, обличители неправд народа, часто подвергавшиеся оскорблениям, гонениям, страданиям и даже смерти. Той же участи подвергся и возлюбленный Сын Божий, Котораго послал к ним Господь, Владыка виноградника. Его убили виноградари не потому только, что не хотели отдать должных плодов, но убили со злым намерением завладеть тем наследством, которое Ему должно было принадлежать по праву.
Отвергая правду и милость, проповеданныя Сыном Божиим, и поставляя вместо них и выше них исполнение мелочных требований Закона и преданий старцев; не умея и не будучи в состоянии возвыситься до любви и самоотвержения, представители и руководители Иудейскаго народа думали, что они войдут в Царство Мессии и сделаются наследниками Его; они думали, что если они официально не признают учение Христово и силы Его за Божественныя, что если они запретят народу следовать за Галилейским Πророком, а Самого Пророка убьют, то указанный Им путь к достижению Царства Божия потеряет значение, и останутся только их пути и их право на это Царство.
Но убив Христа, они привлекли только на себя суд великаго Домовладыки, Который действительно не замедлил приити и злых зле погубить. Самая притча тотчас была понята фарисеями и первосвященниками, тем более, что Спаситель в дополнение притчи привёл изречение Псалмопевца: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей быстъ во главу угла (Псал. 117:22), явно указывая в этом камне Самого Себя, отвергаемаго зиждущими дом Божий на Земле, то есть руководителями народа израильскаго, и ставшаго краеугольным Камнем новой Церкви, новаго дивнаго здания Божия на Земле.
Господь далее присоединяет, что кто упадёт на тот Камень, сам разобьётся, а на кого Камень упадёт, того раздавит. То есть кто соблазняется о Нём, не признаёт Его за Христа, тот естественно лишается прав на Царство Мессии, разбивает все свои верования и надежды на Него. Но кто, далее, упорствует в своих расчётах и требованиях и противопоставляет свои мечты и убеждения учению Христа; на того падёт Христос Своими Судом и обличением.
…
2) В притче о виноградарях говорится, что хозяин послал к ним своего возлюбленнаго сына, наследника своего Царства; но как это наследство ещё не в руках сего сына, а только уготовано для него, и так как сего наследника убивают злые делатели, то очевидно здесь разумеется наследник по-человечеству, потому что по Божеству, как Творец всего созданнаго, Он есть Господь всяческих и Домовладыка, а не наследник только в будущем. Ариане же хотели на основании сего места отвергать Божественность Иисуса Христа.
3) При убиении посланнаго к злым делателям наследника, они выводят его вон из виноградника и там убивают его. И Спаситель был распят вне града, стало быть вне того виноградника, где сосредоточивались главныя учреждения Иудейскаго народа, в предзнаменование того, что и мы должны выходить вне градов земных и взыскивать Небеснаго (Евр. 13:12-14).
4) Евангелист Лука (20:16) после слов осуждения виноградарей, которыя вместе с Марком относит к Самому Спасителю, замечает, что фарисеи при этом сказали: да не будет, то есть «не бывать тому, чтобы наши права и Царство Божие были отняты от нас». Это было, конечно, выражением не столько страха перед угрожающим им Судом, сколько неверия в саму угрозу Спасителя. Почему Иисус Христос и указал им на то, что это было предсказано ещё у пророков и предложил им притчу о краеугольном камне.
5) Притча о краеугольном камне, повторяя то же, что высказано и в притче о виноградарях, указывает, что злые деятели действительно зле погибнут за отвержение камня Христова: они или сами разобьются своим неверием или будут сокрушены Судом отверженнаго ими Мессии. Камень (ή λίθος — драгоценный камень), отброшенный строителями здания, по усмотрению Божию и к удивлению строителей сделался таким, что стал креугольным камнем новаго здания — Церкви.